Однако
в современном обществе центр
тяжести в области государственного
управления всё больше перемещается
с предоставления гражданам определенных
услуг и материальных благ на обеспечение
общих условий их деятельности и
существования, т. е. в область планирования,
прежде всего долгосрочного и перспективного.
Люди,
работающие в рамках публичной службы
должны находиться в особых правовых
и морально-этических отношениях
с государством как их работодателем.
Кроме принципа лояльности и верности
государственного служащего государству,
для него важны верность долгу
и осознание ответственности
перед людьми, служить которым
он призван. Современный чиновник должен
ощущать себя частью органов государственного
управления и видеть в служении гражданам
свое предназначение.
3.3.
Проблемы реформирования
и развития системы
государственной службы
в РФ
Государственная
служба Российской Федерации - важнейший
инструмент проводимых в обществе и
государстве преобразований, связанных
с развитием экономики, социальной
сферы, укреплением исполнительной
вертикали, национальной безопасности,
формированием институтов гражданского
общества и правовой культуры граждан.
Реформирование
государственной службы, наряду с
проводимыми в стране судебно-правовой,
правоохранительной, военной, образовательной
реформами, рассматривается как
приоритетное направление в области
современного государственного строительства.
Особенно тесная связь преобразований
в области государственной службы
осуществляется в ходе начавшейся административной
реформы.
С
середины 90-х годов шла работа
по формированию нормативно-правовой
базы, обеспечивающей Федеральный закон
"Об основах государственной службы
Российской Федерации". Были приняты
указы Президента Российской Федерации
и постановления Правительства Российской
Федерации по вопросам регулирования
отношений на государственной службе.
Формированию современных государственно-правовых
отношений серьезное внимание уделялось
и в субъектах Российской Федерации.
Нормативно-правовая
база реформирования государственной
службы Российской Федерации включает
в себя федеральные законы, указы
и распоряжения Президента Российской
Федерации, распоряжения Администрации
Президента Российской Федерации и
др.
Замысел
формирования нового законодательства
государственной службы России предполагает,
что оно будет осуществляться
поэтапно на основе плана первоочередных
мероприятий Концепции реформирования
государственной службы Российской Федерации
и Федеральной программы реформирования
государственной службы Российской Федерации,
необходимого финансового и ресурсного
обеспечения, с учетом лучшего отечественного
и зарубежного опыта, применимого в реальных
российских условиях.
Осуществление
преобразований в сфере государственной
службы Российской Федерации было намечено
осуществить в несколько этапов.
Подготовительный
этап (включал период с конца 2000 года
до середины 2001 года). Формировался общий
концептуальный подход к осуществлению
модернизации института государственной
службы страны в целом. Он завершился
принятием Концепции реформирования
системы государственной службы
Российской Федерации (утверждена Президентом
Российской Федерации 15 августа 2001 г. №Пр-1496).
Первый
этап (с 2001 г. и до принятия Федерального
закона "О государственной гражданской
службе Российской Федерации") включает
в себя разработку и утверждение программы
реформирования государственной службы,
ее правовых, организационных, финансовых
и методических основ, упорядочение и
оптимизацию структуры государственной
службы, а также принятие рамочного Федерального
закона "О системе государственной
службы Российской Федерации".
На
втором этапе (с 2004 года до конца 2005 года)
апробируются, нормативно оформляются
и совершенствуются механизмы функционирования
государственной службы, стабилизируется
ее система, оптимизируется состав государственных
служащих.
На
третьем этапе, осуществляется реализация
федеральной программы "Реформирование
государственной службы Российской Федерации
(2003 - 2005 годы)", продленной на период
2006 - 2007 годов Указом Президента Российской
Федерации от 12 декабря 2005 г. N 1437 "О продлении
срока реализации федеральной программы
"Реформирование государственной службы
Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"
на 2006 - 2007 годы".
На
четвертом этапе, осуществляется практическая
реализация норм, заложенных в федеральных
законах и нормативных правовых актах,
принятых в рамках реформирования государственной
службы, а также выстраивается и функционирует
система государственной службы Российской
Федерации.
На
пятом этапе, осуществляется "Федеральная
программа "Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской
Федерации (2009-2013 годы)".
Основным
рабочим органом, задающим импульс
преобразованиям в сфере государственной
службы, является Межведомственная рабочая
группа по обеспечению мероприятий,
связанных с реформированием
государственной службы Российской
Федерации.
Координатором
реализации мероприятий, предусмотренных
федеральной программой, является Администрация
Президента Российской Федерации. На нее
также возложены контрольные
функции, связанные с реализацией
Программы.
Межведомственная
рабочая группа состоит из представителей
всех ветвей власти, а ее рабочим
органом является постоянно действующая
группа экспертов.
Все
документы, подготовленные и одобренные
Межведомственной рабочей группой,
представляются в Комиссию по вопросам
реформирования государственной службы
Российской Федерации, председателем
которой является Председатель Правительства
Российской Федерации.
Среди
проблем, характеризующих современное
состояние государственной службы
Российской Федерации, выделяются следующие:
1. Отсутствие
единой целостной системы государственной
службы Российской Федерации
и органов управления ею. Государственная
служба в органах власти и на федеральном
уровне, и на уровне субъекта Российской
Федерации. В перспективе планируется
создание на федеральном уровне органа
по управлению системой государственной
службы. Аналогичные структуры планируется
иметь и в каждом субъекте Российской
Федерации.
2. Наличие
противоречий в законодательстве
о государственной службе - одна
из существенных проблем. В
настоящее время ведется активная
работа по снятию много лет
действовавших внутренних противоречий
и пробелов в регулировании
многих вопросов государственной
службы (поступления на государственную
службу, порядка ее прохождения,
прекращения госслужбы, пенсионного
обеспечения работников государственных
органов и др.).
3. Отсутствие
официально принятой кадровой
политики в сфере государственной
службы, ее недостаточная научная
обеспеченность.
4. Недостаточная
эффективность деятельности органов
государственной власти и их
аппаратов в результате низкой
профессиональной культуры госслужащих.
5. Наличие
элементов коррупции в системе
государственной службы. В настоящее
время заметно активизировалась
борьба с ее проявлениями. Так,
Указом Президента Российской
Федерации от 24 ноября 2003 г. №1384 создан
Совет при Президенте Российской Федерации
по борьбе с коррупцией, в рамках которого
формируется Комиссия по разрешению конфликта
интересов. Она будет рассматривать ситуации,
при которых личная заинтересованность
лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации, государственных
гражданских служащих может повлиять
на объективное исполнение должностных
обязанностей.
6. Заметное
снижение престижа и привлекательности
государственной службы, авторитета
государственных служащих практически
всех уровней.
7. Отсутствие
необходимой взаимосвязи государственной
службы с муниципальной службой
и ряд других проблем.
Подготовка
проектов нормативных правовых актов
на федеральном уровне - федеральных
законов, указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений
и распоряжений Правительства Российской
Федерации, других нормативных актов федеральных
органов власти в настоящее время осуществляется
по ряду направлений.
Первое
направление связано с реализацией
мероприятий, предусмотренных Федеральной
программой "Реформирование государственной
службы Российской Федерации" начиная
с 2003 г. и до настоящего времени.
Важным
направлением реализации общего замысла
реформы государственной службы
является подготовка подзаконных нормативно-правовых
актов, вытекающих из принятых федеральных
законов.
К
ним относятся проекты указов
Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации,
ведомственные нормативно-правовые
акты, законы и иные нормативно-правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Имеется
еще целый блок вопросов, направлений
деятельности заинтересованных государственных
органов, в том числе субъектов
Российской Федерации, которые требуют
детального рассмотрения и тщательной
апробации.
3.4.
Законодательное
обеспечение процесса
реформирования системы
государственной службы
в РФ
Перечень
нормативно-правовых актов, определяющих
ход реформирования государственной
службы Российской Федерации:
- Поручение
Президента Российской Федерации от 24
ноября 2000 г. №Пр-2331 подготовить до 1 мая 2001
г. предложения по реформированию системы
государственной службы.
- Распоряжением
Администрации Президента Российской
Федерации от 13 декабря 2000 г. №1830 образована
межведомственная рабочая группа по подготовке
предложений по реформированию государственной
службы Российской Федерации.
- Подготовлена
Концепция реформирования системы государственной
службы Российской Федерации с Планом
первоочередных мероприятий по ее реализации
на 2001-2002 годы (утверждена Президентом
Российской Федерации 15 августа 2001 г. №Пр-1496).
- Распоряжением
Президента Российской Федерации от 15
августа 2001 г. №436-рп в целях обеспечения
реализации положений, содержащихся в
Концепции реформирования системы государственной
службы Российской Федерации:
-образована
Комиссия по вопросам реформирования
государственной службы Российской
Федерации;
-создана
межведомственная рабочая группа
по подготовке проектов программы
реформирования государственной
службы Российской Федерации,
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов о
государственной службе.
- Во исполнение
распоряжения Президента Российской Федерации
от 15 августа 2001 г. №436-рп в целях реализации
Концепции реформирования системы государственной
службы Российской Федерации распоряжением
Администрации Президента Российской
Федерации от 5 октября 2001 г. №1331 при МРГ
образована постоянно действующая экспертная
группа по разработке проектов программы
реформирования государственной службы
Российской Федерации, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов о государственной
службе.
- Указ Президента
Российской Федерации от 12 августа 2002 г.
№885 "Об утверждении общих принципов
служебного поведения государственных
служащих".
- Указом Президента
Российской Федерации от 19 ноября 2002 г.
№1336 утверждена Федеральная программа
"Реформирование государственной службы
Российской Федерации (2003-2005 годы)".
- 27 мая 2003 г.
Президентом Российской Федерации подписан
Федеральный закон №58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации".
- Распоряжением
Президента Российской Федерации от 11
июля 2003 г. №351-рп Межведомственная рабочая
группа по подготовке проектов программы
реформирования государственной службы
Российской Федерации, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов о государственной
службе переименована в Межведомственную
рабочую группу по обеспечению мероприятий,
связанных с реформированием государственной
службы Российской Федерации.
- Президент
Российской Федерации 22 сентября 2003 года
(№ Пр-1721) внес в Государственную Думу
ФС РФ проект Федерального закона "О
государственной гражданской службе Российской
Федерации" в первоочередном порядке.
- Указ Президента
Российской Федерации от 24 ноября 2003 г.
№1384 "О Совете при Президенте Российской
Федерации по борьбе с коррупцией".
Этим Указом утверждено Положение о Совете
при Президенте Российской Федерации
по борьбе с коррупцией.
- О системе
государственной службы Российской Федерации:
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
(ред. от 06. 07. 2006 г.)
- О государственной
гражданской службе Российской Федерации:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
(ред. от 12. 04. 2007 г.)
- О порядке
рассмотрения обращения граждан Российской
Федерации: Федеральный закон от 2 мая
2006 г. № 59-ФЗ
- О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части уточнения
требований к лицам, замещающим государственные
или муниципальные должности, а также
должности государственной и муниципальной
службы: Федеральный закон от 2 марта 2007
г. № 24-ФЗ
- Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти: указ Президента
РФ от 12 мая 2008 г. № 724
- О повышении
квалификации и переподготовке федеральных
государственных служащих: указ Президента
РФ от 23 августа 1994 г. № 1722
- О государственном
заказе на переподготовку и повышение
квалификации государственных служащих:
указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. №
103 (ред. от 10. 01. 2003 г.)
- О некоторых
социальных гарантиях лицам, замещавшим
государственные должности РФ и государственные
должности федеральной государственной
службы: указ Президента РФ от 16 августа
1995 г. № 854 (ред. от 25. 07. 2006 г.)
- О дополнительных
мерах по подготовке государственных
служащих: указ Президента РФ от 03 сентября
1997 г. № 983 (ред. от 08. 08. 2001 г
- О порядке
присвоения и сохранения дипломатических
рангов и об установлении месячных окладов
федеральных государственных гражданских
служащих в соответствии с присвоенными
им дипломатическими рангами: указ Президента
РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 (ред. от 25. 07.
2006 г.)
- Об утверждении
общих принципов служебного поведения
государственных служащих: указ Президента
РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (ред. от 20. 03. 2007
г.)
- О мерах по
проведению административной реформы
в 2003 - 2004 годах: указ Президента РФ от 23
июля 2003 г. № 824
- О Правительственной
комиссии по проведению административной
реформы: постановление Правительства
РФ от 31 июля 2003 г. № 451 (ред. от 14. 04. 2007 г.)
- О повышении
денежного вознаграждения лиц, замещающих
государственные должности Российской
Федерации: указ Президента РФ от 23 сентября
2003 г. № 1118
- О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004
г. № 314 (ред. от 15. 02. 2007 г.)
- О совершенствовании
оплаты труда лиц, замещающих отдельные
государственные должности РФ, и лиц, замещающих
отдельные государственные должности
федеральной государственной службы в
Аппарате Правительства РФ: указ Президента
РФ от 26 апреля 2004 г. № 562 (ред. от 31. 05. 2007)
- Об утверждении
Положения об управлении Президента РФ
по вопросам государственной службы: указ
Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 727 (ред.
от 28. 12. 2006 г.)
- Вопросы
денежного довольствия сотрудников, имеющих
специальные звания и замещающих должности
в центральных аппаратах некоторых федеральных
органов исполнительной власти: указ Президента
РФ от 30 сентября 2004 г. № 1259 (ред. от 27. 12.
2004)
- Об оплате
труда руководителей некоторых федеральных
органов исполнительной власти: указ Президента
РФ от 30 сентября 2004 г. № 1260 (ред. от 25. 07.
2006)
- О совершенствовании
оплаты труда лиц, замещающих гос. должности
федеральной гос. службы в центр. аппаратах
федер. министерств и федер. служ, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент
РФ, в центр. аппаратах федер. служб и федер.
агентств, подведомственных этим федер.
Министерствам: указ Президента РФ от
30 сентября 2004 г. № 1261 (ред. от 25. 07. 2006)
- О проведении
аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации: указ Президента
РФ от 1 февраля 2005 г. № 110
- О порядке
сдачи квалификационного экзамена государственными
гражданскими служащими РФ и оценки их
знаний, навыков и умений (профессионального
уровня): указ Президента РФ от 1 февраля
2005 г. № 111
- О конкурсе
на замещение вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации:
указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №
112
- О порядке
присвоения и сохранения классных чинов
государственной гражданской службы РФ
федеральным государственным гражданским
служащим: указ Президента РФ от 01 февраля
2005г. № 113 (ред. от 25.07.2006г.)
- О примерной
форме служебного контракта о прохождении
государственной гражданской службы РФ
и замещении должности государственной
гражданской службы: указ Президента РФ
от 16 февраля 2005 г. № 159
- Об утверждении
Положения о персональных данных государственного
гражданского служащего РФ и ведении его
личного дела: указ Президента РФ от 30
мая 2005 г. № 609
- О денежном
содержании федеральных государственных
гражданских служащих: указ Президента
РФ от 25 июля 2006 г. № 763 (ред. от 31. 05. 2007)
- О квалификационных
требованиях к стажу государственной
гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу работы по
специальности для федеральных государственных
гражданских служащих: указ Президента
РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131
- Об оплате
труда лиц, замещающих отдельные государственные
должности РФ: указ Президента РФ от 15
ноября 2005 г. № 1332
- О продлении
срока реализации федеральной программы
"Реформирование государственной службы
Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"
на 2006 - 2007 годы: указ Президента РФ от 12
декабря 2005 г. № 1437
- О Реестре
должностей федеральной государственной
гражданской службы: указ Президента РФ
от 31 декабря 2005 г. № 1574 (ред. от 01. 08. 2007
г.)
- О Российской
академии государственной службы при
Президенте Российской Федерации и федеральных
государственных образовательных учреждениях,
осуществляющих обучение государственных
служащих: указ Президента РФ от 10 ноября
2006 г. № 1264
- О дополнительных
мерах по повышению эффективности использования
средств на оплату труда работников федеральных
органов исполнительной власти: указ Президента
РФ от 26 декабря 2006 г. № 1459
- О дополнительном
профессиональном образовании государственных
гражданских служащих Российской Федерации:
указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. №
1474
- О повышении
окладов месячного денежного содержания
лиц, замещающих должности федеральной
государственной гражданской службы:
указ Президента РФ от 30 декабря 2006 г. №
1490
- О повышении
денежного вознаграждения лиц, замещающих
государственные должности РФ: указ Президента
РФ от 30 декабря 2006 г. № 1491
- О комиссиях
по соблюдению требований к служебному
поведению государственных гражданских
служащих Российской Федерации и урегулированию
конфликта интересов: указ Президента
РФ от 3 марта 2007 г. № 269
- Об утверждении
Положения о порядке проведения экспериментов
в ходе реализации федеральных программ
развития федеральной государственной
гражданской службы: указ Президента РФ
от 6 июня 2007 г. № 722
- О предельной
численности и фонде оплаты труда работников
государственных органов при Правительстве
РФ и государственных органов при федеральных
органах исполнительной власти: постановление
Правительства РФ от 25 февраля 2004 г. №
104 (ред. от 20. 12. 2005 г.)
- О некоторых
вопросах индексации пенсий федеральных
государственных служащих: постановление
Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. №
763
- Об утверждении
Порядка подсчета и подтверждения стажа
государственной службы для назначения
пенсии за выслугу лет федеральных государственных
служащих и определения соответствия
должностей, периоды службы (работы) в
которых включаются в стаж государственной
службы: приказ Минздравсоцразвития от
09 декабря 2004 г. № 312
- Федеральная
программа "Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской
Федерации (2009-2013 годы)" Утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 10 марта 2009 г. N 261.