Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:15, контрольная работа
На протяжении всей истории общественного развития каждого мыслящего человека интересовали проблемы его места в этом мире. Извечными останутся вопросы: что есть человек? В чем заключается смысл жизни? Как прожить свою жизнь достойно и в гармонии с обществом?
Как бы то ни было, появление государства в истории человечества — закономерный ре-зультат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на государство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина.
Государство и гражданское общество
Все пространство многогранной жизнедеятельности человека условно можно разделить на две большие социальные сферы:
Две социальные сферы в жизни людей
Сферы государства и гражданского общества в социуме:
Первая представляет зону государственно-политических отношении, в которой социальные связи между индивидами всецело регламентируются государством. Сюда, например, можно отнести действия и взаимоотношения людей, связанные с их службой в правительственных учреждениях, армии, милиции и других государственных структурах, с получением гражданами паспортов, водительских прав, регистрации различных лицензий, с уплатой ими налогов и прохождением таможенного досмотра; с участием в выборах и т.д. Все подобные процессы детально регламентируются законами и другими государственными установлениями и потому относятся к социальному сектору государства.
Вторая социальная сфера - это сфера частногражданской жизни людей, зона свободных действий и взаимоотношений индивидов в соответствии с их личными интересами, целями и желаниями. Она и образует сферу гражданского общества.Таким образом, гражданское общество – это та сфера социальной жизни, в которой люди взаи- модействуют самостоятельно и свободно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей, это сфера самодеятельности, самоорганизации и самоуправления людей. Здесь граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи.
Структура гражданского общества включает в себя две главные подсистемы:
Основные элементы структуры гражданского общества:
Во-первых, всю совокупность свободных взаимоотношений людей, развивающихся без вмешательства и контроля государства. Это могут быть: а) . совместный бизнес или коллективные научные исследования людей; б) их общие занятия в клубах по интересам (театральные студии, литературные кружки, спортивные секции и т. д.), в) взаимоотношения людей в семье, г) их деятельность в какой-либо политической партии, общественной организации, движении, д) международные контакты людей на частном уровне (семейные обмены, гастроли артистов, участие в деловых встречах, в работе международных организаций, симпозиумов, конференций, в соревнованиях, конкурсах и т. д.).
Во-вторых, в структуру гражданского общества входят и те социальные институты, которые порождаются свободными взаимоотношениями людей (семья, частная собственность, домашнее хозяйство, предпринимательство, я самодеятельность, различ- ные ассоциации, церковь, женские, молодежные, партийные, экологические и многие другие организации как внутри страны, так и на международном уровне).
В то же время, границы сфер гражданского и «негражданского» обществ трудно определить чисто «географически». Они (эти сферы) взаимосвязаны, тесно переплетаются и «населены» одними и теми же людьми.
Важнейшими предпосылками развития гражданского общества являются: а) частная собственность (материальная основа самостоятельности и независимости граждан от государства); б) закрепленность в стране других экономических, а также гражданских и политических прав и свобод личности; в) содействие государства развитию демократии и самоуправления в обществе; г) гражданская зрелость людей (законопослушность; умение пользоваться правами, не забывая об обязанностях; неравнодушие к судьбам соотечест- венников, общества в целом и ко всему тому, что происходит на Земле, готовность активно сотрудничать с другими людьми и т. д.).
В свою очередь развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, т. к., во-первых, оно создает условия для свободной самореализации индивидов и их различных объединений и групп, а во-вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым.
Гражданское общество зарождалось и развивалось постепенно. В традиционных (феодаль-ных) сословно-иерархических обществах отношения между людьми жестко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, «высшим обществом», «светом», крестьянской общиной и т. п.). В индустриальных же (капиталистических) обществах люди становились все более самостоятельными, независимыми и свободными. При этом на разных исторических этапах и в разных странах соотношение между гражданским обществом и государством меняется, то расширяется сфера и усиливается влияние первого, то доминирует государство.
Две тенденции в развитии современных государств
Отношение к государству во все времена отличалось неоднозначностью и сопровождалось
противоборством двух основных линий:
1). Сторонников первой из них называют государственниками, или этатистами, поскольку они придерживаются позиции этатизма (от франц. etat - государст-во) - усиления роли государства в обществе. Этатисты относятся к государству положительно, безоговорочно признают его общественную пользу и выступают за сильную государственную власть;
2). Вторая линия - это линия анти- или деэтатизма. Она объединяет тех, кто оценивает деятельность государства главным образом негативно, видя в ней прежде всего отрицательные стороны (неэффективное управление, бюрократизацию, эгоизм и «грязность» политиков, злоупотребления, подавление личности и т. д.) Подобно этим двум линиям в развитии современных государств тоже наблюдаются две взаимосвязанные тенденции этатистская и деэтатистская.
Этатистская и деэтатистская тенденции в развитии государств
Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства в обществе, в усилении государственного патернализма и росте бюрократических структур.Она вызывается: а). неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы (так как рыночного саморегулирования явно недостаточно), б). развитием государственного сектора экономики - почты, железнодорожного транспорта, энергетики, космических систем, производства оружия и т.д., в). расширением международных взаимосвязей, г).необходи- мостью сглаживания социальных конфликтов, защиты обездоленных людей и т. д.
Деэтатистская тенденция, напротив, проявляется в ограничении государственной власти, в переходе этой власти к негосударственным организациям, в расширении зоны гражданского общества, наконец, в разгосударствлении и приватизации экономики и других сфер жизни общества. Направленность данной тенденции объясняется в первую очередь: а). низкой эффективностью государственного сектора экономики и регулирующих мероприятий государства, б). растущей бюрократизацией государственных структур, а также в). стремле-ни ями людей к большей независимости от государства, большей самостоятельности и самоуправлению, к свободному и неформальному общению.
Содержание :
Содержание …………….........................
1.Вопрос №1.Развитие социологической мысли в России (Ю.Крижанич, П.Лавров, В.Ленин, П.Сорокин)……стр.3-16
2.Вопрос №2.Девиантное поведение: сущность, виды,
факторы,и возможная реакция общества…………….стр.16-20
3.Вопрос №3.Типы политических лидеров по внешнему
образу и стилю психологического поведения……….стр.21-24
4.Вопрос №4.Этатистская и деэтатистская тенденции
в развитии современных государств………………….стр.24-29
5.Литература :…………………………………………….стр.30
Литература :
1.Харчева В.Основы социологии.-М.,1999г.
2.Кравченко А.И.Социология и политология.-М.,2002г.
3.Фролов С.С. Социология.-М.1998г.
4.Пугачев В.П.Соловьев А.И.Введение в социологию.-М.,1995г.
5.Арон Р.Этапы развития Социологической мысли /под ред.П.С.Гуревича.М.,-1993г.
6.Мухаев Р.Т.Основы политологии.-М.1996г.
7.Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно- практической конференции. - М.: Союз, 1996.
8.Сайт: http: //read.virmk.ru.
9.Сайт: www.Bestreferat.ru.
10.Сайт: www.diplomarket.ru.
30