Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении проблем Краснодарского края.
Объектом работы является в целом демографическая ситуация России, в частности Краснодарский край.
Предмет работы – государственная демографическая политика.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Государственная демографическая политика в РФ…………………...4
1.1 Определение сущности демографической политики………………………4
1.2 Демографическая ситуация в России………………………………………..8
1.3 Базовые условия эффективности демографической политики…………...11
Глава II. Демографическая ситуация Краснодарского края…………………..25
2.1 Общие тенденции демографических процессов в Краснодарском крае…25
2.2 Реализация государственной демографической политики в Краснодарском крае………………………………………………………….….29
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...68
В этом контексте поручаю сделать следующее.
Во-первых - во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. При этом названные требования должны быть обоснованными и реализуемыми. Я уже говорил об этом, они не должны быть избыточными.
Во-вторых - поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.
В-третьих
- для детей, которые не посещают детские
сады, необходимо создать дошкольные группы
в общеобразовательных школах
[65].»
Научный потенциал
Увы,
того же самого нельзя сказать о
научном потенциале, от которого зависит
экспертное обоснование и разработка
направлений и конкретных практических
мер антидепопуляционной
Многие, наверное, удивятся, но в России до сих пор нет ни одного государственного демографического института. На всю нашу большую страну нет даже ни одного демографического факультета.
У нас есть много нефтяных, экономических, правовых и прочих институтов и университетов, но у нас нет не одного демографического вуза или научно-исследовательского института.
На сегодня весь багаж демографических знаний сконцентрирован всего лишь на нескольких кафедрах и небольших подразделениях, расположенных преимущественно в Москве. Это фатальная управленческая ошибка, доставшаяся в наследство современникам еще со времен советского периода. Всего в отечественной (советской) истории было два демографических института - в Киеве и Ленинграде. Оба были закрыты: ленинградский - в 1934 г., просуществовав всего четыре года, киевский - в 1938 г., просуществовав 19 лет. [38]
В
то же время на нашу демографическую
ситуацию и демографическую политику
стараются активно влиять зарубежные
организации. Например, скандально известный
Центр экологии и демографии человека
финансируется одновременно несколькими
западными фондами, включая Фонд
Сороса. Неудивительно, что из этого
центра звучат, по сути антироссийские
рекомендации, предлагающие сосредоточиться
на привлечении миллионов
Для
соответствия управленческого ответа
на демографический вызов масштабу
и остроте данной проблемы, в России
должно быть по несколько демографических
институтов в каждом крупном городе.
Финансирование демографической (семейной) политики
Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.
В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4% [11], вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%.
В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах. [12]
При
этом расходы на семейную и демографическую
политику не должны ограничиваться указанными
объемами финансирования материального
стимулирования рождаемости и должны
включать обеспечение целого ряда мер
в области информационного
Информационное сопровождение
К сожалению, о достойном информационной работе по повышению семейных ценностей говорить тоже не приходится.
Весь спектр брачно-семейных и репродуктивных установок, формируемых коммерческой рекламой, находится в узком диапазоне демографической деградации. Модель демографического поведения, предлагаемая потребителю с помощью профессиональных методов воздействия на массовое сознание, сводится либо к неполной семье (как правило, во главе с матерью-одиночкой), либо к образованию малодетной (в большинстве случаев однодетной) семьи, выступающей главным фактором депопуляции российского населения.
Именно
поэтому одно из наших предложений
состоит в законодательном
Необходимо законодательно запретить использовать негативный образ семьи в коммерческих, развлекательных и прочих целях.
Особо
отметим, что в России почти отсутствует
семейно ориентированная
Вся
социальная реклама в общей рекламной
массе телеэфира составляет около
0,4%. Уточним, речь идет не о просемейной
социальной рекламе (в нашем специальном
исследовании таковой не было обнаружено
вообще), а в целом обо всей
социальной рекламе, встретившейся
за указанный период. Доля уличной
просемейной рекламы также
Приятным
исключением здесь является деятельность
Благотворительного фонда защиты семьи,
материнства и детства по размещению
уличной социальной рекламы. Социальная
реклама фонда регулярно
Похожая
инициатива была проявлена руководством
программы «Святость
При
этом, согласно ФЗ «О рекламе», годовой
объем социальной рекламы должен
составлять не менее 5% от всей размещаемой
рекламы. Опираясь на представленные результаты
шестидневной записи телеэфира и
мониторинга наружной социальной рекламы,
считаем вполне обоснованным подвергнуть
сомнению соблюдение рекламораспространителями
соответствующей нормы
Впрочем, даже безупречное соблюдение этой квоты не решает проблемы.
Для
изменения укоренившихся
Организационно-
На фоне наблюдающегося структурно-управленческого хаоса и отсутствия институционализированных форм демографической политики, особо выделяются попытки региональных администраций интегрировать вопросы, связанные с семьей, в деятельность разных по своему назначению исполнительных ведомств.
Немыслимая и абсурдная ситуация, когда в разных регионах одними и теми же вопросами занимаются абсолютно разные ведомства и учреждения, в России является распространенной региональной практикой.
Так, за вопросы, связанные с семьей, семейной политикой и демографической политикой в одних местах отвечают самостоятельные профильные учреждения, в других - органы социальной сферы, в-третьих - структуры здравоохранения, а где-то и вовсе - ведомства по вопросам труда и трудовых ресурсов.
Ниже представлено распределение региональных организаций, отвечающих за указанные вопросы, по принадлежности (подчиненности) к соответствующим структурам исполнительной власти:
В нескольких регионах имеется опыт работы в межведомственном формате:
Содержательная часть семейной политики в регионах тоже оставляет желать лучшего.
По сути, в российских регионах наблюдается лишь трансляция предложенных федеральным центром мер социальной поддержки российских семей. Никакой региональной специфики, никаких индивидуальных подходов.
Как правило, попытки проведения демографической или семейной политики в регионах сводятся к тому, что местные администрации выступают всего лишь в качестве оператора федерального бюджета по распределению «материнского капитала», распределителя пособий по уходу за ребенком, родовых сертификатов, компенсатора затрат родителей на детское дошкольное воспитание т. п.
В числе прочих региональных мер по укреплению семьи и стимулированию рождаемости почему-то заявляется стандартный набор мероприятий по улучшению жилищных условий населения, в результате чего происходит подмена демографической политики жилищной.
Фактически, в России нет элементарной структурной основы для проведения последовательных мероприятий по достижению демографических целей, обозначенных на высшем властном уровне [17].
Так, 8 мая 2007 г. Министерство образования и науки утвердило Концепцию государственной политики в отношении молодой семьи. В том же году, спустя ровно 5 месяцев (9 октября 2007 г.), президентом утверждается Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., предполагающей решение аналогичных задач, ответственным за реализацию данной концепции фактически назначено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Последнее также осуществляет мониторинг региональных программ демографического развития, разработку и реализацию планов мероприятий по реализации демографической политики.
Иными
словами два совершенно разных ведомства
почти в одно и то же время занимаются
смежными вопросами, дублируя работу друг
друга, и таким образом неэффективно
используя государственные
В
обеих концепциях прописаны схожие
цели. Например, в числе целей
и задач Концепции
То же самое, только другими словами, сказано о задачах и мерах Концепции демографической политики на период до 2025 г.:
Информация о работе Реализация государственной демографической политики в регионе