Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:39, реферат
В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе
внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История политических процессов в Японии в ХХ веке
Политические реформы в Японии 40-50 годов…………………………4
Образование ЛДП и складывание современной политической системы…………………………………………………………………….7
Глава 2. Общая характеристика политического положения в современной Японии…………………………………………………………………………..15
Глава 3. Тенденции в японской политике и японо-российские отношения..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………
Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость
теоретических основ, политического курса, характера политической
деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ: представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества, представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.
26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве
со своей партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить, по их выражению, упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали Новый либеральный клуб ( НЛК ), провозгласивший своей целью разработать “новую консервативную политику”, но не затрагивать основ существующего строя.
Таким образом, в Японии стало функционировать семь политических
партий, которые можно схематически сгруппировать следующим образом:
ЛДП и НЛК – партии консервативного лагеря, ПДС, Комэйто и СДС – партии центра и СПЯ и КПЯ – партии левой ориентации. Говоря о Коммунистической партии Японии, которая изначально была слаба, и никогда не имела активной поддержки среди японского общества, то с распадом СССР в 1991 г. и общим крахом мирового социалистического лагеря, позиции КПЯ в Японии сошли на нет.
В послевоенное время произошла значительная эволюция японской
партийной системы. В 50-60 годах происходила острая политическая
конфронтация между Социалистической и Коммунистической партиями Японии с одной стороны, и ЛДП – с другой, почти по всем значительным внутриполитическим и международным проблемам. Однако уже в 60-х годах начинает формироваться многопартийная система, отражающая интересы и взгляды различных слоев японского общества.
Именно на рубеже 50-60 годов в результате завершения послевоенных
реформ и реорганизации партийной системы, в Японии сформировался современный механизм политической власти, который с определенными модификациями функционирует вплоть до настоящего времени.
Отличительной чертой японской экономической структуры 50-60 годов являлись высокие темпы производства. Бурное развитие получали так называемые отрасли японской промышленности – черная и цветная металлургия, производство цветных материалов, нефтехимия, судостроение и автомобилестроение. Успехи Японии в этот пеирод были обусловлены целым рядом факторов: ростом производительности труда, опиравшимся на передовую зарубежную технологию, дешевизной зарубежного сырья. Важную роль в финансировании базовых отраслей промышленности играли государственные инвестиции и отсутствие военных расходов.
Первый “нефтянной шок” 1973 г. и экономический кризис 1974-1975
годов обнаружили слабые стороны “модели высоких темпов развития” японской экономики – чрезвычайно сильную экономическую уязвимость Японии, не обладающей собственным сырьем, и продемонстрировали, что “высокие темпы” в значительной степени были достигнуты за счет нерешенных социальных, экологических и других проблем, ставших особенно заметными в условиях спада производства и инфляции.
В ходе экономического кризиса и его преодоления начала складываться
новая модель экономического развития Японии, где основное внимание
обращалось на создание противозатратного, энергоэкономичного производства. Эта модель предусматривала также значительное сокращение требующих большого количества энергии сырья и базовых отраслей промышленности – тех самых, которые обеспечили высокие темпы экономического развития Японии. Были приняты долгосрочные программы, направленные на экономию энергетических ресурсов поиск альтернативных источников солнечной геотермальной и других видов энергии. Благодаря всем этим мерам Японии удалось добиться значительного, среди ведущих развитых стран, снижения энергоемкости производства. Это привело к тому, что следующее резкое
повышение цен на нефть в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии.
Вторая половина 70-х и 80-х годов – это переход к модели умеренных
темпов экономического развития, наиболее важными чертами которого, явилось создание наукоемкого производства. Основное внимание стало уделяться отраслям промышленности, работающим на экспорт, - автомобилестроению, станкостроению, производству бытовой техники.
На рубеже 80-х 90-х годов ВНП Японии составлял около 60 % ВНП США, в 1995 г. уже 73,9 %, а по размерам ВНП на душу населения Япония далеко оставила США позади. По размерам национального дохода на душу населения к 1995 г. Япония занимает третье место среди развитых стран.
Немаловажную роль в этом сыграло создание современной системы
трудовых отношений, в чем Япония значительно опередила другие страны, поскольку руководители крупного бизнеса признавали доминантой развития экономики страны стабильность мирный характер трудовых отношений. В значительной степени благодаря такой системе трудовых отношений, основанных на консенсусе и компромиссе, характеру связей пофирменных профсоюзов с предпринимателями, складывавшихся под влиянием специфических социокультурных факторов, в стране, достаточно безболезненно, шел процесс модернизации и демократизации. Трудовые отношения в Японии обладают, как правило, высокой адаптивной способностью, гибкостью, эластичностью. Именно
здесь, они оказались наиболее приспособленными к условиям, когда постоянно возрастает роль бизнеса, и осуществляется “демократия собственника”.
На сегодняшний день Япония является не только второй по экономической мощи державой, но крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров международных организаций и программ. Так, в середине 90-х годов она вышла на первое место среди развитых стран по размерам официальной помощи развитию и вторым после США донором ООН, обеспечивая в последние годы около 15 % годового бюджета этой организации.
Столь высокие экономические показатели с огромной научно-технической мощью повсеместно рождают представления о Японии как об одной из наиболее богатых стран мира, граждане которой живут в высшей степени комфортно и наслаждаются всеми мыслимыми и немыслимыми благами современной цивилизации.
Таким образом, в японской парламентской демократии работает модель доминантной партии ЛДП. Она практически срослась с административным аппаратом, стабильно получает достаточное число голосов для формирования однопартийного правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДП, общество в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно действую различные политические партии и объединения и каждая политическая сила занимает свою нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции, равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДП старается избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитает достигать консенсуса, что лежит в русле японской политической культуры.
Сложившаяся в 1955 г. после возникновения ЛДП политическая система не превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой две примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти. Возникшая система, где доминировала ЛДП, получила название “полуторапартийной”, чем подчеркивалось ее отличие от двух партийной. Если партийная система Японии 50-х годов интерпретировалась как “полуторапартийная”, аналогичная система 70-х и первой половины 80-х годов могла быть названа системой однопартийного правительства и многопартийной оппозиции.
В условиях практического отсутствия межпартийного соперничества
вокруг власти Япония является одним из наиболее ярких в сегодняшнем мире примеров системы, в которой преобладает одна партия. Встречается и такая формулировка: Многопартийность при преобладании одной партии.
В стране существует система разделения властей, в основу которой
положен
американский принцип “сдержек
и противовесов”. Его соблюдение
помогло покончить с диктатом исполнительной
власти и с полной зависимостью
от нее судебной. Система “сдержек и противовесов”
наиболее ярко проявляется в характере
взаимоотношений правительства и парламента
как высших органов двух ветвей
власти. Естественно, как и в каждой стране,
система разделения властей действует
в Японии с учетом политических реалий,
в данном случае – с учетом системы
доминантной партии.
Глава
2.Общая характеристика
политического положения
в современной Японии.
Политическая система
Японии строится на принципах парламентской
демократии и партийного правительства,
а высший законодательный орган, парламент,
имеет двухпалатную структуру – палату
представителей и палату советников. На
состоявшихся в июле 2007 г. выборах в палату
советников – здесь следует оговориться
и заметить, что Конституция Японии признает
частичное верховенство палаты представителей,
– правящая коалиция из Либерально-Демократической
партии и партии Комэйто потерпела поражение.
В результате сложилась ситуация, когда
правящие партии имеют подавляющее большинство
– две трети – мест в палате представителей
и не имеют и половины мест в палате советников.
Такая ситуация получила название «структуры
с перекошенными палатами» и привела к
тому, что японская политика столкнулась
с совершенно незнакомой ситуацией, какой
еще ни разу не было за все послевоенное
время. И в ближайшей перспективе важнейшим
становится вопрос поиска пути преодоления
замешательства, вызванного этой ситуацией.
Представительство
партий в парламенте в настоящее время
следующее. В палате представителей (общее
число мандатов 480; срок полномочий депутата
– 4 года, однако на практике часто по прошествии
2-3 лет палата распускается и проводятся
новые выборы в палату представителей)
ЛДП имеет 304 места, а партия Комэйто –
31, и таким образом коалиция ЛДП-Комэйто
имеет в общей сложности 335 мест. Среди
оппозиционных партий ДПЯ имеет 113 мест,
Коммунистическая партия Японии (КПЯ)
– 9 мест, Социал-Демократическая партия
(СДП) – 7 мест и т. д.
В палате советников
(общее число мандатов 242; по прошествии
каждых 3 лет переизбирается половина
депутатов) ЛДП имеет 84 места, а Комэйто
– 21, в сумме коалиция ЛДП-Комэйто имеет
105 мест, что на 17 мест меньше, чем требуется
для получения большинства мест. Среди
оппозиционных партий ДПЯ (включая фракции
в палате, в том числе и Новую Народную
партию) имеет 120 мест, КПЯ – 7 мест, СДП
– 5 мест и т. д. Таким образом, хотя ДПЯ
самостоятельно и не имеет половины мест,
все оппозиционные партии в сумме имеют
более половины депутатских мандатов
палаты. И если судить по прежним результатам
выборов, представляется, что блок ЛДП-Комэйто
не сможет полностью восстановить свои
позиции на следующих выборах в палату
представителей в 2010 г., и это с трудом
станет возможным только в 2013 г. В этом
и состоит причина предположений о том,
что «структура с перекошенными палатами»
будет длиться весьма долго, что станет
первым таким опытом за всю послевоенную
историю Японии.
Хотя Конституция Японии
и предусматривает верховенство палаты
представителей при выборе парламентом
председателя кабинета министров (премьер-министра),
принятии бюджета и другим вопросам (достаточно
одобрения палатой представителей бюджетного
плана, чтобы тот вступил в силу через
30 дней после этого), для принятия обычных
законов необходимо одобрение законопроекта
как палатой представителей, так и палатой
советников. Поэтому ДПЯ, будучи ведущей
оппозиционной партией, и пытается, пользуясь
возникшей «перекошенной структурой»,
загнать в угол кабинет Фукуды, чтобы вызвать
в результате досрочный роспуск палаты
представителей.
В соответствии со Статьей
59 Конституции, в том случае, если законопроект
одобрен палатой представителей и отклонен
палатой советников, он возвращается в
палату представителей, после чего он
может быть принят палатой представителей
при условии поддержки не менее чем двух
третей голосов ее депутатов. Кроме того,
если палата советников в течение 60 дней
не принимает решения по законопроекту,
это рассматривается как непринятие законопроекта
палатой, после чего вступает в действие
положение о «принятии повторной резолюции».
В сложившихся условиях
главной задачей для правящих партий является
нахождение способа преодоления последствий
«перекошенной структуры». Внеочередная
сессия парламента, созванная 10 сентября,
стала ареной жарких столкновений правящих
и оппозиционных партий по вопросу продления
закона о миссии морских сил самообороны
по поставкам топлива в Индийском океане,
срок которого истекал 1 ноября. Эта сессия
затянулась намного дольше первоначального
срока – 10 ноября, продлившись до 15 января
и став «сессией, перевалившей за новый
год». В результате впервые за 57 лет была
задействована процедура «принятия повторной
резолюции», а новый закон для отправки
сил самообороны был принят.
Сейчас идет созванная
18 января очередная сессия парламента
(продолжительность сессии 150 дней – до
15 июня), главной задачей которой является
принятие бюджета на следующий год до
конца текущего финансового года (то есть,
до конца марта; в самом крайнем случае
– в первую неделю апреля). Хотя для принятия
собственно бюджета как такового достаточно
его одобрения только палатой представителей,
однако одобрение палаты советников требуется
для принятия законов, связанных с обеспечением
бюджета, и здесь также будет задействовано
положение о «принятии повторной резолюции».
И именно по этой линии сейчас и разворачивается
противоборство между правящими и оппозиционными
партиями.
Глава
3.Тенденции в японской
политике и японо-российские
отношения.
Центральной проблемой
японо-российских отношений со всей очевидностью
является проблема Северных Территорий.
И между японскими политическими партиями
нет значительных расхождений по вопросу
главного принципа, которым руководствуется
японская сторона в этом вопросе: стремиться
«к заключению мирного договора на основе
решения проблемы принадлежности
До сих пор палата
представителей парламента 17 раз, а палата
советников – 12 раз принимали резолюции
с требованием возвращения Северных Территорий.
Причем в тексте резолюций используется
выражение «решить вопрос о принадлежности
островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп
и проч. и в скорейшей перспективе заключить
мирный договор». Наличие слова «проч.»
в этой формулировке связано с тем, что
компартия Японии требует также возвращения
островов Тисима (Курильских островов).
Такая формулировка была использована
потому, что резолюции парламента принимаются на основе
Переход от кабинета
Абэ к кабинету Фукуды не изменил принципиального
отношения японского политического руководства
к территориальной проблеме, а сам премьер
Фукуда принял участие в общенациональном
съезде с требованием возврата Северных
Территорий, проведенном 7 февраля в «День
Северных Территорий». И если в дальнейшем
ЛДП и будет менять премьер-министров
или образовывать коалиционные правительства
с ДПЯ, принципиальная линия по вопросу
требования возврата Северных Территорий
останется прежней. И хотя иногда некоторые
представители японской стороны и выступают
с несколько отличными от прежних заявлениями,
принципиальное требование «возврата
Четырех Островов» не будет подвергнуто
пересмотру.
Выступая 18 января
с программной речью при открытии очередной
сессии парламента, премьер Фукуда, говоря
о внешней политике, заявил о том, что будет
«развивать дипломатические усилия по
сотрудничеству в деле мира и развития
во всем мире». При этом он использовал
выражение «дипломатия резонанса», обозначив
линию на формирование международных
отношений дружбы и сотрудничества в качестве
основной линии внешней политики Японии.
И здесь снова необходимо
коснуться вопроса о том, какое место занимают
отношения с Россией во внешнеполитической
деятельности Японии. В своей программной
речи в парламенте Фукуда сначала указал
на задачу «развития дружественных двусторонних
отношений» последовательно с США, Китаем
и Южной Кореей, а отношения с Россией
были упомянуты им после этого. Формулировка,
касающаяся России, следующая: «для вывода
наших отношений на более высокий уровень
мы будем стремиться к продвижению на
территориальных переговорах и развитию
связей в широком спектре областей».
Информация о работе Развитие политических процессов в Японии