Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:17, реферат
Пожалуй, нет более древней формы систематического политического мышления, чем миф, и нет более современной, потому что и сегодня причастность к национальным, социально-групповым, профессионально-кастовым мифологическим комплексам как к непременной части своей цивилизации, объединяет людей с различным жизненным опытом, уровнем образования и экономическими возможностями.
Введение……………………………………………………………………3
Политическое мифотворчество как предмет политического исследования……………………………………………………………….4
«Миф», «стереотип», «чуждая идеология»: тупики оценочного подхода……………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы………………………
Таким образом, на протяжении XIX и XX вв. в европейской и отечественной гуманитарной науке сложилось устойчивое представление о сущности социально-политической мифологии как уникальной составляющей современной политической жизни.
В
мифологическом элементе многие политологи
видят то, что «принято» видеть
по канонам философской «классики»
Если
мифология политической жизни изменчива
и преемственна в той же мере,
в какой этими качествами обладает
реально совершающийся
Значит,
и специфику политического мифа
в целом как одного из ряда исторически
найденных человечеством
Ее
следует искать в сложившихся
исторически национально-
Эти предварительные заключения, вытекающие из анализа парадоксов отношения научного сообщества к политическому, нуждаются в более подробной аргументации.
«Миф», «стереотип», «чуждая идеология»: тупики оценочного подхода
Для
более полной характеристики проблемы
социально-политического мифа необходимо
сделать небольшое отступление.
В работах современных
Совершалось это в тех случаях, когда заострялось внимание на стабилизации ценностных ориентаций социальных групп в политическом процессе.
Если
представить, что по структуре, функциям
и содержанию социально-политический
миф – есть категория стереотипов
массового сознания, то будет возможность
понять логику политического процесса,
анализируя универсальный мыслительный
процесс. Вопрос в том, правомерно ли
такое допущение и
Первым термин «стереотип» ( перевод с греческого обозначает «твердый отпечаток») ввел в 1922 г. американский журналист и исследователь деятельности средств массовой информации У. Липпман.
У. Липпман называл «Стереотипом» распространенные и предвзятые представления о членах этнических, политических и профессиональных групп.
В техническом значении «стереотип» - это монолитная печатная форма, матрица, т. е. то, во что искусственно вмещена какая-либо информация.
В. О. Ключевский применил понятие «стереотип» для описания естественно возникшей политической ситуации в русском позднесредневековом обществе, не знавшем практики манипулирования массовым сознанием посредством СМИ. У него этот термин означает нечто естественно, исторически возникшее, оказывающее воздействие на потрясенное массовое и индивидуальное сознание.
Отказ от выяснения каких-либо объективных связей между идеологией, мифологией и другими стереотипами как составляющими единого интеллектуального процесса иногда возводится в ранг фундаментального методологического принципа.
Специфика или сходство сути понятий «политический миф», «идеология», «социальный стереотип» задаются во всех рассмотренных случаях произвольно. Точнее – с расчетом на то, чтобы явственнее выделить особость идейно-политической позиции конкретного исследователя, подчеркнуть меру политизированности его методологических установок. Если исследователю необходимо подчеркнуть пагубность влияния стереотипов на идеологическое пространство и непреодолимость такого влияния, то он ради усиления эмоционального воздействия своих рассуждений на читателя сближает понятие «стереотип» с понятием «политический миф». Но если же ему важно усилить имидж объективности своего труда и показать, что проблемы развития политической культуры российского общества решаемы, и в них нет никакой мистики влияния «злых сил», то понятие «стереотип» обособляется от понятия «политический миф».
Получается, что один и тот же рассматриваемый феномен под влиянием изначальной заданности его положительных или негативных оценок превращается исследователями в два несводимых друг к другу или произвольно замещающих друг друга предмета анализа.
По
поводу данных рассуждений о соотношении
понятий «миф» и «стереотип»,
«наука» и «идеология» можно
возразить, что все это имеет
отношения к задачам
Нечто подобное происходит и на микроуровне определенного политологического исследования, посвященного феноменам политической культуры социума. Произвольное приспособление философских категорий к обозначению отдельных предметов изучения, которые необходимо «развести» в теоретической схеме в соответствии с изначально принятой исследователем положительной или негативной оценкой, заводит аналитика в методологический тупик. Он-то и преодолевается обращением к «классическим», преимущественно «западным», теориям социально-политического мифотворчества, о популярности которых у современных отечественных специалистов речь шла ранее. Таковы трудности, с которыми сталкивается исследователь социально-политической мифологии в стремлении максимально четко зафиксировать миф в качестве фактора политического процесса и в качестве динамичной структуры.
В методологическом отношении такая линия преодоления внутреннего противоречия в теоретической схеме перспективна постольку, поскольку она объективно выводит исследователя на осознание неизбежности выбора: или рациональное видение мира социально-политических отношений, или иррациональное.
Рациональная версия социально-политического мифа подразумевает, что «иррациональное» начало в мифе это не отсутствие логики, а лишь отступление от правил формальной логики, возможно даже некоторое упрощение ее. Она допускает, что возможно объединение всего многообразия проявлений социально-политической мифологии в рамках достаточно непротиворечивой теории и тем самым дает стимул для продолжения теоретических изысканий.
Исходя из всего вышесказанного, социально-политический миф можно определить, как устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего, порожденный потребностью ориентации личности и общественных структур в политическом процессе. Данное определение не универсально. Так как другие взгляды на политический миф в рамках философских, исторических и социологических исследований дадут, скорее всего, иные рациональные определения социально-политического мифа.
Перед
нами стоит задача охарактеризовать
социально-политический миф как
форму социального творчества, поэтому
его определение можно
Заключение
Европейская
научная традиция признает значительную
роль социально-политического мифа
в политической жизни общества, но
представляет его не столько в
качестве фактора политического
процесса, сколько в качестве его
побочного продукта. Представить
миф фактором политического процесса,
рационального по природе и изучаемого
средствами рациональной науки, мешает
исторически сложившаяся
Список литературы
Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М., 2005, 416 с.
Информация о работе Социальный миф в политическом процессе: рациональность и мистика