Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:58, реферат

Описание работы

Форма правления внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.

Содержание

1.Введение
2.Общая характеристика республиканской формы правления.
3.Особенности республиканской формы правления.
4.Виды республик:
А) президентская республика
Б)Парламентская республика
В) Смешанная республика
5. Признаки республики.
6. Вывод.
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Республиканская форма правления.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

                                               Содержание: 
 

  1.Введение

  2.Общая характеристика республиканской формы правления.

  3.Особенности республиканской формы правления.

  4.Виды республик:

    А) президентская республика

    Б)Парламентская  республика

    В) Смешанная республика

  5. Признаки республики.

  6. Вывод.

  7.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                         Введение. 

 Форма правления  внешнее выражение содержания  государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.

Впрочем, некоторые  юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

 Формы правления  различаются в зависимости от  того, принадлежит ли верховная  власть в государстве одному  лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

 Форма государственного правления дает возможность уяснить:

1) как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

2)как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

В данной семестровой  работе будет рассмотрена республиканская форма правления.  
 
 

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация  самостоятельно устанавливает форму  правления, определяющую организацию  органов государственной власти и порядок их деятельности.

 В Конституции  РФ (ст. 1) установлена республиканская  форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

 Если рассматривать  форму правления с чисто формальных  позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

 И тем не  менее республиканская форма  правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

 Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

 Республиканской  форме правления имманентно присуща  демократия, а демократии - республиканская  форма правления. Демократия как  равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

 Различают два  основных вида республики - президентскую  и парламентскую.

 Главная политическая  особенность президентской республики  заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

 В основу системы  высших органов государственной  власти парламентской республики  положен принцип верховенства  парламента, перед которым правительство  несет коллективную ответственность  за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

 В некоторых  современных странах существуют  формы правления, сочетающие черты  парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

 Сочетание признаков  президентской и парламентской  республик в Российской Федерации  выражается в наличии сильной  президентской власти при сохранении  некоторых типичных признаков  парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

 С момента своего  становления в качестве конституционного  государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

 В настоящее  время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

3. Особенности республиканской  формы правления

 Уже в первых  месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община — собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определённой исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти — собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

 То или иное  соотношение и взаимодействие  различных органов власти, те  или иные способы образования  (избрания) собраний, советов определяют различные республиканские (от лат. «res publicum» — общее дело) формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

 Например, древнегреческие  республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни. Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например в некоторых месопотамских городах-государствах, роль собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев — основной производительной силы этих обществ — брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах.

 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти — разного рода собрания, советы и т.п. — имеют сложную структуру, наделяются определёнными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения принимаемые — законодательными, представительными, — в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

 Само происхождение  термина «республика» связано  с народом. «Respulica est res populi», —  подчёркивал Цицерон, считая государство «делом народа».

 Республиканское  правление основано на принципе  разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную,  исполнительную и судебную. Это  означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством.

 Парламенту (народному  собранию, национальной ассамблее,  думе, верховному совету, конгрессу  и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам  (исполнительно-распорядительным органам)  — выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам — осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. 

Однако слаженная  работа всех ветвей не всегда удаётся. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви  власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории называют «перетягиванием одеяла» и при таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточённые формы. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определённые политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определённых политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц.

Большие отличия  от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика — это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но основной факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определённый срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Так в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он не выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная де деятельность требует предельной самоотдачи.

Информация о работе Республиканская форма правления