«Справедливость» и «политика»: соотношение понятий в истории политической мысли Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе речь пойдёт о соотношении таких двух понятий как справедливость и политика в истории политической мысли Азии. Я попробую дать определение понятиям «справедливость» и «политика», сделать обзор основных концепций, посвящённых данной теме, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей в политической мысли Азии. Данную тему я постараюсь раскрыть на примере политической мысли Древнего Вавилона, Китая и Индии.

Работа содержит 1 файл

к.р.по политологии.docx

— 29.30 Кб (Скачать)

     3. Существенная роль в даосизме  отводится принципу недеяния, воздержанию  от активных действий. Недеяние  выступает в этом учении как  осуждение антинародного активизма  властителей и богатых, как  призыв воздержаться от притеснений  народа и оставить его в  покое.

     4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный  путь.

     Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.

     3. Моизм

           Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.

     Основные  положения моизма:

     1. Идея принадлежности народу верховной  власти.

     2. Мудрость почитается как основа  управления. Власть должна использовать  не только насилие и наказание,  но и нравственные формы воздействия  на людей.

     3. Требование учета интересов простого  народа в процессе управления  государством.

     4. В поисках единого образца  справедливости Мо-цзы выдвинул  идею договорного происхождения  государства и управления.

     4. Легизм

     Основатель  – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).

     Основные  положения легизма:

     1. Управление должно опираться  на законы и суровые наказания.

     2. Взаимоотношения между обществом  и государством носят антагонистический  характер по принципу «кто  кого»: «Когда народ сильнее  своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего  народа, армия могущественна».

     3. Внедрение принципа «коллективной  ответственности», при котором за  преступления отвечали не только  близкие, но и дальние родственники  правонарушителя.

     В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное  идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом  и местными верованиями, приобретает  черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

     Официальным учением императорского Китая конфуцианство  оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Методологическое  значение истории Азии определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Азии остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Азии, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.

       В настоящее время интерес к  идейному наследию Азии заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

       Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня  период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания  пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание  конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной  Азии политико-правовая идеология развивается  под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до известной степени связано  и распространение восточных  религиозных культов в промышленно  развитых странах, включая Россию, где  за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.  

       Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Азии, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай - это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе «Справедливость» и «политика»: соотношение понятий в истории политической мысли Азии