Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:14, доклад
Целью написания данного доклада является изучения мнения Роберта Даля по поводу демократии, анализ её развития в Украине и оценка.
Заданиями этого доклада являются:
Познакомиться с Робертом Далем – доктором политических наук;
План
Введение 3
1. Даль Роберт Алан - доктор политических наук 4
2. Полиархия как политическая система 5
2.1.Понятие полиархии 5
2.2.Признаки полиархии 5
2.3.Пять интерпретаций полиархии 7
2.4.Особенности полиархии 10
2.5.Отличие полиархии от демократии 12
3. Проблемы современной демократии в Украине 13
Вывод 18
Список источников: 19
Для тех, кто убежден в
желательности полиархии, политические
права могут быть оценены по достоинству
уже потому, что они необходимы
для функционирования институтов полиархии.
Но право, взаимосвязанное с полиархией,
следует оценивать и как
Нет сомнений, полиархия может быть интерпретирована еще и многими другими способами. Марксист, например, может объяснить ее просто как «буржуазную демократию». Но мысль, которую я хотел бы здесь подчеркнуть, состоит в том, что описанные пять способов интерпретации не исключают один другого.
Напротив, они взаимно
дополняют друг друга. Они лишь подчеркивают
различные аспекты или
2.4.Особенности полиархии
Главными особенностями полиархии являются возможность политической состязательности, обеспечение права на участие в политике и управление на основе коалиции. Правление осуществляется с учётом предпочтений множества различных автономных групп интересов, каждая из которых по отдельности является меньшинством. Появление этих групп вызвано тем, что каждый гражданин принадлежит кругу людей, у которых есть определённые узкие интересы, тесно связанные с их повседневной жизнью. Такое правление противоположно диктатуре, когда при выборе политического курса доминируют предпочтения одной группы. Более того, власть при полиархии обычно распределена между независимыми по отношению друг к другу, и иногда по отношению к государству, крупными общественными структурами (правительственными агентствами, политическими партиями, профсоюзами и т. д.). Такое распределение власти нехарактерно для авторитаризма, хотя возможная при этом концентрация власти в руках независимых от государства организаций также плохо согласуется и с идеалом демократии. Важную роль играет потребность конкурирующих элит заручиться поддержкой со стороны широких групп населения. По мнению Даля, это способствует росту народного суверенитета и политического равенства, в противоположность олигархии, хотя на практике значительная часть населения проявляет пассивность и на процесс принятия решений оказывает слабое влияние.
На протяжении второй половины
XX века политологи склонялись к мнению,
что значительное число стран
поддерживало институты полиархии
в должной мере, и поэтому на
практике могут считаться
Однако реализации демократии
в лучшем случае представляют собой
приближение идеала. На практике минимальные
требования постоянно повышаются. Если
в 1831 году Алексис де Токвиль провозгласил
современные ему США
Для стран с полиархией также характерны следующие черты:
Эти черты препятствуют концентрации
власти в руках одной сплочённой
группы. Однако следует отметить, что
в США институты полиархии
сложились еще, когда страна была
преимущественно аграрной, а для
современной Индии
2.5.Отличие полиархии от демократии
Основной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать о своих
интересах других граждан или
правительство при помощи
3) иметь предпочтения (потребности),
которые определяли бы
Даль избирает два основных
измерения политических систем: степень
оппозиционности или
Во-первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то полиархия характеризует реальный тип, т.е. представляет собой отражение некоторого уровня реализации идеального типа.
Во-вторых, полиархия является подобно демократии качественным признаком политических систем и вместе с тем (в отличие от демократии) их измерением, т.е. можно говорить о степени полиархичности системы: полная полиархия или гегемония.
В-третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией (т.е. идеалом), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии (или гарантиями, по Далю).
В-четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней. Полиархическая политическая система должна характеризоваться высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан, которые являются равноправными. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточно устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспечены следующие неотъемлемые права граждан: 1) формулировать свои предпочтения, 2) передавать свои предпочтения сограждан и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий, 3) влиять своими предпочтениями на выработку управленческих решений.
3. Проблемы современной демократии в Украине
Украина уже довольно долго претерпевает противоречивые и сложные трансформационные изменения демократии. С точки зрения теории переходных процессов – транзитологии – Украине, для того чтобы успешно завершить демократические преобразования, необходимо от переходного этапа демократии перейти к этапу ее консолидации. Другими словами, после установления определенного типа демократии и конституционного закрепления ее основных институтов и принципов, демократический режим в нашей стране должен укрепиться настолько, чтобы не только обеспечить свое выживание, но и приобрести способность активного сопротивления возможным кризисным явлениям.
Далеко ли мы продвинулись
по пути консолидации? Ответить на эти
вопросы и просто, и сложно. С
одной стороны, можно с уверенностью
констатировать факт построения в Украине
демократии определенного типа. За
двенадцать лет независимого развития
наша страна прошла ряд важных реперных
точек на этом пути: у нас есть
необходимые для
Но, с другой стороны, разве мы можем похвастаться стабильностью институтов демократии? Мы уверены, что в Украине, по крайней мере, два раза подряд в результате выборов произойдет мирная и демократичная передача власти от одной группы элит другой (так называемый "тест двойного оборота", предложенный в начале 90-х гг. С. Хантингтоном)? Можно ли сказать, что борьба за голоса избирателей проходит в равных для всех участников конкурентных условиях?
Между тем, для консолидации демократического режима жизненно важно, чтобы демократия стала единственным правилом игры. Это становится возможным, во-первых, когда ни одна из политически значимых групп не пытается свергнуть демократический режим; во-вторых, подавляющая часть населения убеждена в том, что любые политические изменения обязательно должны осуществляться в рамках установленных демократических процедур; и, наконец, когда все участники политического процесса понимают, что внутренние конфликты могут быть решены только в соответствии с установленными нормами, а их нарушение является неэффективным и будет слишком дорого стоить. Консолидируясь, демократия глубоко укореняется в политических институтах, общественной жизни и общественном сознании. Известные исследователи переходных процессов Х. Линц. и А. Степан заключают: "Говоря о консолидации демократии, мы не имеем в виду ни либерализированных недемократических режимов, ни псевдодемократий, ни смешанных демократических режимов, в которых отдельные демократические институты сосуществуют с недемократическими, неконтролируемыми демократическим государством, институтами. Только демократии могут стать консолидированными демократиями". Увы, это пока не про нас.
О сложности и неоднозначности
демократического транзита в Украине
свидетельствуют показатели состояния
ее основных переходных процессов. Согласно
уже упоминавшимся обзорам "Фридом
Хаус", Украина имеет стабильные
общие показатели состояния свободы
и из года в год остается в категории
частично свободных стран, существенно
не ухудшая, но и не улучшая свой
статус. Рейтинг верховенства права
в нашей стране остается стабильным
с 1999 г., но находится на довольно опасном
для страны, стремящейся к демократии,
отрицательном уровне. В ряде исследований
Украину относят к категории
стран с четко выраженной тенденцией
беспрерывного ухудшения
В настоящее время, в мировом
демократическом сообществе уже
достигнуто согласие относительно тех
минимальных требований, соблюдение
которых позволяет тому или иному
политическому курсу
1) контроль избранных
представителей за
2) проведение честных,
исключающих всякое
3) обеспечение права граждан
выражать свои взгляды по
4) гарантирование права
граждан на поиск
5) право граждан выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам;
6) право граждан создавать
относительно независимые
За соблюдением этих требований
следит ряд авторитетных международных
организаций, а демократические
правительства стараются
Таким образом, демократическая
политическая система рассматривается
сейчас как режим, дающий гражданам
возможность регулярной и конституционной
смены правительства, если они решат
это сделать достаточным