Теория политических институтов и политических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена трансформацией политического процесса и институциональной структуры политической сферы на современном этапе в условиях глобализации мира.
Одним из наиболее активно изучаемых аспектов развития общества в последние годы является влияние политических процессов на изменение социальной структуры постреформенного российского общества.
В последние годы возрастает степень институционализации политической и социальной жизни в России и растет интерес к выявлению взаимосвязи политических и социальных факторов, детерминирующих изменения в социальной структуре общества. При этом, на наш взгляд, перспективной целью анализа может явиться генерирование государством институтов и механизмов оптимизации социальной структуры в соответствии с продекларированными задачами социального развития России, формирования гражданского общества и правового государства.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Государство как институт политической системы 6
1.2. Политические партии и партийные системы 14
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2.1. Политические отношения 22
2.2. Субъекты и объекты политических отношений 25
2.3. Политические интересы 27

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Теория политических институтов и политических отношений.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

       Социальная  функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

       Правовая  функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т. д.).

       Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или потребности поддержания политического господства класса-собственника.

       Образовательная функция связана с обеспечением условий для получения общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, развития науки.

       Культурно-воспитательная функция направлена на формирование условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, на создание возможностей для самореализации в творчестве.

       Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и оборону страны.

       Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организация, устройство и реализация государственной власти отражает понятие «форма государства».3

       Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

       Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.

       Монархии  бывают абсолютными и конституционными (ограниченными). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции.

       Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.

       В парламентских республиках  взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества.

       Президент в парламентской республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.

       Президентско-парламентская  республика, которая существует во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и некоторых других странах, отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и перед парламентом. Эта форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д., но, с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.

       Наиболее  распространенной формой государственного устройства является унитарное государство. В унитарном государстве существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю ее территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (т. е. не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов), но самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.

       Федеративное  государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т. д.). Внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.

       Конфедеративное государство, или конфедерация, представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация - это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают общие органы управления. Решения этих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти каждого из государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны-участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность, они могут также по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.4 

             3. Государство в России: тенденции развития. Наряду с правовым, полицейским, социальным типами государственности в политической науке выделяют советский тип. Советское государство формировалось в конкретных исторических условиях и на основе определенных теоретических представлений. Оно создавалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; верховенство закона над властью; контроль гражданского общества за властными органами и т. д.

       По  форме правления  Советское государство  было республикой. Однако особенность ее состояла в объединении законодательной и исполнительной ветвей власти в Советах. При этом исполнительные комитеты Советов сконцентрировали в своих руках большую часть властных полномочий и, по существу, были вне контроля со стороны и законодателей, и общества. Все важные вопросы решали не избранники народа, а аппарат Совета.

       Современное российское государство  по своему типу является переходным: оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора части руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т. д.

       Создание  правового, социального государства  в России - дело конечно же не нескольких лет, оно займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего, необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.5 

 

1.2. Политические  партии и партийные  системы 

       На  политической сцене действуют различные  политические силы, причем одни из них  действуют открыто, осуществляя различные политические акции и их называют реальными, а другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов, и их называют латентными (скрытыми): это лобби, т. е. группы давления на депутатов парламента; заинтересованные группы; клиентеллы, т. е. объединения единомышленников вокруг видного политического деятеля.6

       Среди реальных политических сил, открыто  действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Следовательно, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. 

       1. Возникновение и  сущность партий. Политические партии в их современном смысле возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Сам же термин «партия» (от греч. рагЪ - часть чего-либо) начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.

       В историческом процессе формирования партий как политического института  М. Вебер выделил три этапа: первый - этап существования партий как аристократических группировок; второй - этап существования партий как политических клубов; третий - этап современных массовых партий.

       То, что организованные действия более  эффективны, чем индивидуальные, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминал о партиях жителей гор, равнин и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг конкретного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентеллы.

       Партии  в современном понимании начали формироваться с XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Яков I Стюарт (1603-1625) и Карл I Стюарт (1625-1649) в своем правлении полагались на «божественный характер» монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Однако такого мнения придерживались далеко не все в английском обществе. Борьба по поводу границ королевской власти привела к тому, что Карл I распустил парламент. С 1628 по 1640 г. парламент в Великобритании постепенно перестал существовать. Возникли две партии, из которых одна выступала за королевскую власть, ее члены называли себя кавалерами (это были предшественники нынешних консерваторов), а вторая партия - «круглоголовые» - выступала за парламентарную форму правления и защищала интересы буржуазии и нового дворянства. Она стала предшественницей либеральной партии современной Англии.

       На  начальных этапах отношение к  обеим партиям было негативным, поскольку, защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его и служили источником конфликтов. По замечанию А Токвиля, «партии есть неизбежное зло свободных правительств». Поэтому в период формирования первых политических партий в Великобритании (тори и вигов) английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что «партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию».7

Информация о работе Теория политических институтов и политических отношений