Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:17, реферат
В интеллектуальной обстановке 30-40-х гг. XIX века практически вся умственная жизнь, все, что еще могла думать и иметь свое собственное мнение, было сконцентрировано в тесных кружках, салонах. Из наиболее известных кружков того времени можно упомянуть те, которые группировались вокруг Станкевича и Герцена, а наиболее посещаемые салоны – А.П. Елагиной и Свербеевых. В своих воспоминаниях Чичерин называл кружки «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». В атмосфере дискуссий и бесконечных споров, истинный смысл которых очень редко мог быть представлен широкой публике (исключение – «Философические письма» Чаадаева),
Со временем
идеи К. Кавелина и Б. Чичерина от критики
славянофильства эволюционировали в сторону
концепции правового государства.
Славянофилы связывали обновление
России с отказом от копирования "непрактичных"
идеалов Запада. История Запада, с их точки
зрения, это история насилия, вражды, отказа
от свободы и духовности. Особый путь России
определяется православием, общиной и
соборностью. Под соборностью понималась
особая форма единения народа, когда все
сословия объединяются на основе любви
к Богу и друг к другу.
Идеям славянофильства
нельзя дать однозначной оценки. Славянофилы
стояли на позициях консерватизма, выступая
за сохранение самодержавия и крестьянской
общины. В тоже время славянофилы высказали
передовые для своего времени идеи: отмена
крепостничества, историческое право
крестьян на землю, свобода печати и слова,
свобода совести. Противоречивость идей
славянофильства прослеживается и в аргументации
в пользу гражданских свобод. С одной стороны,
свободное слово - это способ воздействия
общества на власть, (И. С. Аксаков), с другой
стороны, предоставление свобод не будет
опасным для власти в силу аполитичности
русского народа и его сосредоточенности
на проблемах духовных (К. С. Аксаков). Славянофилы
были сторонниками монархии, но их представления
о самодержавном строе отличались от официальной
идеологической доктрины. Это был своеобразный
романтический консерватизм. Они идеализировали
монархические устои допетровской Руси,
видя в них воплощение соборного начала,
и считали, что монарх получает власть
от народа. Укреплению же государственной
власти должен служить союз Государства
и Земли (общины, народа). Воплощением этого
союза являются Земские соборы, на которых
народ высказывает свое мнение. Особые
взаимоотношения власти и народа К. С.
Аксаков заключил в следующую формулу:
"Государству - неограниченное право
действия и закона, земле - полное право
мнения и слова".
В 30-е гг. XIX века начинается новый этап в общественном движении в России. Вместе с дворянами-революционерами с политической сцены России исчезает философия Просвещения, как основа общественно-политической мысли. Поиск новых идей осуществлялся в кружках передовой интеллигенции 30—40-х гг. Русскую общественную мысль привлекла классическая немецкая философия Канта, Фихте, Шеллинга. Наибольшее влияние на русских общественных деятелей оказало гегельянство, которое и стало фундаментом либеральных и революционных доктрин. Постепенно своих сторонников среди представителей российской общественной мысли стали завоевывать идеи французского утопического социализма.
На рубеже
1830—1840-х гг. центром общественно-
Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х гг. двух внутренне неоднородных идейных течений — западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».
Славянофилы
(И.В. и П. В. Киреевские, К.С. и И.С.
Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин) исходили
из уникальности исторического развития
России и считали, что ее традиционные
государственные порядки
Полемика
западников и славянофилов во многом
способствовала становлению либерального
и революционно-демократических течений.
Одним из лидеров первого был профессор
всеобщей истории Московского университета
Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический
характер николаевского режима, выступал
за реформы общественно-политической
жизни. Революционно-демократическое
течение представляли В.Г. Белинский, А.И.
Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы
— члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского.
Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили
русскую общественность к идеям социалистов-утопистов.
Поражение революции в Европе (1848—1849)
привело Герцена к мысли об особом пути
России к социализму, так как в русском
народе прочно укоренилось коллективное
начало в виде крестьянской общины. Таким
образом, западник Герцен сблизился со
славянофилами. В 1853 г. он основал «Вольную
русскую типографию» в Лондоне, которая
положила начало бесцензурной русской
прессе. Примерно через десяток лет герценовская
теория «русского», или общинного, социализма
стала знаменем российского народничества.
40 - 60-ые годы в общественном движении России приобрели значительный вес два противостоявших друг другу политических течения - славянофилов и западников. Их разделяло решение вопроса о путях развития страны. К славянофилам относились такие знаменитые писатели, публицисты - А. Кошелев, И. Аксаков, К. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин.
Славянофилам удалось сформулировать некоторые идеи, которые оказывали и оказывают заметное влияние на развитие отечественной политической мысли. Так обстоит дело с “русской идеей”. Как показал исторический опыт, вычленение “русской идеи”из культурного процесса оказывалось возможным только в ее противопоставление: оппонентом стала идея западническая.
Активное
стремление Европы повлиять на процессы
государственно-политического
Славянофилы стояли за сохранение царского самодержавия —как “олицетворенную волю народа”. Для них самодержавие не есть деспотия. Деспотическим оно может стать только тогда, когда будет вмешиваться в общественную, общинную и духовную жизнь народа.
Западники - А. Чаадаев, Н. Чернышевский, В. Белинский, А. Герцен, для их политико-правовых идей были характерны некоторые весьма важные черты, сближающие их со славянофильством. Разграничение, проводимое между этими течениями весьма условно. Однако есть идеи, отличающие западников от славянофилов (пропаганда конституционных учреждений и других прогрессивных, в сравнении с Россией, основ западноевропейской политической жизни).
Революционный
демократизм А.Н. Радищева носил в основном
антифеодальный характер. С 40-х гг. ХIX в.
революционный демократизм в России становится
шире по содержанию - развертывается критика
не только феодального, но и буржуазного
государства и права. Они отрицали
всякий эксплуататорский
строй и соединяют революционный
демократизм с утопическим
социализмом.
Информация о работе Славянофилы и западники о путях развития России