Система стабилизации самолета по углу тангажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Система автоматического управления полетом ЛА состоит из датчиков, предназначенных для получения информации о режимах и условиях полета; вычислителей и корректирующих устройств, служащих для переработки информации и формирования законов управления; усилительных устройств и исполнительных механизмов, служащих для усиления сигналов и передачи на органы управления и т.д. Структурные особенности САУ оцениваются ее законом управления, под которым подразумевают требуемую зависимость выходных сигналов исполнительных механизмов от совокупности входных сигналов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..12
1 СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРОEКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………………14
Общая характеристика проблемы и существующие пути ее решения………...…14
Анализ технического задания……………………………………………………….16
Анализ литературы…………………………………………………………………..17
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ……19
Описание объекта управления………………………………………………………19
Математическое описание объекта управления……………………………………20
Разработка функциональной схемы САУ………………………....………………..24
Выбор элементов системы………………………………………………………...…26
Машинное моделирование исследуемой системы управления…………………...29
ПОЛУНАТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ………………………………………..…42
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..46
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАТЬ………………………………………………………52
Качественная оценка технологичности…………………………………………….52
Количественная оценка технологичности………………………………………….53
Разработка технологической схемы сборки………………………………………..54
Разработка маршрутной технологии………………………………………………..56
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..57
ОХРАНА ТРУДА…………………………………………………………………….61
Классификация опасных и вредных производственных факторов……………….61
Анализ вредных и опасных факторов при производстве вычислительного блока……………………………………………………………………………….…64
Пожаробезопасность………………………………………………………………...65
Исследование и расчетестественнойосвещенности в производственныхпомещениях…………………………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

Записка.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

Рисунок 2.5.8 – Схема моделирования системы с двумя контурами, ПИД-регулятором блоком SignalConstraint 

     В результате подбора коэффициентов  с помощью блока SignalConstraint были получены следующие их размеры:

    Кp = 1.8,    Кi = 2,     Кd=0

      Следовательно, для поддержания параметров системы  в заданных пределах достаточно ПИ-регулятора. Подадим на скорректированную систему (рис. 2.5.9) возмущение и снимем переходный процесс (рис. 2.5.10).

 

Рисунок 2.5.9 – Схема моделирования скорректированной системы 

Рисунок 2.5.10 – Переходный процесс скорректированной системы. 

     Из  рис. 2.5.10 видно, что время переходного процесса tпп=3с, перерегулирование σ=17%. Возмущение система отрабатывает. Данные показатели удовлетворяют требования ТЗ.

     Далее нужно определить период квантования. Его можно определить на основании  следующих критериев:

    1. устойчивость;
    2. рабочий диапазон частот;
    3. точность во временной области;
    4. точность в частотной области;
    5. теорема Котельникова.

     Определим период квантования в дискретной системе управления, используя время  теорему Котельникова. Найдем абсолютную псевдочастоту по формуле: 

      Найдем  период квантования в дискретной системе:  

      Выберем период квантования  =0,01 с.

      Чтобы проверить правильность выбора периода  квантования введем в систему квантователь (рис. 2.5.11) и посмотрим на выходной сигнал (рис.2.5.12), если выходной сигнал не искажен период квантования выбран правильно, если искажен нужно его уменьшать пока не добьемся неискаженного сигнала.

Рисунок 2.5.11 – Схема моделирования системы с квантователем =0,01 
 

Переходной процесс  имеет вид:

Рисунок 2.5.12 – Переходной процесс системы с введенным квантователем

      Исходя  из рис. 2.5.12 делаем заключение о том что период квантования выбран правильно.

     Используя инструмент пакета Simulink «Linearanalysis», построим ЛАЧХ разомкнутой (рис. 2.5.13) и замкнутой (2.5.14) систем.

     

     Рисунок 2.5.13 – ЛАЧХ разомкнутой системы с ПИ-регулятором 

     

     Рисунок 2.5.14 – ЛАЧХ замкнутой системы с ПИ-регулятором 

     Запас устойчивости по амплитуде равен 14,3 дБ, по фазе 62,8 град. (исходя из рис. 2.5.13).

     Полоса  пропускания:ωпр=3,27 рад/с (исходя из рис. 2.5.14).

     Для исследования цифровой системы выполним преобразование непрерывного  ПИ-регулятора в цифровой. Для этого запишем передаточную функцию ПИ-регулятора с подобранными коэффициентами и произведем преобразование посредством команды с2d(Wreg,T):

kp=1.8

ki=2

Wi=tf([ki],[1 0])

Wreg=kp+Wi

Wdreg=c2d(Wreg,0.01)

В результате получаем: 
 

     Данную  передаточную функцию используем при  моделировании (рис.2.5.15):

     

     Рисунок 2.5.15 – Схема моделирования системы с цифровым ПИ-регулятором 

     Используя линейный анализ  Simulink, построим переходный процесс (рис. 2.5.16), ЛАЧХ разомкнутой (рис. 2.5.17) и замкнутой (рис. 2.5.18) систем с цифровым ПИ-регулятором.  

Рисунок 2.5.16 – Переходный процесс системы с цифровым ПИ-регулятором 

     Рисунок 2.5.17 – ЛАЧХ разомкнутой системы с цифровым ПИ-регулятором 

     

     Рисунок 2.5.18 – ЛАЧХ замкнутой системы с цифровым ПИ-регулятором 

     В соответствии с рис.2.5.16 определим время переходного процесса перерегулирование σ= 0%.

     В соответствии с рис 2.5.17 определим запас устойчивости по амплитуде 14,3 дБ, по фазе 62 град.

     В соответствии с рис 2.5.18 определим полосу пропускания: :ωпр=3,3 рад/с.

     Данные  показатели качества удовлетворяют  требованиям ТЗ. 
 
 
 
 
 
 
 

    3 ПОЛУНАТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Для решения  задачи полунатурного моделирования  должны иметь:

- функциональную  схему;

- математическое  описание объекта моделирования;

- виды и диапазоны  задающих и возмущающих воздействий.

Построим функциональную схему полунатурной модели (рис.3.1) 

    Рисунок 3.1 – Функциональная схема полунатурной модели САС ЛА по углу тангажа

     Угловое движение самолета по тангажу относительно выбранной точки описывается уравнением

,   (3.1) 

где   – угол тангажа;
    – угол отклонения рулей высоты;
    – момент возмущения;

      = 1,4892,     = -174,342,     = 1,3543·10-5.

      В соответствии с функциональной схемой полунатурной модели САС по углу тангажа(рис.3.1) динамику самолета моделируем на наборном поле (НП) УИС с помощью операционных усилителей (ОУ). Схема моделирования динамики самолета показана на рис. 3.2

     Уравнение схемы моделирования динамики самолета по углу тангажа имеет вид:

     = – +.    

                                                             (3.2) 
 

Рисунок 3.2 – Схема моделирования динамики самолета  
по углу тангажа
 

     Введем  соответствие между физическими  и машинными переменными с  помощью масштабов 

     ==;

     ==;

     ==;     (3.3) 

     ==;

     =1.

     Для того, чтобы модель соответствовала оригиналу, их уравнения, записанные в одних и тех же переменных, должны совпадать. Подставим машинные переменные из соотношения (3.3) в уравнение (3.2):

. 

Приведем  полученное уравнение модели к виду уравнения (3.1) 

= – +. (3.4)

      Приравнивая соответствующие коэффициенты в уравнениях объекта (3.1) и модели (3.4), находим величины коэффициентов передачи ОУ , обеспечивающие совпадение процессов в динамике самолета и его модели.

     Поскольку количество коэффициентов в уравнениях (3.1) и (3.4) на два меньше количества коэффициентов операционных усилителей, два коэффициента можно выбрать произвольно. Выбираем:

     =10;

     =1;

     ==1,4892;

     ===4,35855; 

                                                                            (3.5)

     ===0,162516. 

      Рассчитанные  значения коэффициентов  реализуем на наборном поле аналоговой вычислительной машины подбором величин сопротивлений в цепях ОУ в соответствии с рис. 3.2.

     Результаты  исследования САС углового положения  самолета по углу тангажа на полунатурной модели с ПИ-регулятором показаны на рис. 3.3.

     

Рисунок 3.3 – Результат полунатурного моделирования САС угла тангажа   

     Заключение: в результате выполнения данного  раздела была получена функциональная схема полунатурной модели исследуемой  системы, схема моделирования динамики ЛА; в результате проведения эксперимента был получен переходный процесс изображенный на рис.3.3. Показатели качества экспериментальной системы близки к расчетным, однако имеют ряд отличий. Это обусловлено различными факторами: силами трения в приводе, погрешностью элементов в электронных схемах и т.д.  
 
 
 
 
 
 

  1. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 

     В конструкторской части будет рассматриваться управляющий вычислитель, который представляет собой микроконтроллер, реализующей закон управления разрабатываемой системы.

     4.1 Задачи цифрового регулятора  и определение состава входной  и выходной информации

     Для обеспечения высокой точности системы  необходимо введение дополнительного  цифрового регулятора. Поэтому разрабатываемый  цифровой блок управления является основным элементом системы стабилизации угла тангажа и необходим для осуществления закона управления системой с заданными показателями качества.

     Для эффективной работы цифровой регулятор  системы должен выполнять следующие  задачи:

  • прием сигналов с датчиков физических параметров (датчики измерения угла тангажа и угловой скорости);

     – реализация заданного алгоритма  управления;

  • выдача управляющих сигналов на исполнительные механизмы (гидравлический сервопривод).

     После анализа алгоритмов управления видно, что входной информацией для  вычислителя являются сигналы, получаемые с датчика угла, который представлен  в системе центральной гировертикалью в диапазоне +12…-12В, что соответствует изменению угла -30…+30 град и сигнал, поступающий с обратной связи, которая охватывает гидравлический привод. Тем самым образует сервопривод с жесткой обратной связью. 

     Также на вычислитель подается аналоговый сигнал, снимаемый датчиком угловой  скорости в диапазоне 0…10В, который  соответствует 0…18град/с.

     Поскольку все входные параметры алгоритма  поступают непосредственно с  соответствующих датчиков, то предварительная  их обработка (дифференцирование, интегрирование) не требуется. 
 

     4.2 Построение функциональной схемы  управляющего вычислителя

     Вычислитель включает в себя такие блоки: микроконтроллер, АЦП, ЦАП.

     Блок  АЦП предназначен для приема аналоговых сигналов, последовательной коммутации их на вход АЦП и передачи на микроконтроллер МCS-51.

     ЦАП предназначен для приема 10-разрядного кода с МК-51 и преобразования его в выходное напряжение. Данный блок является двухадресным устройством. Поскольку входной код ЦАП является 10-разрядным, то для его фиксации используются два регистра (8-разрядный для старших битов и 4-разрядный для двух младших битов). Регистры фиксации работают в режиме постоянной выдачи на ЦАП (ОЕ = 0).

     Для проектированного управляющего вычислителя  был выбран микроконтроллер MCS-51. На рисунке 4.1 представлено графическое обозначение микроконтроллера MCS-51. 

     Рисунок 4.1 – Электрический интерфейс микроконтроллера MCS-51

     Выбор этого микроконтроллера обусловлен следующими факторами: все периферийные устройства в составе МК (таймеры, порты, контроллер прерываний) можно программно настраивать на требуемые режимы работы, В минимальной конфигурации все линии портов непосредственно доступны для использования в программе.

Информация о работе Система стабилизации самолета по углу тангажа