Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:38, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена трансформацией политического процесса и институциональной структуры политической сферы на современном этапе в условиях глобализации мира.
Одним из наиболее активно изучаемых аспектов развития общества в последние годы является влияние политических процессов на изменение социальной структуры постреформенного российского общества.
В последние годы возрастает степень институционализации политической и социальной жизни в России и растет интерес к выявлению взаимосвязи политических и социальных факторов, детерминирующих изменения в социальной структуре общества. При этом, на наш взгляд, перспективной целью анализа может явиться генерирование государством институтов и механизмов оптимизации социальной структуры в соответствии с продекларированными задачами социального развития России, формирования гражданского общества и правового государства.
В В Е Д Е Н И Е 3
РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Государство как институт политической системы 6
1.2. Политические партии и партийные системы 14
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2.1. Политические отношения 22
2.2. Субъекты и объекты политических отношений 25
2.3. Политические интересы 27
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
С
О Д Е Р Ж
А Н И Е
В
В Е Д Е Н
И Е 3
РАЗДЕЛ
I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Государство как институт политической системы 6
1.2. Политические партии
и партийные системы 14
РАЗДЕЛ
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2.1. Политические отношения 22
2.2. Субъекты и объекты политических отношений 25
2.3.
Политические интересы 27
З
А К Л Ю Ч
Е Н И Е 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В
В Е Д Е Н
И Е
Актуальность темы обусловлена трансформацией политического процесса и институциональной структуры политической сферы на современном этапе в условиях глобализации мира.
Одним из наиболее активно изучаемых аспектов развития общества в последние годы является влияние политических процессов на изменение социальной структуры постреформенного российского общества.
В
последние годы возрастает степень
институционализации
Одним из итогов XX века стало признание относительного преимущества демократической модели развития политических процессов и институтов. Но институты представительной демократии, сформировавшиеся в XVIII - XIX вв., оказываются не во всем адекватными современным условиям и требованиям политической глобализации. Механизмы демократического участия и контроля были наработаны в основном на уровне и в масштабах национального государства. Но многие из политических вопросов, волнующих сегодня общественность, не могут быть решены только на национальном уровне.
Политическая глобализация мира диверсифицирует уровни управления, значительная часть функций и полномочий переносится с государственного на наднациональный уровень. На этом уровне механизмы общественного представительства, участия и контроля, как правило, в настоящее время слабы и неопределенны. Указанные моменты снижают интерес населения к участию в политическом процессе, лишают смысла многие устоявшиеся формы контроля над ним. Отсюда - рост отчуждения от политических партий и парламентов, абсентеизм на выборах.
Эффективность не только национальных, но и наднациональных институтов в плане регулирования процессов глобализации и ограничения их стихийности находится на крайне низком уровне. По нашему мнению, только модификация существующих механизмов управления глобальными политическими процессами позволит обеспечить сохранение либерально-демократической парадигмы функционирования политических институтов.
Отметим также, что развитие политических институтов и политического процесса на рубеже тысячелетий отнюдь не является и не может быть прямолинейным. Даже самая тиражируемая - «западная» - модель политических институтов допускает различные национальные варианты и отнюдь не представляет собой чего-то законченного, достигшего состояния завершенности и совершенства.
Таким образом, мы видим, что разработка проблематики политических процессов и институтов, изучение особенностей их развития в условиях все ускоряющейся глобализации, а также анализ трансформаций политического процесса и политических институтов в современной России под влиянием политической глобализации мира имеют актуальное теоретическое и практическое значение. Исследование данных вопросов открывает достаточно серьезные возможности для объяснения современных изменений в политической сфере и прогнозирования изменения ситуации, как в Российской Федерации, так и в мировом политическом процессе.
Объектом выступает общество, политическая система и отношения и политические и социальные институты.
Предметом работы выступает трансформация политических институтов и процессов в современной России в условиях глобализации.
Целью настоящей работы является анализ влияния политической глобализации мира на политические процессы и институты современной России для определения перспектив их трансформации в данных условиях.
Основными задачами являются:
1) определение характерных черт процесса глобализации мира;
2) анализ понятия, динамики, типологии политических процессов и их трансформации в условиях глобализации;
3)
определение особенностей и
4)
выявление специфики
5) изучение тенденций развития политических процессов и институтов в России на федеральном и региональном уровнях в условиях политической глобализации мира.
Теоретико-
Теоретическую базу составили: научное наследие классиков политической науки, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблематике политических институтов и процессов, а также глобализации мира; официальные документы и нормативные акты, регулирующие функционирование политических институтов и процессов в современной России; энциклопедические, учебные и справочные издания.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
РАЗДЕЛ I.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИНСТИТУТЫ
Для
выражения и представительства
общезначимых интересов
общества социальные
группы и индивиды создают
политические институты.
Один из создателей теории институтов,
французский правовед М.
Ориу, полагал, что «институты - это определенная
идея, осуществляемая в конкретной социальной
среде». Политический институт состоит
из структуры (организации) и коллективных
представлений, верований (или общей идеи),
которые обслуживают эти структуры (организации).
Среди политических институтов можно
выделить государство и его структуры,
а также избирательную систему, политические
партии, общественное мнение, средства
массовой информации, группы давления
и т. д. Возникновение политических институтов
означало появление таких потребностей,
которые не могут быть удовлетворены за
счет индивидуальных ресурсов.1
1.1.
Государство как
институт политической
системы
1. Природа и сущность государства. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.
Так, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».
Английский мыслитель Т. Гоббс, напротив, сравнивал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...»
Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно.
Теократическая теория рассматривает государство как божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от бога». Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.
В XVII-XVIII вв. сформировалась договорная теория происхождения государства. Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности согласились создать государство. По замечанию французского мыслителя Д. Дидро (1713- 1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».
Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».
По мнению сторонников теории насилия, государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.2
В
рассмотренных теориях
отмечается один из
аспектов социальной
сущности государства:
оно либо служит интересам
общества и личности,
либо выступает средством
подавления имущими
классами неимущих.
На определенных этапах исторического
развития преобладала классовая природа
государства, однако определяющим всегда
было его общесоциальное назначение. Если
партии, движения выражают групповые потребности,
то государство призвано представлять
всеобщий интерес. Государство выступает
важнейшим фактором социально-экономического
и духовного развития общества, интеграции
различных групп вокруг общепризнанных
целей. В связи с этим государство можно
определить как особую
форму организации политической
власти в обществе, обладающей
суверенитетом и осуществляющей
управление обществом
на основе права с помощью
специального механизма (аппарата).
2. Функции и устройство государства. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т. д.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций за экономические преступления.
Информация о работе Теория политических институтов и политических отношений