Развитие политических процессов в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:39, реферат

Описание работы

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе
внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История политических процессов в Японии в ХХ веке
Политические реформы в Японии 40-50 годов…………………………4
Образование ЛДП и складывание современной политической системы…………………………………………………………………….7
Глава 2. Общая характеристика политического положения в современной Японии…………………………………………………………………………..15
Глава 3. Тенденции в японской политике и японо-российские отношения..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Развитие политических процессов в Японии (окончательная версия).docx

— 50.97 Кб (Скачать)

       Трем  партиям центра – ПДС,  Комэйто  с СДС – свойственна близость

теоретических   основ,   политического   курса,    характера    политической

деятельности.  Также  этим  трем  партиям  свойственна  общность   программ: представление себя защитниками интересов всего народа,  идея  сотрудничества труда и капитала, отрицание революционных методов  преобразования  общества, представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.

     26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве

со своей  партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить,  по  их выражению, упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали  Новый  либеральный клуб ( НЛК ), провозгласивший своей целью разработать “новую  консервативную политику”, но не затрагивать основ существующего строя.

       Таким образом,  в  Японии  стало  функционировать  семь  политических

партий, которые можно схематически сгруппировать  следующим образом:

ЛДП и  НЛК – партии консервативного  лагеря,  ПДС,  Комэйто  и СДС – партии центра и СПЯ и КПЯ – партии  левой  ориентации.  Говоря  о Коммунистической партии Японии, которая изначально была слаба, и никогда  не  имела  активной поддержки среди японского общества, то с распадом СССР в  1991  г.  и  общим крахом мирового социалистического лагеря, позиции  КПЯ  в  Японии  сошли  на нет.

        В  послевоенное  время  произошла   значительная  эволюция   японской

партийной  системы.  В   50-60   годах   происходила   острая   политическая

конфронтация  между Социалистической и  Коммунистической  партиями  Японии  с одной  стороны,  и  ЛДП   –   с   другой,   почти   по   всем   значительным внутриполитическим и  международным  проблемам.  Однако  уже  в  60-х  годах начинает  формироваться  многопартийная  система,  отражающая   интересы   и взгляды различных слоев японского общества.

      

       Именно на рубеже 50-60 годов   в  результате  завершения  послевоенных

реформ  и  реорганизации   партийной   системы,   в   Японии   сформировался современный  механизм   политической   власти,   который   с   определенными модификациями функционирует вплоть до настоящего времени.

       Отличительной чертой японской  экономической  структуры  50-60  годов являлись  высокие  темпы  производства.   Бурное   развитие   получали   так называемые отрасли японской промышленности – черная и  цветная  металлургия, производство    цветных    материалов,    нефтехимия,     судостроение     и автомобилестроение. Успехи Японии  в  этот  пеирод  были  обусловлены целым рядом факторов: ростом производительности труда,  опиравшимся  на  передовую зарубежную  технологию,  дешевизной  зарубежного  сырья.   Важную   роль   в финансировании  базовых  отраслей  промышленности   играли   государственные инвестиции и отсутствие военных расходов.

       Первый “нефтянной шок”  1973  г.  и экономический кризис  1974-1975

годов обнаружили слабые стороны “модели  высоких  темпов  развития”  японской экономики  –  чрезвычайно  сильную  экономическую  уязвимость   Японии,   не обладающей собственным сырьем, и продемонстрировали, что “высокие  темпы”  в значительной  степени  были  достигнуты  за  счет   нерешенных   социальных, экологических и других проблем, ставших особенно заметными в условиях  спада производства и инфляции.

       В ходе экономического кризиса  и его преодоления  начала  складываться

новая  модель  экономического  развития  Японии,   где   основное   внимание

обращалось  на создание противозатратного,  энергоэкономичного  производства. Эта модель предусматривала также значительное сокращение требующих  большого количества энергии сырья и базовых  отраслей  промышленности  –  тех  самых, которые  обеспечили  высокие  темпы  экономического  развития  Японии.  Были приняты долгосрочные  программы,  направленные  на  экономию  энергетических ресурсов поиск альтернативных источников солнечной  геотермальной  и  других видов   энергии.    Благодаря   всем   этим  мерам  Японии удалось добиться   значительного,   среди   ведущих   развитых    стран,    снижения энергоемкости  производства.  Это  привело  к  тому,  что  следующее  резкое

повышение цен на нефть в конце 70-х годов  не оказало  значительного  влияния на экономику Японии.

       Вторая половина 70-х и 80-х годов  – это переход  к  модели  умеренных

темпов  экономического развития,  наиболее важными чертами которого,  явилось создание  наукоемкого   производства.  Основное  внимание  стало   уделяться отраслям  промышленности,  работающим  на  экспорт,  -   автомобилестроению, станкостроению, производству бытовой техники.

       На рубеже 80-х 90-х годов ВНП  Японии составлял около 60 % ВНП  США,  в 1995 г. уже 73,9 %, а по  размерам  ВНП на  душу  населения Япония  далеко оставила США позади. По размерам национального дохода на  душу  населения  к 1995 г. Япония занимает третье  место среди развитых  стран.

    Немаловажную  роль  в  этом  сыграло  создание  современной  системы

трудовых  отношений,  в  чем  Япония  значительно  опередила  другие  страны, поскольку  руководители  крупного  бизнеса  признавали  доминантой  развития экономики  страны   стабильность  мирный  характер  трудовых  отношений.   В значительной степени благодаря такой системе трудовых отношений,  основанных на консенсусе и  компромиссе,  характеру  связей  пофирменных  профсоюзов  с предпринимателями,     складывавшихся     под     влиянием     специфических социокультурных факторов, в стране, достаточно  безболезненно,  шел процесс модернизации и демократизации. Трудовые отношения  в  Японии  обладают,  как правило, высокой адаптивной способностью, гибкостью,  эластичностью.  Именно

здесь, они оказались наиболее приспособленными к условиям,  когда  постоянно  возрастает роль бизнеса, и осуществляется “демократия собственника”.

        На  сегодняшний  день  Япония   является   не   только   второй   по экономической мощи державой, но крупнейшим  кредитором,  а  также  одним  из основных доноров международных организаций и программ. Так, в середине  90-х годов  она  вышла  на  первое  место  среди  развитых  стран   по   размерам официальной помощи развитию и вторым после США донором  ООН,  обеспечивая  в последние годы около 15 % годового бюджета этой организации.

       Столь высокие экономические показатели с огромной  научно-технической мощью повсеместно рождают представления о Японии как об  одной  из  наиболее богатых стран мира, граждане которой живут  в  высшей  степени  комфортно  и наслаждаются всеми мыслимыми и немыслимыми благами современной цивилизации.

    Таким образом, в японской парламентской  демократии  работает  модель доминантной  партии  ЛДП.  Она  практически  срослась   с административным аппаратом, стабильно получает достаточное  число  голосов  для  формирования однопартийного  правительства.  Несмотря  на  единоличное   правление   ЛДП, общество в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно  действую различные политические партии  и  объединения  и  каждая  политическая  сила занимает свою нишу. Однако, стоит заметить, что в стране  никогда не  было оппозиции, равновеликой правящей партии.  Несмотря  на  большинство  мест  в парламенте, ЛДП старается  избегать  лобовых  столкновений  с  оппозицией  и предпочитает достигать консенсуса, что лежит в русле  японской  политической культуры.

       Сложившаяся в 1955 г. после возникновения   ЛДП  политическая  система не превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой  две примерно равные по силе партии попеременно оказываются у  власти.  Возникшая система, где доминировала ЛДП, получила  название  “полуторапартийной”,  чем подчеркивалось ее отличие от двух партийной. Если партийная  система  Японии 50-х годов интерпретировалась как “полуторапартийная”,  аналогичная  система 70-х и первой  половины   80-х   годов   могла   быть   названа   системой однопартийного правительства и многопартийной оппозиции.

        В  условиях  практического   отсутствия  межпартийного  соперничества

вокруг  власти Япония является одним из наиболее  ярких  в  сегодняшнем  мире примеров системы, в которой преобладает одна  партия.  Встречается  и  такая формулировка: Многопартийность при преобладании одной партии.

       В стране существует система   разделения  властей,  в  основу  которой

положен  американский  принцип  “сдержек  и  противовесов”.  Его  соблюдение помогло покончить с диктатом исполнительной власти и с  полной  зависимостью от нее судебной. Система “сдержек и противовесов” наиболее ярко  проявляется в характере взаимоотношений правительства и парламента  как  высших  органов двух ветвей власти. Естественно, как и в каждой стране,  система  разделения властей действует в Японии с учетом политических реалий, в данном  случае  – с учетом системы доминантной партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.Общая характеристика политического положения в современной Японии. 
 
      Политическая система Японии строится на принципах парламентской демократии и партийного правительства, а высший законодательный орган, парламент, имеет двухпалатную структуру – палату представителей и палату советников. На состоявшихся в июле 2007 г. выборах в палату советников – здесь следует оговориться и заметить, что Конституция Японии признает частичное верховенство палаты представителей, – правящая коалиция из Либерально-Демократической партии и партии Комэйто потерпела поражение. В результате сложилась ситуация, когда правящие партии имеют подавляющее большинство – две трети – мест в палате представителей и не имеют и половины мест в палате советников. Такая ситуация получила название «структуры с перекошенными палатами» и привела к тому, что японская политика столкнулась с совершенно незнакомой ситуацией, какой еще ни разу не было за все послевоенное время. И в ближайшей перспективе важнейшим становится вопрос поиска пути преодоления замешательства, вызванного  этой ситуацией.  
            Представительство партий в парламенте в настоящее время следующее. В палате представителей (общее число мандатов 480; срок полномочий депутата – 4 года, однако на практике часто по прошествии 2-3 лет палата распускается и проводятся новые выборы в палату представителей) ЛДП имеет 304 места, а партия Комэйто – 31, и таким образом коалиция ЛДП-Комэйто имеет в общей сложности 335 мест. Среди оппозиционных партий ДПЯ имеет 113 мест, Коммунистическая партия Японии (КПЯ) – 9 мест, Социал-Демократическая партия (СДП) – 7 мест и т. д.  
      В палате советников (общее число мандатов 242; по прошествии каждых 3 лет переизбирается половина депутатов) ЛДП имеет 84 места, а Комэйто – 21, в сумме коалиция ЛДП-Комэйто имеет 105 мест, что на 17 мест меньше, чем требуется для получения большинства мест. Среди оппозиционных партий ДПЯ (включая фракции в палате, в том числе и Новую Народную партию) имеет 120 мест, КПЯ – 7 мест, СДП – 5 мест и т. д. Таким образом, хотя ДПЯ самостоятельно и не имеет половины мест, все оппозиционные партии в сумме имеют более половины депутатских мандатов палаты. И если судить по прежним результатам выборов, представляется, что блок ЛДП-Комэйто не сможет полностью восстановить свои позиции на следующих выборах в палату представителей в 2010 г., и это с трудом станет возможным только в 2013 г. В этом и состоит причина предположений о том, что «структура с перекошенными палатами» будет длиться весьма долго, что станет первым таким опытом за всю послевоенную историю Японии.  
      Хотя Конституция Японии и предусматривает верховенство палаты представителей при выборе парламентом председателя кабинета министров (премьер-министра), принятии бюджета и другим вопросам (достаточно одобрения палатой представителей бюджетного плана, чтобы тот вступил в силу через 30 дней после этого), для принятия обычных законов необходимо одобрение законопроекта как палатой представителей, так и палатой советников. Поэтому ДПЯ, будучи ведущей оппозиционной партией, и пытается, пользуясь возникшей «перекошенной структурой», загнать в угол кабинет Фукуды, чтобы вызвать в результате досрочный роспуск палаты представителей. 
      В соответствии со Статьей 59 Конституции, в том случае, если законопроект одобрен палатой представителей и отклонен палатой советников, он возвращается в палату представителей, после чего он может быть принят палатой представителей при условии поддержки не менее чем двух третей голосов ее депутатов. Кроме того, если палата советников в течение 60 дней не принимает решения по законопроекту, это рассматривается как непринятие законопроекта палатой, после чего вступает в действие положение о «принятии повторной резолюции».  
      В сложившихся условиях главной задачей для правящих партий является нахождение способа преодоления последствий «перекошенной структуры». Внеочередная сессия парламента, созванная 10 сентября, стала ареной жарких столкновений правящих и оппозиционных партий по вопросу продления закона о миссии морских сил самообороны по поставкам топлива в Индийском океане, срок которого истекал 1 ноября. Эта сессия затянулась намного дольше первоначального срока – 10 ноября, продлившись до 15 января и став «сессией, перевалившей за новый год». В результате впервые за 57 лет была задействована процедура «принятия повторной резолюции», а новый закон для отправки сил самообороны был принят.  
      Сейчас идет созванная 18 января очередная сессия парламента (продолжительность сессии 150 дней – до 15 июня), главной задачей которой является принятие бюджета на следующий год до конца текущего финансового года (то есть, до конца марта; в самом крайнем случае – в первую неделю апреля). Хотя для принятия собственно бюджета как такового достаточно его одобрения только палатой представителей, однако одобрение палаты советников требуется для принятия законов, связанных с обеспечением бюджета, и здесь также будет задействовано положение о «принятии повторной резолюции». И именно по этой линии сейчас и разворачивается противоборство между правящими и оппозиционными партиями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3.Тенденции в японской политике и японо-российские отношения. 
 
       Центральной проблемой японо-российских отношений со всей очевидностью является проблема Северных Территорий. И между японскими политическими партиями нет значительных расхождений по вопросу главного принципа, которым руководствуется японская сторона в этом вопросе: стремиться «к заключению мирного договора на основе решения проблемы принадлежности Четырех Островов».  
       До сих пор палата представителей парламента 17 раз, а палата советников – 12 раз принимали резолюции с требованием возвращения Северных Территорий. Причем в тексте резолюций используется выражение «решить вопрос о принадлежности островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп и проч. и в скорейшей перспективе заключить мирный договор». Наличие слова «проч.» в этой формулировке связано с тем, что компартия Японии требует также возвращения островов Тисима (Курильских островов). Такая формулировка была использована потому, что резолюции парламента принимаются на основе принципа единогласия.  
       Переход от кабинета Абэ к кабинету Фукуды не изменил принципиального отношения японского политического руководства к территориальной проблеме, а сам премьер Фукуда принял участие в общенациональном съезде с требованием возврата Северных Территорий, проведенном 7 февраля в «День Северных Территорий». И если в дальнейшем ЛДП и будет менять премьер-министров или образовывать коалиционные правительства с ДПЯ, принципиальная линия по вопросу требования возврата Северных Территорий останется прежней. И хотя иногда некоторые представители японской стороны и выступают с несколько отличными от прежних заявлениями, принципиальное требование «возврата Четырех Островов» не будет подвергнуто пересмотру.  
       Выступая 18 января с программной речью при открытии очередной сессии парламента, премьер Фукуда, говоря о внешней политике, заявил о том, что будет «развивать дипломатические усилия по сотрудничеству в деле мира и развития во всем мире». При этом он использовал выражение «дипломатия резонанса», обозначив линию на формирование международных отношений дружбы и сотрудничества в качестве основной линии внешней политики Японии.  
 
       И здесь снова необходимо коснуться вопроса о том, какое место занимают отношения с Россией во внешнеполитической деятельности Японии. В своей программной речи в парламенте Фукуда сначала указал на задачу «развития дружественных двусторонних отношений» последовательно с США, Китаем и Южной Кореей, а отношения с Россией были упомянуты им после этого. Формулировка, касающаяся России, следующая: «для вывода наших отношений на более высокий уровень мы будем стремиться к продвижению на территориальных переговорах и развитию связей в широком спектре областей».

Информация о работе Развитие политических процессов в Японии