Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:58, реферат
Форма правления внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.
1.Введение
2.Общая характеристика республиканской формы правления.
3.Особенности республиканской формы правления.
4.Виды республик:
А) президентская республика
Б)Парламентская республика
В) Смешанная республика
5. Признаки республики.
6. Вывод.
7.Список литературы
Были рассмотрены весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы государства) в монархической форме правления. Но существуют и монархические элементы в республике.11 Чиркин В.Е. - Государствоведение - М.: Юристъ - 1999 - 151 с.
3 Смешанная республика
Смешанную республику
также называют суперпрезидентской,
полупрезидентской или
Президент избирается,
как правило, на всеобщих выборах
и наделён юридически и реально
большими полномочиями. Однако правительство
формируется парламентским
Для республики смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти - президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой (особенно когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям, как это было во Франции в 1986-1988 гг.) Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по конституции 1958 года.
В тоже время президент не является исключительным носителем исполнительной власти, как при президентской форме правления. Носитель исполнительной власти - правительство. Правительство, как коллегиальный орган высшего управления, является главным распорядителем кредитов, на него возлагается исполнение государственного бюджета, в его распоряжении значительные материальные ресурсы, административный аппарат и вооруженные силы.
Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Его назначает глава государства, свобода усмотрения которого связана неписаным правилом, что пост премьер-министра должно занять лицо, пользующееся доверием парламентского большинства, ибо парламент утверждает предложенный главой правительства состав кабинета министров. При парламентской форме правления глава государства не может сместить премьера, пользующегося доверием парламента. Глава государства при смешанной форме правления, в принципе, не связан какими либо обязательствами перед «партией большинства», поэтому вправе сместить главу кабинета в любое время.
Глава правительства обеспечивает исполнение законов, назначает на государственные должности (если назначение на эту должность не относится к прерогативе президента), отвечает за национальную оборону, определяет задачи и цели государственной политики, дает распоряжения
исполнительным ведомствам, координирует их работу, играет роль посредника между исполнительной и законодательной властями.
Парламенту принадлежит решающее слово в процессе законотворчества, утверждении бюджета, ратификации международных соглашений. При этом правом законодательной инициативы, помимо парламентариев, обладают глава государства и правительства. Законопроекты исполнительной власти подлежат первоочередному рассмотрению законодателями.11 Маклаков В.В. - Парламенты стран-членов Европейского Союза - М.: - 1996 - 441 с.
Как и при любой
другой демократической форме
К республике смешанного
типа отечественная наука
Приведённые выше многообразные формы правления , их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например в некоторых социалистических государствах).
Также не следует
однозначно, примитивно привязывать
те или иные формы правления
к типу государственности, например,
по схеме рабовладельческое, феодальное
государство — монархия, буржуазное, а
тем более социалистическое государство
— республика. Форма правления зависит
не только от классовой сущности государства,
если таковая проявляет себя, но и от многих
иных факторов. Особенно относительной
бывает эта связь между тем или иным типом
государства и теми или иными разновидностями
форм правления. Например, обширные размеры
России всегда требовали сильной исполнительной
власти для эффективного управления, для
преодоления волокиты, для защиты прав
граждан на периферии и т.п. Адекватной
этим политическим и экономическим потребностям,
может быть только сильная президентская
или иная авторитарная власть. Кроме того,
формы правления могут иметь и весьма
субъективный характер, отражать представления
об организации власти тех или иных политических
партий, их лидеров.
Глава 2. Форма правления российского государства
1. Общая характеристика современной формы правления в России
Согласно ст. 1
Конституции Российской
Понятие «республиканская
форма правления» характеризует государство,
в котором все высшие органы государственной
власти либо избираются, либо формируются
общенациональными избранными представительными
учреждениями. Республиканская форма
правления предполагает также, в частности,
что соответствующие лица избираются
в коллегиальные органы на определенный
срок и что решения в этих органах принимаются
большинством. Республика отличается
от монархии, где главой государства является,
как правило, лицо, получающее прерогативы
государственной власти по наследству
(король, царь, император и т. д.), и где выборного
представительного органа государственной
власти может и не быть. Главой государства
в Российской Федерации является ее Президент,
избираемый гражданами сроком на четыре
года (см. комментарий к статьям 80 и 81),
а представительным и законодательным
органом — Федеральное Собрание (парламент),
одна из палат которого — Совет Федерации
— составляется из двух представителей
от каждого субъекта Российской Федерации;
по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти, а другая
— Государственная Дума — избирается
населением сроком на четыре года (см.
комментарий к статьям 94, 95, 96).
Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
При этом конституционная
модель президентской
Разновидности республиканской формы правления
Республика ( от лат. Res publika - публичное, общенародное дело ) - это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика - дело народа).
Республике присущи следующие признаки:
- Существование единоличного
и коллегиального главы
- Выборность на
определённый срок главы
- Юридическая ответственность
главы государства. Например, согласно
Конституции Российской
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
- Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
1. Ограничение власти
главы государства,
2. Выборность главы
государства и других
3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
4. Представительство
главы государства интересов
государства в международных
отношениях по поручению
5. Обязательность
решений верховной
6. Преимущественная
защита интересов граждан,
Исторически республика
как форма правления сложилась
еще в Древнем мире. Примером тому
могут служить
Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.
В настоящее время
из 190 государств мира более 140 являются
республиками.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА), (от лат. "respublica" — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. — это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики — Афины V — IV вв. до н.э., Спарта — V — IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика — V — IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики — Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).
Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") — народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 — 1510 гг.
Утверждение Р.ф.п. в
ее современном понимании