Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:17, реферат
Пожалуй, нет более древней формы систематического политического мышления, чем миф, и нет более современной, потому что и сегодня причастность к национальным, социально-групповым, профессионально-кастовым мифологическим комплексам как к непременной части своей цивилизации, объединяет людей с различным жизненным опытом, уровнем образования и экономическими возможностями.
Введение……………………………………………………………………3
Политическое мифотворчество как предмет политического исследования……………………………………………………………….4
«Миф», «стереотип», «чуждая идеология»: тупики оценочного подхода……………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы………………………
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра
политологии и правоведения
Дисциплина:
Политология
Реферат
Социальный
миф в политическом
процессе: рациональность
и мистика
Выполнила: студентка группы 3-ЭС-4
Цветкова Ю.С.
Проверил:
Никитин В. Ю.
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение
Пожалуй,
нет более древней формы
Именно мифологически стереотипное восприятие массовым сознанием политических процессов в разных цивилизованных системах, их непрогнозируемость строгими средствами политической науки. Это связано с тем, что факт политической жизни одной и той же формальной конфигурации, будучи включенным в социально-мифологический контекст определенной цивилизационной системы, порой воспринимается и оценивается различными обществами достаточно противоположно.
«Классика»
имеет существенный недостаток. Он
состоит в том, что заимствуемый
политологией из философии и культурологи
теоретический опыт анализа социально-
Политическое мифотворчество как предмет политического исследования
Попытки европейского научного сообщества понять причину предпочтения массовым сознанием «заблуждений » мифа «свету научной истины» имели определенные последствия для его отношения к проблеме социального мифа. Она приобрела и сохраняет философские и культурологические очертания. Многократные попытки институализировать ее в политологическом качестве постоянно сталкивались с препятствиями логического и фактического свойства. Отсутствует четкость в понимании специфики этого предмета, так как нет инструмента определения меры политизированности, современности или историчности мифологем. Любому современному мифу можно подобрать более ранний аналог, и доказать любые выводы. Деление социальных мифов на современные политические и различные прочие неполитические представляет собой возведенное ограничение предметного поля. Подобное деление предмета на «свойства мифа вообще», подлежащие философскому осмыслению, и «свойства современного политического мифа», которыми должна заниматься политология, превратилось в научную традицию. Она появилась из естественного и законного стремления политической науки обрести в политическом мифе свой собственный предмет.
В
Европе истоки традиции формирования
современной политической мифологии
в самостоятельный предмет
До настоящего времени политологами не оценена по достоинству попытка, предпринятая на рубеже XIX – ХХ вв. В. О. Ключевским, свести в единый предмет политическую мифологию прошлого и настоящего. В анализе социально-политических стереотипов историк делал акцент на известной автономности логики эволюции этой идейной формы от логики раскрытия в политическом процессе его объективных факторов. Единство политических стереотипов прошлого и настоящего выглядит у В. О. Ключевского продуктом исторически длительного и преемственного соучастия в мифотворчестве различных социальных групп, действующих в едином политическом пространстве и при наличном наборе ролей в политической игре.
Он так же предположил, что создание народным сознанием образа «царя-антихриста» Петра I имело задачей далеко не простое, бытового уровня, осуждение «немецких» паводок этого лидера. Этот миф делал возможным самоопределение социума в отношении к политическим инициативам верховной власти. В. О. Ключевский писал: «Реформа возбудила к себе несочувственное и подозрительное отношение народной массы. Своеобразную окраску сообщили этому отношению два впечатления, вынесенные народом из событий XVII в. Тогда народ в Московском государстве видел очень много странных вещей: сначала перед ним прошел ряд самозванцев, незаконных правительств, которые действовали по-старому, иногда удачно подделываясь под настоящую привычную власть, потом перед глазами народа потянулся ряд законных правителей, которые действовали совершенно не по-старому, хотели разрушить заветный и церковный порядок, поколебать родную страну, ввести немца в государство, антихриста в церковь. Под влиянием этих двух впечатлений и складывалось народное отношение к Петру и его реформе. Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определялись ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр – самозванец, а другая, что он - антихрист ».
Можно не соглашаться с выведенными историком зримыми ассоциациями между мифологией начала XVIII в. и стереотипными оценками «Великих реформ» и контрреформ 80-х гг. их сторонниками и противниками. Можно критиковать их на предмет привнесения историком своей авторской логики в некогда существовавшую, но невозможно не заметить достаточно важное методологическое качество такого «слияния» прошлого и современности на почве социальных мифов. Недостаток формального доказательства взаимодействия мифологем в политической игре компенсирован тем, что игра эта велась в едином политическом пространстве и по некоторым меняющимся правилам. Под влиянием европейского позитивизма и марксизма из трудов отечественных ученых в первой четверти ХХ в. постепенно исчезло то, что раньше составляло специфику интеллектуальной национальной традиции – выявление сущности «процессов духа» и посредством анализа уникального историко-политического и культурного контекста политического процесса. Научный европейский опыт предлагал более простые решения проблем действенности социально-политической мифологии, так как точно увязывал качественные характеристики политических мифов с качественными характеристиками господствующей идеологии в обществе.
Позитивистскую
версию факторности социально-
В
итоге характеристики тоталитарной
мифологии германского
Образ
героя, вождя, и «спасителя» выступает
постоянным сосредоточением некоторых
необходимых для общества и его
политических институтов норм мышления
и поведения. Они создают в
обществе конкретный психологический
настрой на восприятие примеров поведения,
с общим стремлением к
Э. Кассирер предполагал, что у человека, находящегося в душевном равновесии, не может возникнуть эсхатологических настроений и готовности к ограничениям личной свободы властью. Следовательно, в его сознании отсутствует мифологическая составляющая. Пока человек действует в границах «мирской», бытовой сферы, он почти не руководствуется соображениями мифологического порядка и не ищет убежища от действительности в мифических идеях и обрядах. Когда же человек вступает в сферу политики, его обыденное сознание уже не может помочь ему сориентироваться в духовном пространстве. А значит, он вынужден обращаться к помощи политической мифологии, которая раскрывает ему суть политического действия. Ученый так же подметил очень важную связь между политической мифологией и идеологией. Политический миф восполняет собой те недостатки идеологических конструкций, которые обнаруживаются в периоды социально-политических кризисов. Миф становится местом между личностью, не готовой к политической активности, и обществом, предельно политизированным. Но связь с определенной политической обрядностью так же не может служить достаточным основанием для того, чтобы выделять современную мифологию в самостоятельный предмет и игнорировать ее связь с предшествующими фазами социально-политического мифотворчества.
Следовательно, теория политического мифа, предложенная Э. Кассирером, сохраняет относительную целостность, только если ее рассматривать за пределами исторической динамики политического процесса. Понимание мифа отобразилось в интерпретации Э. Кассирером процедуры мифотворчества или «техники производства политических мифов». Она представлена тремя основными приемами.
В
марксистском же варианте ложность мифа
изначально обусловлена свойствами
той реакционной идеологии
Известный
французский политолог А. Сови в
книге «Мифология нашего времени» (1966),
где он использовал понятие «миф»
в качестве разного рода размышлений,
иллюзий, ложных информаций, а так
же расхождений между научными взглядами
и общепринятыми мнениями. Длительное
существование социально-
Отечественный
специалист в области архаичной
мифологии Ф. Х. Кесседи был вполне
солидарен со своим зарубежным коллегой.
Способность современного политического
мифа к внутреннему саморазвитию
в связи с развитием
Т.о.
проблема политического мифа вынуждала
позитивизм и марксизм отступать
от видения в историко-
Искусственное
отделение современного этапа социально-политического
мифотворчества в уникальный предмет
научного анализа побуждает
Информация о работе Социальный миф в политическом процессе: рациональность и мистика