Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:12, реферат
Термин либерализм происходит от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''. Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций.
ВВЕДЕНИЕ с. 3
1. КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ с. 4
2. СУЩНОСТЬ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА (ЛИБЕРАЛ-РЕФОРМИЗМА) c.10
3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ с.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КЛАССИЧЕСКИЙ
ЛИБЕРАЛИЗМ
2. СУЩНОСТЬ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
(ЛИБЕРАЛ-РЕФОРМИЗМА)
c.10
3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Термин
либерализм происходит от латинского
''liberalis'' - свободный, имеющий отношение
к свободе. В древнеримской мифологии
бог Либер соответствует
1.
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
Большинство исследователей либеральной политической идеологии считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию ''общественного договора''. Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).
В
целом либеральное
Процессу
появления теоретических
Идеи
основоположника либерализма
В
противоположность прежним
По
отношению к происхождению
Политическая практика современных просветителям абсолютистских государств убеждала их в том, что пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом себе ограничивающих его начал, права и свободы граждан не могут быть надёжно гарантированы. Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом государстве должно быть последовательно проведённое разделение властей.
Очевидно,
что свобода понималась приверженцами
либерализма в негативном смысле,
то есть в смысле свободы от политического,
церковного и социального контроля
со стороны феодального
С
формированием и утверждением идеи
индивидуальной свободы все более
отчетливо вычленялись проблема
отношений государства и
Исходя из этого постулата, были сформулированы политэкономическая, правовая система и государственно-политическая концепция, в которых право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения в жизнь этого выбора. Эти идеи воплотились в принципах laissez faire, свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере они нашли отражение в идеях государства - "ночного сторожа" и правового государства, демократии и парламентаризма.
Суть идеи государства-"ночного сторожа" состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло.
Признавая за либерализмом приоритет в формулировании концепции государства- "ночного сторожа", следует вместе с тем иметь в виду, что его представители, особенно умеренного крыла, отнюдь не отвергали позитивные функции государства во всех без исключения сферах общественной жизни. В этом смысле исключительно важное место в либерализме занимал постулат, по-разному сформулированный А. Смитом и И. Кантом. Первый говорил, что собственность дает права, но эти последние нужно использовать таким образом, чтобы не нарушать права других членов общества. Как утверждал Кант, "свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". В обоих случаях подразумевалось действие государства по защите прав и свобод человека.
Но у либералов речь шла не только о таких имманентно присущих государству прерогативах и полномочиях, как обеспечение правопорядка внутри страны и защита национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Симптоматично, что основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения.
Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов конституционализма, парламентаризма и правового государства - этих несущих конструкций политической демократии. Основополагающее значение имел сформулированный Ш.-Л. Монтескье принцип разделения властей на три главные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По его мысли, в случае соединения законодательной и исполнительной ветвей неизбежны подавление свободы, господство произвола и тирании. То же самое произойдет и в случае соединения одной из этих ветвей с судебной властью. А соединение всех трех в одном лице или органе составляет характерную черту деспотизма. Прежде всего основателям либерального мировоззрения принадлежит идея о том, что в государстве должны властвовать не отдельные личности, а законы. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.
Либерализм и демократия обусловливают друг друга, хотя их и нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти.
Новейшие
тенденции и сдвиги в развитии
западного общества, характерные
для 70-80-х гг., оказали значительное
влияние на всю систему западной
общественно-политической мысли, на все
ее течения, направления и школы.
Не является с этой точки зрения
исключением и либерализм. Показателем
разброда и растерянности среди либералов
стало появление множества работ, посвященных
кризису современного либерализма. Со
второй половины 60-х гг. такие выражения,
как "нищета либерализма", "конец
либерализма", "смерть либерализма",
зачастую выносимые в заголовки книг и
статей, стали стереотипом. Подобные суждения
отражали состояние послевоенных десятилетий,
которое подтвердило факт действительного
ослабления позиций либеральных партий
(за исключением демократической партии
США), их отхода на периферию политической
жизни. Либерализм представленный в качестве
течения общественно-политической мысли
сохраняет значимость и в наши дни. . Исторической
заслугой либерализма и партий либеральной
ориентации является то, что они сыграли
ключевую роль в формировании и институционализации
в конце XIX - первых десятилетиях XX в. основных
принципов и институтов современной политической
системы, таких как парламентаризм, разделение
властей, правовое государство и др., которые
в конечном счете были приняты всеми основными
политическими силами и партиями.
2.
СУЩНОСТЬ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА (ЛИБЕРАЛ-РЕФОРМИЗМА)
В конце XIX - начале XX вв. обнаружились как сильные, так и слабые его стороны либерализма, особенно в политической сфере. Так, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов.
В
результате произошла инверсия функций
свободного рынка. Если в период борьбы
с феодализмом и становления
капиталистических отношений