Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении проблем Краснодарского края.
Объектом работы является в целом демографическая ситуация России, в частности Краснодарский край.
Предмет работы – государственная демографическая политика.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Государственная демографическая политика в РФ…………………...4
1.1 Определение сущности демографической политики………………………4
1.2 Демографическая ситуация в России………………………………………..8
1.3 Базовые условия эффективности демографической политики…………...11
Глава II. Демографическая ситуация Краснодарского края…………………..25
2.1 Общие тенденции демографических процессов в Краснодарском крае…25
2.2 Реализация государственной демографической политики в Краснодарском крае………………………………………………………….….29
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...68
Это
лишь один из множества примеров, характеризующих
отсутствие системности и управленческой
логики в вопросах разработки и реализации
семейной и демографической политики
в России.
Глава
II. Демографическая
ситуация Краснодарского
края
2.1
Общие тенденции демографических
процессов Краснодарского
края
Демографическая ситуация, сложившаяся в Краснодарском крае к началу 2010 года, в целом отражает общие тенденции ее развития в Российской Федерации и характеризуется значительными изменениями в динамике демографических процессов.
Общая
численность постоянного
Краснодарский край занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Увеличение численности происходило из-за сокращения естественной убыли. Плотность населения составляет 67,9 человека на один кв. км и превышает среднероссийский показатель в 8,2 раза. Но демографы прогнозируют в ближайшем будущем очередной спад, так как с 2010 года в активный репродуктивный возраст (20 - 29 лет) начало входить малочисленное поколение людей, родившихся в разрушительные 1990-е годы.
За полгода в крае родилось 30,2 тысячи детей. Это на 123 ребенка больше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатель рождаемости в крае за полгода составил 11,8 на тысячу населения. Меньше всего родилось детей в Ейском районе (8,4), Армавире (8,5) и Приморско-Ахтарском районе (8,9). Далее идут Выселковский район, Новороссийск, Кущевский, Староминский и Ленинрадский районы. [1]
В отличие от рождаемости показатели смертности улучшились более значительно - количество умерших за шесть месяцев по сравнению с соответствующим периодом 2009 года сократилось на 1062 человека - с 36,7 тысячи человек до 35,6 тысячи человек. Таким образом, показатель общей смертности снизился на 3,5 процента - с 14,4 до 13,9 на тысячу населения. Самые высокие показатели общей смертности в Белоглинском, Ленинградском, Лабинском, Щербиновском и Приморско-Ахтарском районах - всего в 11 муниципальных образованиях. Естественная убыль населения в целом по краю составляет 2,1 на одну тысячу населения. Но в 11 районах этот показатель более чем в два раза превышает краевой. Депопуляция в первую очередь грозит Приморско-Ахтарскому, Белоглинскому, Ленинрадскому и Щербиновскому районам. Наиболее благоприятная демографическая обстановка сложилась в городах Анапе, Краснодаре, Сочи, а также в Туапсинском и Успенском районах. По итогам первого полугодия текущего года в сравнении с 2010 годом отмечается существенное (на 15 процентов) снижение показателя младенческой смертности с 5,5 промилле до 4,6 промилле - и это показатель средней европейской страны. Но в крае есть муниципальные образования, в которых показатель младенческой смертности никак не сопоставим с Европой, а скорее напоминает не самые богатые страны Азии, в 2-3 раза превышая краевой. Это Щербиновский, Успенский, Калиниский, Крыловский, Кавказский, Выселковский и ряд других районов. [2]
За
последние 4 года ожидаемая продолжительность
жизни населения Краснодарского
края начала увеличиваться. Так, с 2005 года
ожидаемая продолжительность
Остается
высокой разница между
Коэффициент смертности (на 1000 человек населения) в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизился на 1,4 процента; в 2009 году коэффициент смертности по сравнению с 2008 годом уменьшился еще на 3,7 процента (с 72945 человек до 70497 человек). Это связано со снижением случаев смерти от следующих причин:
В последние годы значительно снизился показатель смертности от внешних причин. В 2009 году этот показатель снизился до 116,8 случая на 100000 человек (в 2005 году - на 163,8 случая, в 2006 году - на 145,9; в 2007 году - на 141,9; в 2008 году - на 129,8). В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с транспортными происшествиями и насильственными причинами смерти.
Показатели младенческой и материнской смертности в Краснодарском крае стабильно снижаются и их уровни ниже среднероссийских. В 2009 году материнская смертность снизилась на 16,1 процента по сравнению с 2008 годом, младенческая смертность снизилась на 17,1 процента. Коэффициент младенческой смертности снизился с 7,0 на 1000 родившихся живыми в 2008 году до 5,8 за период январь-ноябрь 2009 года. [68]
Ряд факторов социально-экономического характера, влияющих на качество жизни населения, а также все еще высокие показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, имеющие в Краснодарском крае такие же тенденции, как и в целом по России, являются причиной особого внимания здравоохранения края к проблемам предупреждения, диагностики и борьбы с социально значимыми заболеваниями.
Наряду
с медицинскими факторами, влияющими
на изменение демографической
По
данным органов службы занятости
Краснодарского края, среди зарегистрированных
безработных граждан более 60 процентов
женщин. Одной из причин, влияющих на
уровень женской безработицы, является
низкая конкурентоспособность женщин
на рынке труда, обусловленная повышением
требований работодателей к принимаемым
на работу гражданам, нежеланием работодателей
продолжать трудовые отношения с
женщинами, утратившими за время
отпуска по уходу за ребенком трудовые
и профессиональные навыки, что вызывает
острую необходимость в проведении
их профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации в целях
содействия в трудоустройстве или
закрепляемости на рабочих местах.
[2]
2.2
Реализация государственной
демографической политики
в Краснодарском крае
В Краснодарском крае на улучшение демографической ситуации в 2011 году будет направлено 290 млн. рублей, средства выделят из регионального бюджета в рамках краевой целевой программы. Программа "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" принята на 2011-2015 годы, общий объем ее финансирования - 1,5 млрд. рублей.
Основной
целью программы является стабилизация
численности населения и
Программа "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" на 2011-2015 годы стала продолжением такой же программы, принятой на 2008-2010 годы, в рамках которой были реализованы следующие подпрограммы [34]:
1. Подпрограмма «Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения»
Основными
исполнителями мероприятий
В целях эффективной реализации в Краснодарском крае основных направлений государственной политики в области охраны труда и в целях приведения нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края в соответствие с нормами федерального законодательства приняты следующие нормативные акты:
распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 марта 2010 года № 151 «О проведении в 2010 году регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»;
постановление
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края от 27 мая 2010 года №
410 «О признании утратившим силу постановления
главы администрации
приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 11 августа 2010 года № 397 «Программа действий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2009-2011 годы»;
приказ
департамента труда и занятости
населения Краснодарского края от 3
сентября 2010 года № 526 «Порядок взаимодействия
исполнительных органов государственной
власти Краснодарского края, органов
местного самоуправления муниципальных
образований Краснодарского края, профсоюзов,
работодателей и обучающих
приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 31 декабря 2010 года № 974 «Положение об организации пропаганды по вопросам защиты трудовых прав и охраны труда в Краснодарском крае».
В целях анализа и разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в крае организован и осуществляется ежеквартальный мониторинг состояния производственного травматизма, а по полугодиям - состояния условий и охраны труда на рабочих местах в организациях края. На основании анализа обобщенной информации, департаментом труда и занятости населения Краснодарского края разрабатываются и реализуются организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма и профзаболеваний в крае.
Так, например, в целях привлечения общественного внимания к важности решения социально-трудовых вопросов на уровне организаций края в 2010 году проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В результате проведенной разъяснительной работы в конкурсе приняло участие 161 организация, из них 70 - в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».
В октябре 2010 года организован и проведен месячник «Безопасный труд» в организациях строительного комплекса края. В месячнике приняли участие все муниципальные образования края, в том числе 1 038 организаций или около 62 % от их общей численности в отрасли, с числом работающих около 70 тыс. человек. За время проведения месячника устранены 85,6 % выявленных нарушений в области охраны труда. Ход проведения месячника освещался в местных средствах массовой информации и на сайтах администраций.
В 2010 году на реализацию мероприятий по охране труда организациями края израсходовано 3 126,8 млн. рублей, в пересчете на одного работающего - 1 835 рублей, что на 10,9 % больше, чем в 2009 году.
На предупредительные меры по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2010 году израсходовано 116,5 млн. рублей, что на 11,1 % больше, чем в 2009 году.
Объем средств по различным предупредительным мерам, направленным на сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2010 году, у страхователей распределен следующим образом:
для приобретения сертифицированных средств индивидуальной защиты - 55,3 млн. руб. (в 2009 г. - 58,7 млн. руб.);
для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 34,3 млн. руб. (в 2009 году - 32,4 млн. руб.);
для оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление работников - 14,9млн. руб. (в 2009 году - 13,8 млн. руб.);
на обучение специалистов организаций по охране труда - 0,9 млн. руб.;
на профилактические периодические медицинские осмотры работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда - 11,1 млн. руб.
Два последних мероприятия включены в перечень предупредительных мероприятий только в 2010 году.
Разрешение на использование сумм страховых взносов на предупредительные меры получили 1 683 страхователя, а в 2009 году 1 438 страхователя.
В 2010 году реализация мероприятий по приведению условий труда и быта женщин в организациях в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Краснодарского края осуществлялась в соответствии с «Программой действий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2009 - 2011 годы» и «Планом действий по обеспечению гендерного равенства мужчин и женщин в Краснодарском крае на 2009 - 2011 годы». В число реализованных на многих предприятиях края мероприятий вошли замена устаревшего оборудования, внедрение новых технологий, которые позволили механизировать или исключить труд женщин на тяжелых работах.
Информация о работе Реализация государственной демографической политики в регионе