Виды юридической деятельности: следственная

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:36, доклад

Описание работы

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества

Содержание

1.Психологические особенности личности следователя
2.Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников
3.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Виды юридической деятельности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 

Формула "чтобы уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведение до известной степени совершенства, умение становиться свойством человека - умелостью.

 

Умелость включает в  себя и навыки, то есть автоматизированные способы выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя формируются навыки различной психологической структуры.

 

В психологии следователя  наибольший интерес представляет роль памяти в накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых  к следователю, делает главной в  его профессии произвольную, смысловую память и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.

 

Следователь должен очень  многое знать, то, что знает, - хорошо помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе расследования, можно разделить на две части.

 

Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта, которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они являются как бы средством решения стоящих  перед ним задач и сохраняются  в его долгосрочной памяти.

 

Вторая часть информации относится к самому расследуемому  событию. Это - знание конкретных обстоятельств  дела, фактических данных, установление которых является целью проводимого  расследования. В полном объеме они  сохраняются оперативной памятью.

 

По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов - кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняется неопределенный срок. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат. отражать) кругам возбуждения.

 

Продолжение реверберации в течение  длительного времени (30-50 мин.) вызывали стойкие круги структурных изменений  в нервных клетках мозга, которые являются механизмом долговременной памяти. Таким образом, реверберация- это переход информации с кратковременной памяти в долговременную. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации, то есть закрепления.

 

Сведения о кратковременной  и долговременной памяти весьма значительны  для следственной работы. Знание закономерности их функционирования облегчает следователю  правильный выбор тактических воздействий  и правильное воспроизведение забытого.

 

Воображение следователя.

 

Воображение, то есть создание новых  образов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное разнообразие жизненных  явлений, с которыми приходится иметь  дело следователю, придает его фантазии универсальный характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

 

Основным условием развития воображения  следователя является накопление и  обобщение его опыта и знаний.

 

Качества ума следователя

 

Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из наиболее интересных и наименее исследованных  проблем.

 

Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно  реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и  психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится  к компетенции психологической  науки, и, в частности, того ее раздела, который именуется психологией мышления.

 

Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативное" допускает  различные толкования: оперативной  можно назвать деятельность, состоящую  из ряда операций либо протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера" означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению следователя.

 

 

Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной работы:

 

во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;

 

во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к действию с отвлеченными понятиями.

 

Вторая разновидность, тесно  связанная с наглядно-действенным и образным мышлением, значительно сложней.

 

Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.

 

Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у следователя следующих качеств ума:

глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений  и поступков;

широты - умения охватить мыслью большой  круг вопросов и фактов, привлекая  знания из различных областей науки  и практики;

мобильности - способности продуктивного  мышления, мобилизации и использования  знаний в сложных условиях, в критической  обстановке;

быстроты - умения решать задачи в  минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;

целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительно время  удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;

самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;

критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

гибкости - умения подойти к явлению  с различных точек зрения, устанавливать  зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже  усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

 

Для развития этих качеств ума при  подготовке следователей целесообразно  практиковать решение специальных  задач - упражнений, основанных на психологических принципах.

Следует также остановиться на качествах  творческого мышления:

 

1. Проблемный характер подхода  к изучаемым явлениям -это качество  творческого мышления проявляется  в умении найти вопросы, подлежащие  выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что все в расследуемом деле просто.

 

К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как "определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их стыке.

 

2. Оперативность мышления - приурочение  умственных операций (наблюдательность, воображение), которые в исследовании  вещественных доказательств и  других юридических фактов наиболее  значимы. В оперативность мышления  входит также гибкость в применении различных методов и приемов, при помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

 

3. Динамичность мышления - умение  быстро, творчески ориентироваться  в расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить  внимание и от чего следует  отвлечься, быстрота охватывания  расследуемой ситуации и взвешивание  оснований, которыми нужно разумно руководствоваться в последующем развитии дела (версии).

 

4. Широта мышления - проявляется  в продуктивности творческой  работы при решении многих  проблем. Это качество особенно  необходимо следователям, расследующим  хозяйственные преступления, где  нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.

 

5. Глубина мышления - выражается  в выявлении существенных свойств,  связей и отношениями между  предметами и явлениями. Следователь  не оставляет без внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому он приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти связи, процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются мысленные пробы.

 

6. Смелость, оригинальность, а главное,  обоснованность выдвижения версий  по расследуемому делу - в их  решении. 

 

Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную  версию. Эти качества в процессе творчества постоянно "накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна.

 

7. Логичность мышления - развитие  последовательности мыслительного процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это присуще мышлению следователя.

 

Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются задачи о очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем следственных и оперативных действий), затем определяются источники информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).

 

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - это стержень  мыслительного процесса следователя,  без которой он не может  установить истину.

 

Мыслительная работа следователя  находит наиболее обобщенное выражение  в версиях и планах.

 

Версия - это предположение о  прошлых событиях, план - это предположение  о событиях будущего. Первое - есть мысленное  отражение возможных действий преступника  и других обстоятельств, по поводу которых  ведется расследование, второе - мысленное  отражение собственных действий следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных задач расследования.

 

Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок, последовательность и ожидаемые результаты предстоящих  действий.

 

Талантливого следователя характеризуют:

Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически  значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему криминалистических понятий;

Переработка полученной информации в закодированном виде, создание гипотез;

Проверка выдвинутых гипотез путем  раскодирования информации на предметном уровне. Построение при подтверждении  гипотез версии в закодированном виде и создание на ее основе плана  расследования;

Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом  сопоставлении выдвинутой версии с  реальными обстоятельствами. Для  этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к  другой.

 

Это качество может быть названо "Детектором ошибок", которое является чрезвычайно  значимым для профессиональной деятельности следователя. Еще Аристотель сказал: "Сомнение, есть начало мудрости".

 

Есть профессии, выбрав которые, человек  одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

 

Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.

 

Данные исследования показали, что  удельный вес каждой из приведенных  выше групп качеств в структуре  конкретной личности следователя может  быть различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных качеств и наоборот.

 

 

В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:

"Следователь-организатор" в  структуре профессиограммы которого  доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается большинство вопросов  решать коллективными усилиями  оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;

Информация о работе Виды юридической деятельности: следственная