Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, шпаргалка
шпаргалки по политологии 2 курс
.Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Платон, Аристотель, Демокрит).
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.
13.
Политическая система:
сущность понятия,
структура, функции. Понятие «политическая система» – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: 1.политическая
организация общества, включающая
в себя государство, 2.политическое
сознание, характеризующее 3.социально-политические
и правовые нормы, 4.политические
отношения, складывающиеся 5.политическая практика, состоящая из политической деятельности. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы: 1.Обеспечение
политической власти для 2.Управление
различными сферами 3.Мобилизация
средств и ресурсов, необходимых
для достижения этих целей
и задач Выявление и 4.Удовлетворение
интересов различных субъектов
политических отношений 5.Интеграция
общества, создание необходимых
условий для взаимодействия 6.Политическая
социализация (посредством которой
формируется политическое 7.Легитимация
политической власти (т.е. достижение
определенной степени |
14.
Основные типы
современных политических
систем. Политическая система общества — сложная, разветвленная, целостная, упорядоченная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система общества представляет собой одну из частей общественной системы и взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, этической, правовой, культурной. Модификации типов политических систем в зависимости: 1.от уровня и формы организации политической жизни: -национальное государство; -субнациональные политические системы (племенные сообщества, сельские общины, города, регионы); -наднациональные,
международные системы ( 2.от характера политического режима и уровня развития гражданского общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.): -традиционные, модернизированные демократии; -тоталитарные (недемократические) системы; 3.по характеру взаимодействия со средой: -открытые; -закрытые; 4.по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти (по Г. Алмонду): -англо-американская; -континентально-европейская; -доиндустриальная и частично-индустриальная; -тоталитарная. |
15.
Природа и сущность
политического лидерства.
Проблемы политического
лидерства в современном
российском обществе. Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде группы, который благодаря энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы. Политический лидер - это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция. Крупный политический лидер - это всегда смелая, яркая личность. Это человек, умеющий завоевывать популярность благодаря не только коммуникативным и ораторским способностям, но и умению выражать запросы и интересы людей. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан. Факторы, определяющие характер политического лидерства - личностные черты лидеров; - инструменты осуществления ими власти; - ситуации, с которыми сталкивается лидер. В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором полит. предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения. |
16.
Типология и функции
лидерства. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде группы, который благодаря энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политический лидер – это человек, который оказывает влияние, определенное воздействие на людей, занимает ведущее положение у власти и пользуется популярностью у народа. Политическое лидерство – феномен качества человека, позволяющее ему оказывать определяющее воздействие на людей, занимающий ведущее положение в обществе и пользующийся авторитетом у граждан. В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента : 1. Индивидуальные черты лидера. 2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает. 3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Функции политических лидеров:
В России: 1. Интегративная (интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения). 2. Инструменталистская
(способность обеспечивать 3. Мобилизационная
(возможность лидера 4. Социальный арбитраж (защита прав населения) Типология политических лидеров: 1. Автократический
тип, предполагающий 2. Либеральный
стиль, предполагающий гибкое
политическое реагирование на
происходящие в обществе 3. Демократический
стиль не был характерен для
российской политической |
17.
Теория лидерства
в современной
политологии. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде группы, который благодаря энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы. Современные концепции лидерства: 1."Теория черт".
Лидерство — феномен, 2."Ситуационная
теория". Лидерство — функция
ситуации, ответ на потребность
в лидерстве. Не отрицая 3.Теория конституентов. Лидерство — функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей. Лидер здесь выступает как выразитель интересов конституентов, т. е. в сущности не более, чем инструмент группы, "тайна лидера" заключена не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. 4.Психологические концепции (например, по 3. Фрейду в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера). 5.Интерактивный
анализ — попытка осуществить
комплексное исследование |
19.
Типология политической
культуры.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Выделяют три вида политической культуры: Наиболее известная типология политических культур принадлежащая Г. Алмонду и С. Верба: 1.приходская культура: -Характеризуется
безразличным отношением к 2.зависимая культура: -Отличается
большей заинтересованностью в
деятельности властей. 3.культура участия: - характеризуется
активностью участия. Граждане
считают себя вправе влиять
на власть, они осуществляют это
«вмешательство», участвуя в Также выделяют такие виды: 1) по степени согласованности во взаимодействии политических субкультур 2) по базовым ценностям; 3) по ориентации
общества на те или иные механизмы
функционирования политической системы; |
20.
Политическая культура
в системе общечеловеческой
культуры.
Политическая культура является ядром политической жизни общества. Это часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Функции политической культуры: 1.познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности; 2. интегративная – достижение на основе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы и данного политического режима 3.коммуникативная – обеспечение связи между участниками политического процесса между управляющими и управляемыми и между равнозначными участниками политического процесса: представителями властвующей элиты, политическими партиями, гражданами; 4.обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом; 5. нормативно-регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании определенные политических установок, ценностей, целей, мотивов и норм поведения; 6) воспитательная – политическая социализация– формирование личности гражданина. Политическая культура не остается неизменной. В любом реальном обществе всегда представлены несколько доминирующих типов политической культуры, носителями которой являются те или иные социальные классы, слои, группы. Наибольшее влияние на изменение политической культуры оказывают такие общественно-политические институты, как 1) государство; 2) политические партии, общественно-политические движения, неполитические организации; 3) религия и церковь; 4) СМИ; 5) бизнес (особенно в странах с рыночной экономикой); 6) армия (особенно в условиях авторитаризма и тоталитаризма); 7) семья; 8) учебные заведения. |
22.
Политические права
граждан. Проблемы
демократии в современной
России. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.). - Свобода печати и информации. Первоосновой свободы печати, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. Политические права граждан РФ: 1. Право участвовать
в управлении делами гос-ва как
непосредственно, так и через своих представителей. |
23.
Основные принципы
современной демократии. Демократия — народовластие. Форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству; Идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение; Демократия— развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. Особенности демократии: 1.конституционные признаки: - признание народа источником власти, суверенном в государстве; - периодическая выборность основных органов государства; - равенство прав граждан на участие в управлении государством; 2.законодательная,
исполнительная и судебная 3.всеобщие, тайные,
равные и прямые выборы 4.критика властей и любых ее представителей; 5.постоянное
изучение общественного мнения
всего населения; Типология демократии: - прямая (непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений, контроле за их реализацией); - плебисцитная (волеизъявление народа посредством референдумов, опросов, народных собраний, митингов, демонстраций и т. п.); - представительная (опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения). Преимущества демократии: -Подконтрольность власти народом, защита граждан от государственного произвола. -Предоставление народам индивидуальной свободы и ответственности. -Наилучшие возможности
общественного и -Реализация
гуманистических ценностей: -Свобода информации
и плюрализм общественной -Уважение закона и прав человека. -Социальное
раскрепощение личности, уважение
ее достоинства и |
24.
Понятие демократии.
Основные теории
демократии. Демократия — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. В переводе с греческого языка «демос» означает народ. Существует 2 вида демократии: прямая и косвенная. Прямая - непосредственное управление государством исходит от всего народа. Косвенная - народ выбирает определенных лиц, которые управляют страной, в согласии с мнением народа. При такой форме правления, движущей слой должен быть свод принципов и мер, которые направлены на защиту свободы человека. В демократических странах, «свобода человека» возводится в рамки закона. При демократии учитываются все волеизлияния населения (большинства), их мнение должно уважаться и ревностно защищаться. Включая мнения различных меньшинств. Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: - Феноменологическая теория - описывает и классифицирует существующие демократические системы. - Объяснительная теория - пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. - Нормативная
теория - предметом этой теории является
этическая сторона народовластия: когда
и почему демократия желательна с точки
зрения морали, какие принципы должны
быть фундаментом демократических институтов,
каковы разумные ожидания от граждан в
демократическом обществе. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. |