Специфика и разделение государственной власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Идея разделения властей в истории мировой политической мысли…4
2. Сущность принципа разделения властей………………………………10
3. Принцип разделения властей в Российской Федерации………………14
3.1. Президент в схеме разделения властей………………………………17
3.2. Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей…………………………………………………………..20
3.3. Судебная власть в системе разделения властей в РФ………………….22
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

реферат Специфика разделения властей.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент  РФ не входит ни в одну из ветвей государственной  власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Механизм, заложенный в Конституции  РФ для разрешения возможного конфликта  между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким  арсеналом средств воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением  правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться  на функционировании властей.

В России, как и в большинстве  стран мира, не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его  политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава  государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англоамериканской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического  развития, принцип разделения властей  в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принцип разделения  властей в Российской Федерации

 

 Государственная власть  в Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции Российской Федерации).

 В данной статье  закрепляется фундаментальный принцип  организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

 Этот принцип был  выработан мировой практикой  развития демократических государств. Суть его в том, что демократический  политический режим может быть  установлен в государстве при  условии разделения функций государственной  власти между самостоятельными  государственными органами.

 Поскольку существуют  три основные функции государственной  власти - законодательная, исполнительная  и судебная, каждая из этих  функций должна исполняться самостоятельно  соответствующим органом государственной  власти.

 Напротив, соединение  законодательных, исполнительных  и судебных функций в деятельности  одного органа государственной  власти приводит к чрезмерной  концентрации власти у этого  органа, что создает возможность  установления в стране диктаторского  политического режима. Особенно  это опасно в России, так как  у нас совершенно отсутствует  опыт демократического правления,  ограничения власти законом.

 Реализация принципа  разделения властей в российской  Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так  как ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

 Конституция исходит  из того, что никакой государственный  орган не может претендовать  на суверенное осуществление  всей полноты государственной  власти в стране. Сама государственная  власть не делится между органами - она едина. Можно говорить  лишь о практической необходимости  разграничения функций между  органами, осуществляющими соответственно  законодательную, исполнительную  и судебную власть. Осуществление  государственной власти связано  с разделением функций между  органами законодательной, исполнительной  и судебной власти. Эти органы  самостоятельны лишь в осуществлении  закрепленных за ними Конституцией  и законами функций государственной  власти.

 Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из  трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами. В этом  взаимодействии они ограничивают  друг друга. Такая схема взаимоотношений  называется системой сдержек  и противовесов. Она представляет  единственно возможную схему  организации государственной власти  в демократическом государстве.

 На федеральном уровне  организации государственной власти  в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом:

* Законодательный орган  - Федеральное Собрание - принимает  законы, определяет нормативную  базу деятельности всех органов  государственной власти, влияет  парламентскими способами на  деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния  - возможность постановки вопроса  о доверии Правительству), в той  либо иной форме участвует  в формировании Правительства,  судебных органов Российской Федерации.

 Участие Государственной  Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль).

  * Правительство Российской  Федерации осуществляет исполнительную  власть: организует исполнение законов,  различными способами влияет  на законодательный процесс (право  законодательной инициативы, обязательность  заключения Правительства на  законопроекты, требующие привлечения  дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

* Используемый Конституцией  термин "судебная власть" представляет  собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

 Основу судебной власти  составляет совокупность судебных  органов различной компетенции,  действующих независимо от органов  представительной и исполнительной  власти. Одновременно законодатель  наделяет органы судебной власти  некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.

 Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный Суды  Российской Федерации имеют право  законодательной инициативы по  вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 

3.1 Президент в схеме разделения властей

 

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации  не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные  на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами.

 Именно Президент обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, хотя сам он непосредственно  не принадлежит ни к одной  из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося  в Конституции положения: "Президент  Российской Федерации является  гарантом Конституции Российской  Федерации, прав и свобод человека  и гражданина", а также того, что Президент устанавливает  основные направления политики  государства.

 Важно отметить, что,  обеспечивая и направляя деятельность  всех государственных органов  Российской Федерации и выполняя  функцию по их координации,  Президент действует только в  пределах, установленных

 Конституцией Российской  Федерации, точно так же, как  и все остальные федеральные  органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство,  суды. Они самостоятельно осуществляют  свои конституционные функции.  Правовое положение Президента  характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

 Президент всегда действует  ex officio, т.е. на основании факта, что именно он является главой суверенного государства.

 Именно как глава  государства Президент наделен  правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

 Важнейшие функции  Президента связаны с исполнительной  властью. Часть из них осуществляется  им лично (руководство внешней  политикой, реализация функций  Главнокомандующего Вооруженными  Силами Российской Федерации  и т.д.) либо относится к исполнительной  власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п. Очевидно, что в той мере, в какой Президент лично реализует функции исполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства, которому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации, на него должен распространяться принцип разделения властей. При этом надо учитывать сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства.

Президент с согласия Государственной  Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, ограничения законодательной властью свободы действий власти исполнительной. Так,

 Президент может не  согласиться с выраженным Государственной  Думой недоверием Правительству  и в предусмотренных Конституцией  случаях и порядке распустить  Государственную Думу.

 Именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

 По совокупности и  значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 Он не имеет права  распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также  вносить предложения о поправках  и пересмотре Конституции Российской  Федерации. Указанные выше ограничения  прав исполняющего обязанности Президента обусловлены рядом обстоятельств. Предоставление права распускать Государственную Думу противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному в статье 10

Информация о работе Специфика и разделение государственной власти в современной России