Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:52, реферат
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность.
Введение
1. Роль государства в современной России 4
2. Функции российского государства 6
2.1. Внутренние функции 7
2.2. Внешние функции 9
3. Механизм российского государства 11
4. Политический режим Российской федерации 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Реферат
по дисциплине: «Политология»
тема
«Современное российское государство:
функции, механизм, политический режим»
Владимир 2010
Содержание
Введение
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. [4, c. 245]
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность.
Вопрос
о роли государства в современной
России — одна из ключевых проблем
теории и практики проводимых в стране
реформ. Их важнейшей особенностью,
отличающей от всех преобразований прошлого,
стала либеральная установка
на ограничение вмешательства
В России государство, начиная с XIII в., играло исключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику ее развития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом их осуществления. Своего апогея эта роль достигла в XX в. Советское общество в это время отличалось наивысшим за всю историю России уровнем этатизации (огосударствления) всех сфер жизнедеятельности людей. Это и стало одной из причин кризиса, приведшего к распаду СССР.
Руководители
современных российских реформ поставили
цель подчинить государство
Суть
экономической модели, называвшейся
в России «монетаризмом», схематично
(большой глубины в ней не было)
можно описывать так: правительство
и Центральный банк направляют все
усилия, чтобы создать
Первый этап — 1992—1993 гг., который обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.
Второй
этап — 1994—1998 гг. В эти годы выявилась
иллюзорность намерений реформаторов
ограничить вмешательство государства
в экономическую сферу. Опыт реформ
свидетельствует о том, что государство
не ушло из экономики, изменились лишь
характер и способы его влияния
на экономические процессы. Причем
некоторые специалисты
К осени 1998 г. выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до национал-патриотических сил.
Многие аналитики полагают, что еще со времен развенчания Сталина переоценка ценностей в стране не происходила так быстро, как в конце 1998 г.
Необратимое
крушение экономической модели, которую
последовательно выстраивало
Основная
цель этой корректировки — повысить
роль государства в реформировании
российского общества и прежде всего
его экономики, с тем чтобы
повысить эффективность реформ, осуществляя
их в интересах всего общества,
а не «номенклатурно-олигархических
кланов». Это не означает возврата к
методам жесткого государственного
регулирования, свойственным советской
эпохе. Необходимы методы, обеспечивающие
оптимальный баланс механизмов саморазвития
общества и государственного регулирования,
неизбежного для сложно организованных
социально-экономических
Проблеме функции государства в научной литературе уделено довольно много внимания. Тем не менее многие вопросы остаются дискуссионными или их решение вызывает сомнения. Нет даже единодушия в том, что понимать под функциями государства. Наиболее распространено понятие функций как основных направлений деятельности государства, в которых выражается его социальное назначение и сущность.
Функции государства обычно классифицируются по следующим основаниям:
1.
По сферам деятельности
2. По значимости (важности) для государства и общества: главные (основные) и неглавные. Все функции, без которых государство не может обойтись, являются для него необходимыми, но на определенном, этапе развития государства или при своеобразной, может быть, экстремальной ситуации та или иная функция может стать главенствующей, приоритетной по сравнению с другими. Именно так произошло с функцией обороны нашего государства в период Великой Отечественной войны. Во время экологических катастроф в той или иной стране важнейшей (главной) функцией может стать природоохранительная (экологическая) функция государства. Бесспорно, что в нашей стране на сегодняшний день одной из главнейших функций является экономическая функция государства.
3.
По времени (продолжительности)
2.1. Внутренние функции государства
К внутренним
функциям современного Российского
государства можно отнести
Рассмотрим одни из главных внутренних функций:
1) Функция охраны правопорядка
Охрана
господствующего способа
осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.
2) Экономическая функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
В периоды экономических
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,
например для современного этапа развития России. Как показывает опыт,
экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
3) Социальная функция.
Эта функция сопряжена с
экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма
государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин
нуждается в поддержке со стороны государства.
Многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством является
и Россия. В статье 7
пункте 1 Конституции Российской
Федерации в частности сказано:
Информация о работе Современное российское государство: функции, механизм, политический режим