Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:25, реферат
В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат “Артхашастра”, специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.
В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат “Артхашастра”, специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.
В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились “Законы Мацу”, в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на “варны” или касты, из которых одни -”высшие”, другие – “низшие”, т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди – брахманы.
В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство, породившее новое течение политической мысли. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, но уже в 111 в. до н.э., подвергшись соответствующей “обработке”, он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи.
История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был “сын неба”, осуществляющий государственное управление по велению неба.
Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением “человеческого дао”, т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.
Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике – конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа – центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь – отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к “разумному” использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни.
В постоянной полемике с конфуцианством сложилось политическое учение Мо-цзы /479-384 г.г. до н.э./, который исходил из признания равенства прав людей от природы. Идея мыслителя о естественных правах связана с его идеей договорного происхождения государства. Чтобы положить конец раздорам и вражде, имевшим место в естественном состоянии, люди избрали из своей среды самого мудрого и провозгласили его царем. Так появилась государственная власть. Мо-цзы считал, что верховная власть принадлежит народу, который имеет высшее право избрания правителей и контроля за их деятельностью. Эту идею через многие века будут развивать мыслители европейского Просвещения.
Яркими
представителями
Легисты впервые разработали основы теории государственного регулирования экономической жизни, но были противниками просвещения и культуры широких народных масс. В политике, считали они, нужно проявлять жестокость, гибкость и обман, ибо государственное правление – это постоянная война между правителями и подданными.
Политическая мысль в государствах древнего Востока была первой идеологией классового общества. Политические идеи, выработанные в странах древнего Востока, оказали влияние на политическую мысль рабовладельческих Греции и Рима.
Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.
Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.
Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) – вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что – демократия – это правление “неразумных” и “худших”. Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания. Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.
Демокрит (460-370 гг до н.э.) – выдающийся представитель атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.
У Демокрита мы находим ряд советов правителю, в частности: прежде чем властвовать над другими, необходимо научиться властвовать над собой. Он рекомендовал тщательно изучать искусство политики и допускать к руководству лишь тех, кто имеет для этого необходимые качества и знания.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – принципиальный сторонник законности, которая составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений. Нерушимость законов и повиновение им, Сократ связывает с единомыслием граждан, без чего, по его оценке, государство не может хорошо стоять, и без чего не может быть политической свободы.
Сократ
считал, что царство и тирания
есть власть, но власть разная. Власть,
основанная на воле народа и на законах
– это царство, а власть против
народа, в основе которой не законы,
а произвол правителя – тирания.
Если власть находится в руках
лиц, исполняющих законы, то такое
устройство он назвал аристократией, если
она находится в руках
Он негативно относился к тирании, осуждал ее за беззаконие и произвол. Критиковал Сократ и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц выбранных по жребию, следовательно – случайно.
Сократ первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и гражданином. Согласно его версии Родина и Закон выше и дороже отца и мастери, т.к. они для гражданина являются высшими родителями, воспитателями и повелителями. Развивая учение о естественном праве, он считал, что существуют неписаные божественные законы, установленные не людьми, а богами и имеющие силу повсеместно, независимо от воли людей.
Многие из положений Сократа: классификация форм правления, роль законов, учение о естественном праве оказали заметное влияние, а последующие учения о формах государства. Его политическая этика послужила исходным пунктом для политической философии Платона и политической науки Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах “Государство”, “Законы”, “Политика” он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости. Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства – демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.
Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию – власть одного над всеми. Тирания, по его мнению, происходит из демократии. Тиран возникает из корня называемого представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Тиран, для сохранения своей власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется никого, кроме льстецов.
Идеальное
государство, согласно Платону, правление
лучших и благородных –
Платон
высоко ценил политическое знание и
политическое искусство, которое как
он полагал, состоит в умении разумно
организовывать и вести общегосударственную
жизнь. Взгляды Платона в этом
вопросе предвосхищают
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад в историю философии и политической мысли. Он является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Им написаны труды “Политика”, “Афинская политика”, “Этика”. Его называют “отцом политологии”.
Сущность политики состоит в том, писал Аристотель, чтобы наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики – благо для всех. Метод политики как науки – это метод анализа. Государство Аристотель рассматривает как форму общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.
Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют в суде и управлении, несут воинскую службу и служат богам. Оно возникает как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве – это продолжение и развитие власти главы семьи.
Аристотель делит политической устройство по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).
Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) – власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.
Аристотель выделяет 5 видов демократии, которые разделяются на два рода, демократию, основанную на законе и охлократию (от греч”охлос” – толпа. “кратос” – власть) – власти толпы, которой верховодят народные вожди – демагоги. Из всех форм демократии Аристотель одобряет умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов. Он выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь права частной собственности.