Современное российское государство: функции, механизм, политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность.

Содержание

Введение
1. Роль государства в современной России 4
2. Функции российского государства 6
2.1. Внутренние функции 7
2.2. Внешние функции 9
3. Механизм российского государства 11
4. Политический режим Российской федерации 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 265.04 Кб (Скачать)

     Согласно  Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

     Судебная  система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные  суды.

     Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

     Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Высший  Арбитражный Суд  РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Российской Федерации.

     Принятые  в соответствии с Конституцией новая  редакция Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» и Федеральный  закон РФ «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон 0 прокуратуре Российской Федерации» подтвердили статус прокуратуры  как важнейшего независимого правоохранительного органа. Согласно этим документам в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

     Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено Федеральным  законом «Об обороне», Вооруженные  Силы Российской Федерации – государственная  военная организация, составляющая основу обороны страны.

     Вооруженные Силы государства предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

     Деятельность  Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области  обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных  Силах Российской Федерации», а также  соответствующими нормативно-правовыми  актами Президента и Правительства  Российской Федерации.

     Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных  органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

     Управление  Вооруженными Силами Российской Федерации  осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и  Генеральный штаб Вооруженных Сил.

     Наряду  с созданными в целях обороны  Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные  войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные  войска РФ, войска Федерального агентства  правительственной связи и ин4юрмации  при Президенте РФ, войска гражданской  обороны.

     Для выполнения отдельных задач в  области обороны привлекаются инженерно-технические  и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, федеральные  органы правительственной связи  и информации, федеральные органы государственной охраны и др.

     Хотя  органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам  государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют  выделить их в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

     В ежегодных президентских Посланиях  Федеральному Собранию выполнение задач  обеспечения в нашей стране свободы  и демократии как условий прогрессивного развития общества прямо связывается  с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. Первоочередными  мерами являются дальнейшее улучшение  структуры и повышение эффективности  механизма государства в целом  и каждого из числа составляющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона», развитие и совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы. [6, с 250-259]

  1. Политический режим российского государства

     Переход от советского государственного авторитаризма  к демократии и свободно формирующемуся гражданскому обществу вывело Российскую Федерацию на новый уровень. Понятие  демократия означает, как известно, народовластие – власть народа. Однако ситуация при котором весь народ осуществлял бы политическое властвование в Российской Федерации, да и во всем мире пока не реализована. Это скорее идеал, к которому нужно  стремиться.

     Признаками  демократического режима является:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решение по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
  2. решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства;
  3. базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
  4. предполагает существование правового государства;
  5. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчетность избирателям;
  6. легитимность государственной власти;
  7. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества и используется только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
  8. доминирует методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;
  9. во всех сферах общественной жизни господствует закон;
  10. провозглашаются и реально обеспечиваются права исвободы человека и гражданина;
  11. в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом»;
  12. гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
  13. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, притворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

       В практику Российской Федерации  вошли демократические формы  и методы деятельности органов  государства: свободная пресса, публичность,  свободные выборы, референдумы и  т.д. Но не преодолены и авторитарные  черты в деятельности государственного  аппарата. При разделении властей  решающая роль принадлежит исполнительной  власти (особенно главе государства). Роль парламента принижена, судебная  власть по ряду причин (в том  числе материального характера)  не выполняет своих функций.  Да и те черты демократии, о  которых упомянуто выше, не получили  должного развития. Публичность  имеет ограниченный характер: на  просьбу общественности крупным  государственным чиновникам представить  декларацию о своих доходах  почти никто не откликнулся.

     Из  всего выше сказанного возникает  вопрос о том, может ли режим, существующий в Российской Федерации на данный момент быть охарактеризован, как демократический. На этот вопрос существует как положительные, так и отрицательные ответы. Противоречивый характер российского общества, сожительство старых и новых форм, воспроизводящие попытки соединить институциализацию демократических институтов с практикой насильственно-авторитарного разрешения политических споров – все это чрезвычайно затрудняет определение нового режима в терминах авторитаризма и демократии.

       Современный государственный режим  Российской Федерации – сложный  участок анализа. Сущность государственного  режима является отражением приемов  и способов осуществления государственной  власти, а в переходный период  – способов овладения властью  и удержание ее господствующими  элитами. Наиболее яркими событиями  перехода от одного государственного  политического режима к другому  являются: в 1991 г. противостояние  ГКЧП и зарождавшийся суверенной  российской власти; в 1993 г. –  вооруженное противостояние в  центре Москвы (борьба за власть  и собственность); в 2000 г. –  президентские выборы. В настоящее  время государственная власть, по  крайней мере, на федеральном  уровне, легализировалась и легитимировалась. Государственный режим в России  несет в себе неизбежно отпечаток  печального прошлого виде остатков  в административно-командной системы  и авторитарных методов властвования. Однако ни одна серьезная политическая  сила уже не подвергает сомнению  законность существующих органов  власти и их решений. Вопрос  об овладении и удержании власти  уступил место проблеме эффективного  управления в период кризисного  состояния многих общественных  институтов. Для поддержания легитимности  приемов и способов управления, власть все больше обращается  за поддержкой к самым широким  слоям общества – партиям,  движениям, а так же в целом  к населению страны.

     Российская  демократия весьма далека от образцов демократии идеальной, что отнюдь не является гарантией своего дальнейшего  продвижения вперед.[3, c. 406-408] 

     Заключение

     Конституция в нашей стране является основным законом, которым должны руководствоваться  жители.

     Согласно  Конституции Российской Федерации  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. [1, гл. 1 ст.1].

     В Конституции прямо и косвенно прописаны все функции нашего современного государства, расписан механизм функционирования аппарата управления федерацией.

     Освоение  Конституции РФ 1993 г., несмотря на все  ее недостатки, дает возможность формировать  «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать во благо России на основе конституционной легитимности.

 

      Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации.- М.: Издательство «Омега-Л», 2010.- 63с.

    ISBN 978-5-370-01773-5

  1. Конституционное право Российской Федерации : учебник для студентов высших учебных заведений / М.В. Баглай. - 7-изд., изм. и доп. - М. : НОРМА, 2008. - 815 с.

    ISBN 978-5-468-00226-1

  1. Конституционно право России: учеб./А.Е. Постников, В.Д. Мадаев, Е.Е. Никитина [и др.] под ред. А.Е. Постникова. – М.: - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504с.

    ISBN 5-482-01200-X.

    ISBN 978-5-482-01200-0

  1. Пугачев, В. П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "Политология". - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2005. – 476 с.

     ISBN 5-7567-0165-6

  1. Теория государства и права : учеб. для вузов / Л.П. Рассказов. - М. : РИОР, 2008. - 462 с.

    ISBN 978-5-369-00254-4

  1. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрайт, 2005. - 613 с.

    ISBN 5-94879-145-9

Информация о работе Современное российское государство: функции, механизм, политический режим