Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:36, доклад
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества
1.Психологические особенности личности следователя
2.Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников
3.Список литературы
Формула "чтобы уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведение до известной степени совершенства, умение становиться свойством человека - умелостью.
Умелость включает в себя и навыки, то есть автоматизированные способы выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя формируются навыки различной психологической структуры.
В психологии следователя наибольший интерес представляет роль памяти в накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых к следователю, делает главной в его профессии произвольную, смысловую память и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.
Следователь должен очень многое знать, то, что знает, - хорошо помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе расследования, можно разделить на две части.
Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта, которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они являются как бы средством решения стоящих перед ним задач и сохраняются в его долгосрочной памяти.
Вторая часть информации
относится к самому расследуемому
событию. Это - знание конкретных обстоятельств
дела, фактических данных, установление
которых является целью проводимого
расследования. В полном объеме они
сохраняются оперативной
По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов - кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняется неопределенный срок. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат. отражать) кругам возбуждения.
Продолжение реверберации в течение
длительного времени (30-50 мин.) вызывали
стойкие круги структурных
Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны для следственной работы. Знание закономерности их функционирования облегчает следователю правильный выбор тактических воздействий и правильное воспроизведение забытого.
Воображение следователя.
Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.
Основным условием развития воображения следователя является накопление и обобщение его опыта и знаний.
Качества ума следователя
Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из наиболее интересных и наименее исследованных проблем.
Следственное мышление имеет свою
специфику. В нем своеобразно
реализуются общие
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера" означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению следователя.
Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной работы:
во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;
во-вторых, самостоятельное
Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и образным мышлением, значительно сложней.
Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.
Отмеченные особенности следств
глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;
широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;
мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;
быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;
целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;
самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;
критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;
гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Для развития этих качеств ума при подготовке следователей целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений, основанных на психологических принципах.
Следует также остановиться на качествах творческого мышления:
1. Проблемный характер подхода
к изучаемым явлениям -это качество
творческого мышления
К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как "определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их стыке.
2. Оперативность мышления - приурочение
умственных операций (наблюдательность,
воображение), которые в исследовании
вещественных доказательств и
других юридических фактов
3. Динамичность мышления - умение
быстро, творчески ориентироваться
в расследуемом деле, установить,
на что именно нужно обратить
внимание и от чего следует
отвлечься, быстрота
4. Широта мышления - проявляется
в продуктивности творческой
работы при решении многих
проблем. Это качество
5. Глубина мышления - выражается
в выявлении существенных
6. Смелость, оригинальность, а главное,
обоснованность выдвижения
Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию. Эти качества в процессе творчества постоянно "накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна.
7. Логичность мышления - развитие
последовательности мыслительно
Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются задачи о очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем следственных и оперативных действий), затем определяются источники информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).
8. Критичность и непредвзятость
(объективность) мышления - это стержень
мыслительного процесса
Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное выражение в версиях и планах.
Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных задач расследования.
Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок, последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.
Талантливого следователя характеризуют:
Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически значимой информации на месте происшествия и в других условиях;
Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему криминалистических понятий;
Переработка полученной информации в закодированном виде, создание гипотез;
Проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на предметном уровне. Построение при подтверждении гипотез версии в закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;
Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами. Для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.
Это качество может быть названо "Детектором ошибок", которое является чрезвычайно значимым для профессиональной деятельности следователя. Еще Аристотель сказал: "Сомнение, есть начало мудрости".
Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.
Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу.
Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных качеств и наоборот.
В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:
"Следователь-организатор" в
структуре профессиограммы
Информация о работе Виды юридической деятельности: следственная