Шпаргалки по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

шпаргалки по политологии 2 курс
.Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Платон, Аристотель, Демокрит).
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

Работа содержит 1 файл

Политология шп.docx

— 80.30 Кб (Скачать)
1.Политические  воззрения мыслителей  древнего мира (Конфуций, Платон, Аристотель, Демокрит). 

Политическая  мысль каждой древней цивилизации  своеобразна, но одна черта роднила  все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там  сложился «античный способ производства»  со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял  полную противоположность восточным  деспотиям. Формой политической организации  служил полис (город-государство). Царская  власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.

На Востоке  особо крупный вклад в развитие представлений о государстве  и праве внесли Индия и Китай. Обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе  производства. Для него характерны верховная собственность государства  на землю и эксплуатация свободных  крестьян-общинников посредством налогов  и общественных работ.

Цель  государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами.

Конфуций.

Фундаментальную роль во всей истории  этической и политической мысли Китая сыграло  учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания», составленный его учениками:

Государство – это большая семья. Власть императора - власть отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства  людей. Конфуций выступал за аристократическую  концепцию правления. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения  на началах добродетели, и был  противником насильственных методов  правления. Основная добродетель подданных  состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отвергая бунты и  борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

В целом  добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения  к родителям, преданности правителю.

Платон

  (427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристократическое государство с сословным делением на правителей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравенстве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для человека. Платон впервые дал классификацию форм политического устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовершенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "искусство управления людьми".

Аристотель 

(384-322 гг. до н.  э.) пришел, как и Платон, к той  же классификации государственных  типов, но все многообразие существовавших форм сводил к двум основным — олигархии и демократии (остальные производные), но его симпатии были на стороне политии (система регулируемой демократии) — смешанной формы указанных, так как олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простолюдин. Типы политического устройства он разделял по числу властвующих лиц. Впервые проанализировал возникновение функций Государства, считая его третьей (после семьи и общины), высшей формой общества. Политика должна играть нравственно-воспитательную роль, чтобы обеспечить достижение общего блага — справедливости, критерием которой является право.

Аристотелевская концепция солидарности и политическая доктрина умеренности предполагали, что демократия может успешно функционировать только при опоре на средние слои общества. Наивысшими формами государственной власти считал те, при которых власть служит всему обществу.

Демокрит

(ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник демократии, предпочитал приоритет законности. Общество, государство, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедливости в политике, этике, праве. Политика — самое важное искусство, задача которого обеспечение общих интересов свободных граждан полиса. Единомыслие, моральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего превыше всего.

2. Политология в  системе социально-гуманитарных  наук. 

Политику  по-своему исследуют не только политология, но и другие науки.

1.Политология: философия и социология:

Политическая  философия:

Политическая  философия непосредственно изучает  политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как  это делает политология, а как  составные части, элементы, формы  проявления мира в целом и их взаимоотношения  с экономической, социальной и духовной реальностями.

В политической философии находит свое выражение  общемировозреннческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д.

Политическая  социология:

Менее общей, чем  политическая философия, но вместе с  тем, более широкой наукой, чем  политология, выступает социология и ее составная часть – политическая социология. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость  политики от различных сфер жизнедеятельности  общества, влияние на политическую систему, политические институты и  политическое поведение экономических  отношений, социальной структуры, идеологии  и культуры.

2. Политология: история:

Соотношение политологии  и исторической науки – это  соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории.

- С одной стороны  политология опирается на исторический  опыт политической жизни и  осуществления политики, включает  в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической  мысли.

- А с другой, представляя собой, теоретическое  обобщение политической истории,  политология способствует более  глубокому политическому анализу  исторических фактов и исторического  процесса, в котором политические  субъекты играют далеко не  последнюю роль.

Вместе  с тем между  этими науками  есть и немало различий:

- История  по самой своей природе не  может отображать исторические  события и процессы вне конкретно-хронологического  хода и неповторимо индивидуального  своеобразия их развития.

- Политология,  как общая теория политики  и политической жизни, наоборот, абстрагируется и от конкретной  хронологии событий, и от их  персоналии, и от неповторимых  исторических особенностей.

- История  охватывает изучение развития  всего общества.

- Политология  – лишь политическую сторону  развития всего общества.

- История  изучает только то, что уже  свершилось и вошло в историю

- Политология  переносит центр тяжести на  изучение современной, текущей  политической жизни и, кроме  того, включает в качестве своего  необходимого элемента политическое  планирование и прогнозирование. 

3.Политология и частные политические науки:

Среди частных или специальных политических наук можно выделить: государствоведение и правоведение, политическую психологию, политическую географию.

Теория  государства и права, призвана исследовать  не всеобщие, универсальные формы  проявления политического, а лишь его  государственные и правовые формы. Политическая психология также изучает  не всю политику, а только ее психологические  основы (место и роль убеждений, установок, чувств, ориентаций и мотиваций в  политической деятельности и политическом поведении и пр). 

 
 
 
3. Политика как сфера  общественной жизни.

Политика – это целенаправленная деятельность в сфере отношений между большими соц. группами (классы, нации, государства), по поводу установления и функционирования политической власти в интересах их общественно значимых запросов и потребностей. Политика – это все государственные и общественные дела. Политика – это определение приоритетов в деятельности и в развитии. 
Структура политики
Политика, как явление, состоит из 5 связанных звеньев: 
• Политические отношения, которые выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти. 
• Политический интерес, который представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке и достижению определенных политических целей. 
• Политическая организация, которая отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами. 
• Политическое сознание – является частью общественного сознания, которое характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властным значимым интересам. 
• Политическая деятельность, которая выступает разновидностью социальной активности субъектов, реализующих свои политические статусы. 
Функции политики: 
• Выражение властно-значимых интересов всех групп и слоев общества. 
• Управление и руководство общественными процессами. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение универсального диалога граждан и государства. 
• Интеграция различных слоев населения. Поддержание целостности общественной системы и поддержание стабильности, порядка. 
• Социализация личности, т.е. вовлечение индивидов в активную общественную жизнь. 
• Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Расширение сферы отношений между народами, между человеком и государством. 
Классификация политики: 
Критерий – это основной признак. Классификация зависит от критерия. 
1. По направленности политического воздействия (внутренняя, внешняя). 
2. По сферам общественной жизни. 
3. По субъекту политики 
а) государственная политика 
б) политика партий 
в) политика общественных организаций и движений

Политическая власть как явление
Власть – это способность, право или возможность распоряжаться чем-либо или кем-либо, оказывать ре-шающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств. Политическая власть – это специальная форма соц. отношений, реальная способность определенной соц. группы, индивида, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, в политических и правовых нормах. 
Государственная власть – это концентрированное выражение, ядро политической власти. 
Формы проявления власти: 
1. Господство 
2. Руководство 
3. Управление 
4. Координация 
5. Организация 
6. Контроль

5. Предмет, задачи  и функции политологии. 

Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

- история  развития политических учений  и теорий 

- политические  институты (институт парламентаризма,  институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты  судопроизводства)

- политическая  культура, политическое поведение,  политическое сознание 

- общественная  мысль и международные отношения

Задачи  и функции:

Задачи  политологии:

- формирование  знаний о политике, политической  деятельности;

-объяснение  и предсказание политических  процессов и явлений, политического  развития; -разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

  С этими задачами  органически связаны  функции политологии.  Важнейшими из них являются следующие:

-Гносеологическая. Политология позволяет получать  новые знания и формализовывать существующие.

-Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

-Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории  и методологии исследования политических  явлений.

-Социализирующая.  Позволяет людям разобраться  в сути политических процессов.

-Мотивационная.  Политология может формировать  мотивы и действия людей.

-Практико-политическая. Экспертиза политических решений,  теория политических реформ.

-Прогностическая.  Политология прогнозирует политические  процессы.

 
 
6. Политические воззрения  средневековых мыслителей (Августин  Блаженный,  Фома  Аквинский, Ж. Боден, Н. Макиавелли). 

     Теократическое  учение – это учение, согласно которому государство должно быть теократическим, в котором правители подчиняются  духовенству. Крупнейшие фигуры теократических учений это Августин Блаженный - и  Фома Аквинский.

Теократическое  учение Аврелия Августина (Блаженного) (родоначальника христианской философии истории):

Эпоха, в которую он жил – время  распространения христианства по Римской  Империи. (400 гг.)

Теологический и философский  труд «О граде Божием».

Августин  описывает историю человечества как сосуществование двух общностей  — Града Божьего и Града  Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом  законам (по божественным заповедям), а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога (грехопадение, отношения господства и рабства).

«Град»  не относится к какому-то конкретному  государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются  внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после  Страшного суда. Учение Августина  о предопределении положило начало важному направлению христианского  богословия.

Теократическое  учение Фомы Аквинского:

Крупнейший  идеолог католицизма, был монахом.

Эпоха, в которую он жил – Средние  века, дикие нравы. Крестовые походы католиков против «неверных». Активное распространение христианства. (1200 гг.)

Главное сочинение: «О правлении государевом».

Наибольшее  влияние на философию Фомы оказал Аристотель.

Сущность  власти – всякая власть от Бога. Государство  является первичным по отношению  к человеку, поскольку представляет собой часть творения Бога. Все  законы государства основаны на законах  божественных. Правитель наследует  божественный способ правления. Правитель  должен подчиняться церкви. Сущность власти в государстве – отношения  господства и подчинения. Эти отношения  поддерживают общественный порядок  как отражение порядка божественного. Власть может быть получена законным или незаконным (не богоугодным способом).

Высшая  цель государства – общее благо. Добродетельная жизнь приведет к  достижению небесного блаженства.

Выделял две формы государства – чистые и извращенные.

Чистые – монархия, аристократия, полития.

Извращенные – тирания, олигархия, демагогия.

Извращенные формы посылаются народу как наказание  за грехи.

Лучший  вид – монархия, которая основана на мудрости правителя (один Бог –  один правитель), худший – тирания. Но монархия тоже может быть деспотической  – неограниченной, и политической – ограниченной духовенством. Политическую монархию Аквинский принимает. Тирания  чаще возникает из правления многих, и ее нужно терпеть, бороться с  ней нельзя (христианское учение о  смирении). 

Никколо Макиавелли:

(1469-1527) порвал  со средневековой теологической концепцией власти как некоего божественного института. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе политического поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Ввел в научный оборот понятие государства как организации, которая отделена от общества. Государство — социальная система, политическое состояние общества: отношения господства и подчинения, наличие организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Макиавелли рассматривал государство в движении как изменчивое состояние, зависящее от соотношения противоборствующих сил (народа и аристократии). Они — источник развития государства и смены его форм. Он симпатизировал республиканским идеалам. При этом выдвигал тезис о насилии как средстве реализации "справедливой" государственной цели. Политика   для него — опытная наука, автономная сфера человеческой деятельности. Попытался освободить политику от морали (заидеологизированности), привнесенной религией: политику нельзя руководствоваться только соображениями нравственности, т. к. у политики свои законы, своя логика.

Жан Боден :

(1530-1596) основал  теорию государственного суверенитета: постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть, которая не ограничена никакими законами и условиями. Суверенитет означает свободную от подчинения законам власть над подданными. Над ней нет никакой другой власти, кроме ее самой, а ее законы имеют обязательную силу для всех. Эта теория обосновывала абсолютную монархическую власть как единственную силу, способную обуздать гражданские и религиозные распри, покончить с децентрализацией, обеспечить мир и правопорядок.

7. Т. Гоббс и Д.Локк  о формах правления. 

Томас Гоббс :

(1588-1679) защищал  теорию общественного договора. Он определил основные понятия, характеризующие сущность человека: эгоизм и самосохранение. Отсюда политическая власть вытекает как необходимость обуздания человеческой природы. Верховная власть (отдельного человека или собрания лиц)  никаким договором не связана со своими подданными, которым необходимо полностью отказаться от своих политических прав и перенести их на государство. Абсолютная власть государства с неограниченными полномочиями — гарант мира и реализации естественных законов. Вместе с тем при отказе индивидов от политической свободы государство сохраняло и гарантировало свободу экономическую. Отдавая предпочтение абсолютной монархии, Гоббс являлся противником всякой оппозиции верховной власти и считал необходимым введение цензуры. Он утверждал, что все граждане равны перед законом и могут делать все, что не запрещено.

Джон  Локк:

(1632-1704). Основные  идеи:

1.разделение  властей (законодательная принадлежит парламенту, исполнительная — суду и армии, федеративная (отношения с другими государствами)   — королю и кабинету министров);

2.парламентаризм (Д. Локк — сторонник конституционной монархии);

3.гражданское  общество (права человека имеют  верх над любыми государственными правами; гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основным интересам);

4.суверенитет  народа (первичность и верховенство  власти народа над любой другой  властью; право передачи власти  в другие руки принадлежит  народу; право народа на восстание, революцию, но не против государства, а против деспотии);

5.правовое государство. 

 
 
8. Политические учения  Нового времени  (Ш.-Л. Монтескье,  Ж.-Ж.Руссо, Ш.А.  Токвиль, Т.Джефферсон). 

-Шарль  Луи Монтескье  (1689-1755). Основные идеи:

1.закономерность  развития всех явлений, в т.  ч. в сфере общественных отношений; 

2.идея народного  представительства, ограничивающая  власть монарха (гарантией политической  свободы индивида могут быть  только разделение и взаимная  независимость законодательной, исполнительной и судебной властей; при этом: взаимоограничение властей, контроль за действиями друг друга; парламент из двух равноправных палат (аристократической и народной);

3.всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, свобода совести;

4.нетрадиционная  классификация форм политического устройства: республика (на ее стороне его симпатии), монархия, деспотия;

5.географическая  детерминация (государственное устройство  зависит от условий жизни народа, под которым он понимал географические  условия);

6.критика абсолютизма,  феодализма, церкви и духовенства. 

- Жан Жак Руссо  (1712-1778):

При решении  проблемы соотнесения личности, общества и государства (либерально-демократическая схема) на первое место он поставил общество, его интересы и потребности. Его радикально-демократическая парадигма "общество — государство-личность" построена на ориентации самостоятельной роли личности в обществе, в котором основой политической жизни являлась неограниченная суверенность воли народа, а закон — выражением общей воли. Поэтому все представительные формы правления неприемлемы. Так как они могут исказить волю народа, принятие законов должно опираться на непосредственное и всеобщее волеизъявление — референдум (плебисцит). Руссо отстаивал буржуазно-демократические права и свободы. Источник противоречий он видел в социальном неравенстве, появившемся в результате развития частной собственности, и альтернативой ему предлагал свободу и безусловное равенство юридических прав. Политические предпочтения Руссо отдавал республике и считал лучшей ту форму правления, при которой должностные лица избираются народом.

10. Власть: понятие и  основные концепции. 

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она служит основой политики и способна оказывать, хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на различные сферы жизни общества (духовную, социальную, экономическую, и др.).

Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Самыми  распространёнными  формами власти являются:

Авторитаризм — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или член семьи) обладает единоличным правом принятия решений.

Республика — форма власти, основанная на договоре.

Виды  власти: Политическая власть, Законодательная власть, Исполнительная власть, Судебная власть, Управленческая власть, Публичная власть, Символическая власть.

Концепции:

- правовые

- поведенческие - основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

- Реляционистские - характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Ресурсы и объём  власти. 

Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения  субъекта и объекта  власти – это осуществление  субъектом своей  властной воли в отношении  объекта. Посредством  чего достигается  осуществление властной воли? Посредством  использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они  получили название ресурсов власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Выделяют  три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии  наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в  соответствии со сферами  общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые  ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для  наказания, для поощрения, для убеждения  и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

12. Легитимность власти. Типы легитимности  власти.     

        

Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом  существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость  данной власти и её носителей. В узком  смысле понятие легитимности характеризует  законность власти.

Легитимность  может проявляться, например, как  в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и  в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько  типов легитимности:

- ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

Основа  – общее понимание  норм, установленных  законом;

- ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; 

Основа  – идеологические ценности;

- ТРАДИЦИОННАЯ легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

  Основа – традиции, традиционное сознание;

- СТРУКТУРНАЯ легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

   Основа – специфические  политические структуры;

- ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

     Основа – личный авторитет правителя;

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в  реальности существуют совместно, взаимно  дополняя друг друга. 

Информация о работе Шпаргалки по политологии