Законодательный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать основные этапы законодательного процесса в Российской Федерации.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать понятие законодательного процесса.
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.
Рассмотрение законов в согласительной комиссии.
Президент РФ в законодательном процессе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и участники законодательного процесса, его нормативная база 4
2. Стадии законодательного процесса 7
2.1. Подготовка проекта 8
2.2. Законодательная инициатива и порядок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе 10
2.3. Порядок одобрения закона в Совете Федерации 13
2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии 18
2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом РФ 19
3. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации 22
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс в Российской Федерации.doc

— 410.00 Кб (Скачать)
Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского 

Юридический факультет

Заочное отделение 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине  
Конституционное право Российской Федерации

  на тему: 

Законодательный процесс 
в Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011

Оглавление 

 

Введение

     На  современном этапе Россия превращается в демократическое правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство – она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее – в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.

     Россия  стремится стать правовым демократическим  государством. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу является принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти – свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная – за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.

     Законодательная власть ответственна за то, насколько  полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп. Но из общеобязательности законов вытекает и обратное: они должны соответствовать интересам общества, тем многочисленным и разнообразным чаяниям и потребностям, отстаивание которых становится целью разнообразных общественных объединений.

     Таким образом, законодательный процесс  в Российской Федерации напрямую затрагиваем интересы каждого гражданина нашей страны.

       Цель исследования - исследовать  основные этапы законодательного  процесса в Российской Федерации.

     В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие законодательного процесса.
  2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
  3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.
  4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.
  5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии.
  6. Президент РФ в законодательном процессе.

Объектом данного исследования стал процесс законотворчества в РФ.

 

1. Понятие и участники законодательного процесса, его нормативная база

 

     Под законодательным процессом понимается порядок внесения, обсуждения, принятия, одобрения, подписания и опубликования законов Российской Федерации. Этот порядок регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

     В законодательном процессе участвуют  Президент Российской Федерации, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы, Государственная Дума. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

     Чтобы обеспечить взаимодействие федеральных  органов государственной власти в законодательном процессе, Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. утверждена Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности, основными направлениями деятельности которой являются:

  • рассмотрение законодательных инициатив и выработка рекомендаций по организации работы над законопроектами;
  • подготовка предложений по формированию блоков законопроектов, сходных по предмету регулирования;
  • организация экспертизы законопроектов для установления их соответствия Конституции Российской Федерации, приоритетности принятия федеральных законов, их соотношения с другими нормативными правовыми актами в той или иной сфере правового регулирования.

     Вопросы взаимодействия Президента Российской Федерации с Государственной  Думой и Советом Федерации  в законотворческом процессе регулируются Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с  палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. Положение определяет порядок реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законодательном процессе.

     Конституция1 выделяет два вида федеральных законов:

1) федеральные  конституционные законы;

2) федеральные  законы.

     По  предметам ведения Российской Федерации  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации2.

     Вне пределов ведения Российской Федерации  и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов3. К правовым актам субъектов федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации.

     Указанные нормативно-правовые акты не должны противоречить  Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам4. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации5.

     Федеральные конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией. К ним относятся следующие:

  • о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137);
  • о референдуме (п. «в» ст. 84) — принят 10 октября 1995 г. (новая редакция 2004 г.);
  • об Уполномоченном по правам человека (п. «д» ст. 103) — принят 26 февраля 1997 г.;
  • о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114) — принят 17 декабря 1997 г.;
  • о судебной системе Российской Федерации (ч. 3 ст. 118) — принят 31 декабря 1996г.;
  • о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 128) — принят 21 июля 1994 г.;
  • о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации (ст. 128);
  • об арбитражных судах в Российской Федерации (ст. 128) — принят 28 апреля 1995г.;
  • о военных судах Российской Федерации — принят 23 июня 1999 г.;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
  • о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ч. 1 ст. 70);
  • об обстоятельствах и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях (ч. 2 ст. 56);
  • о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
  • о Конституционном Собрании (ст. 135).

     Конституция предусматривает принятие федеральных  законов, затрагивающих практически  все сферы государственной, экономической, социально-культурной жизни.

     Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»6 предусматривает еще одну форму нормативного правового акта, а именно, закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Следует иметь в виду, что законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, применяются в части, не противоречащей ей.

 

2. Стадии  законодательного  процесса

 

     Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в России являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.7

     Схема 1.8

     Стадии  законодательного процесса в Российской Федерации

 
2.1. Подготовка  проекта

     Первый этап правотворчества — предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта). Этот этап начинается с принятия решения о подготовке проекта и находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения Правительству РФ либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента РФ, Правительства РФ, других органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.

     Вторая  стадия законодательного процесса —  предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего, определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, суть вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования.

     Проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

     На  данном этапе осуществляется сбор информации о действующем законодательстве по теме проекта, анализируется его состояние, практика применения. Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того уже довольно разбалансированную и внутреннюю противоречивость законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно готовить справку о действующем нормативном материале по соответствующему вопросу. Велика польза сбора сведений о зарубежном законодательстве по теме проекта.

     Анализ  состояния законодательства по проблемам, относящимся к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно  необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, экологические и другие, а также возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т.п.

     На  начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима разработка его научной концепции.

     Следующая стадия — подготовка первоначального  текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

     В подготовке проектов обязательно участие  юридических подразделений органов  и организаций, разрабатывающих  проект. Это обеспечивает высокую  юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

     Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов  законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ