Развитие политических процессов в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:39, реферат

Описание работы

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе
внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История политических процессов в Японии в ХХ веке
Политические реформы в Японии 40-50 годов…………………………4
Образование ЛДП и складывание современной политической системы…………………………………………………………………….7
Глава 2. Общая характеристика политического положения в современной Японии…………………………………………………………………………..15
Глава 3. Тенденции в японской политике и японо-российские отношения..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Развитие политических процессов в Японии (окончательная версия).docx

— 50.97 Кб (Скачать)

Реферат 
 

на  тему Развитие политических процессов в Японии. 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История политических процессов  в Японии в ХХ веке

    1. Политические реформы в Японии 40-50 годов…………………………4
    2. Образование ЛДП и складывание современной политической системы…………………………………………………………………….7

Глава 2. Общая характеристика политического положения в современной Японии…………………………………………………………………………..15

Глава 3. Тенденции в японской политике и японо-российские отношения..18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  литературы……………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В течение последних ста  лет  Япония  неизменно  приковывает  к  себе

внимание  исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся  выяснить “загадки”  весьма  неординарного  развития  Страны  восходящего  солнца.   В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и  ,в  сущности, слаборазвитой  островной  стране  удалось   избежать   участи   подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она  смогла  в  исторически  короткие сроки  добиться  значительных  успехов  в  деле  модернизации  экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших  стран  мира  и  выступив  с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять  участие  в  попытках его очередного передела?

       Особенно сильный всплеск интереса  к Японии был  вызван  феноменом   ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во  второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI  века  превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.

       Политическая история Японии  представляет  собой  процесс   далеко  не

прямолинейный,   с   участием   торможения   и   даже    отката,    развития

демократических институтов, принципов и норм,  накапливания  демократической практики.

       Эволюция политической системы  в Японии протекала  как   аналог  такого же процесса в других странах, не только  воспринимая  оттуда  опосредованным образом ведущие  варианты  и  тенденции  развития,  но  и   испытывая  порой добровольно или вынужденно –  и  прямое  воздействие,  конечно  национальная специфика сохранялась в любом случае. 
 
 
 

    Глава 1. История политических процессов в Японии в ХХ веке. 

    1. Политические  реформы в Японии 40-50 годов
 

    Поражение во второй мировой войне существенно  подорвало внутриполитические и  экономические позиции правящих кругов Японии. 
Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

    В Японии  сложилась своя специфическая модель, на которую огромное  влияние оказали социокультурные особенности народа,   этико-правовая   специфика,   традиции   политической культуры.  При том, что японская демократия имеет все юридические основания и институты, необходимые для  ее  нормального  функционирования,  нельзя  не заметить ее историческое своеобразие. Япония, как  и  все  другие  азиатские страны, заимствовала западные политические структуры, но их  содержание  под влиянием  конкретной  политической  практики  претерпело  весьма   серьезные изменения.

       Системный кризис, разразившийся  в  стране  в  связи   с  поражением  в

войне, поставил Японию перед  необходимостью  политических  и  экономических реформ.  Решающая  роль  в  их  осуществлении   принадлежала   оккупационной администрации  США,  которая,  исповедуя   западные   ценности,    учитывала закономерности исторического и духовного развития японцев,  их  национальную

специфику и традиционные ценности.  Японское  общество  в  целом  достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введение новой конституции,  которая стала фундаментом политико-правовых  реформ  послевоенных  лет  и  моральной юридической основой существования государства.

       Необходимым условием для успешного  осуществления  реформ,  ускоренной модернизации  и  демократизации,  была  политическая  стабильность,  которая обеспечивалась оккупационной администрацией США.  Демократические  принципы, гарантированные   конституцией,   раскрепощали    человека,    стимулировали инициативу,   проявление   способностей,   предприимчивости,   содействовали активизации экономической и общественной жизни. Особо  важное  значение  для развития экономики имел  отказ  Японии  от  войны  как  средства  разрешения международных конфликтов. Не менее важное значение для выработки адекватной экономической  политики  имело  наличие  представительных  органов   власти, опирающихся на широкую социальную базу.

       Демократизация экономической   деятельности  сопровождалась  усилением конкурентной борьбы, что положительно  повлияло  на  накопление  капитала  и рост производительности труда. Можно сказать  что усиление  конкуренции на основе антимонопольного законодательства наряду с другими факторами  привело к повышению темпов роста и японскому чуду и до сих  пор  является  одним  из стимулов развития предпринимательства на всех уровнях. Не менее  важным  для ускоренного  экономического  развития  было  сохранение  в  неизменном  виде основы основ рыночного хозяйства – частной собственности,  несмотря  на  все деформации времен военной экономики.

       Таким образом, можно сделать  вывод,  что  особенностью  политического развития Японии в 40-50  годах  является  то,  что  все  главные  достижения демократии, в Западной Европе  связанные  с  социал-демократической  моделью развития,  здесь   явились   результатом   важнейших   реформ,   проведенных консервативно  ориентированной  политической  элитой  при   непосредственном участии   оккупационных   властей   США.    Для    осуществления    политики демократизации власти достаточно широко  использовали  различные  социальные слои  и  политические  силы  рабочих,   крестьян,   пацифистов,   либералов, социалистов, определенную часть консерваторов,  стремившихся  к  радикальным переменам. Усилиями всех  заинтересованных  сторон  в  Японии  была  создана система представительной или парламентской демократии.

       В результате проведения реформ  Япония сблизилась со странами  Запада. Быстрая замена после войны  старых  социально-экономических  и  политических структур новыми, демократическими, оказались  единственно  правильным  путем подъема страны. Модернизация пошла исключительно  активно  во  всех  сферах. Послевоенные реформы стали  водоразделом  в  историческом  развитии  Японии, фундаментом  дальнейших  успехов,  которых  добилась   страна   в   условиях демократизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Образование ЛДП и складывание современной  политической системы.
 

       Заключение мирного договора  с США  покончило  с   периодом  оккупации. Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной  степени  ограниченного военными соглашениями с США, было важным  рубежом  в  жизни  страны.  Япония вступила в новый этап своего развития. После  вступления  в  действие  28  апреля  1952  г.  Сан-Франциского мирного договора, “договора безопасности”  между  Японией  и  США  и  японо- американского  Административного  соглашения  политический   статус   Японии изменился. Правительство Японии  обрело  суверенитет,  ограниченный,  однако положениями этих японо-американских договоров и соглашением.

        Все  законы  оккупационного  времени  автоматически  аннулировались.

Ликвидировался   контроль   оккупационных   властей   над   политической   и экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее,  на  базе заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США  стали еще теснее. Фактически были единственной страной,  с  которой  Япония  имела такие  взаимоотношения.  Японо-американские   отношения   оказывали   весьма значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.

       После окончания оккупации состав  кабинета  и  другие  государственные

органы  власти никаким изменениям не подверглись.  По-прежнему  правительство возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая  интересы крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.

       К 1952 г. наметился  раскол  в  самой  правящей  Либеральной   партии,

образовались  две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и  Хатояма  Итиро.  Основной  точкой  разногласий между ними  стал  вопрос перевооружения. Фракция  Ёсида  выступала за  отказ от  ремилитаризации и постепенное укрепления  сил самообороны.  В то  же  время группа  Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации  Японии,  что с  их  точки  зрения   открывало   большие   перспективы   для   преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны  в  Корее,  а  также скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.

    Сформированное  в  декабре   1954  г.  под  руководством  председателя Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном продолжало политику укрепления капиталистического строя  в  Японии,  но  его внешнеполитический курс, а  также   некоторые  аспекты  внутренней  политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.

    На   учредительном   съезде   состоявшемся   19   ноября   1955   г. Демократическая  и  Либеральная  партия   слились   в   единую   Либерально- демократическую партию Японии ( ЛДП ). Новая  партия  представляла  интересы японских  монополий,  защищала  существование  капиталистического  строя   в Японии. На первый план программы партии  выносилась  идея  создания  условий для обогащения всего народа, превращение его в “средний класс”, а  страны  в “государство всеобщего благосостояния”.

       Объединенная Либерально-демократическая  партия стала располагать  298 мандатами из 467 в палате представителей и 119 из 252  в  палате  советников японского  парламента.   Власть   консерваторов   стала   прочнее.   Главный оппозиционной партией надолго стала Социалистическая партия Японии ( СПЯ ).

        Таким  образом,  сложился  так   называемый,  “феномен   ЛДП”,   т.е.

практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии  у  власти, в  то  время   как   в   ведущих   капиталистических   странах   преобладают двухпартийные  системы,  при  которых  на   политической   арене   стабильно доминируют две крупные партии,  попеременно  сменяющие  друг  друга.   Также некоторые другие особенности внутренней организации  японских  консерваторов привлекают в правящей партии Японии неослабевающий интерес.

    Как  политическую  партию  ЛДП  характеризует  наличие   оформленной структуры строящейся на кадровой основе, с централизованным  бюрократическим аппаратом и строгой внутренней субординацией. Председатель ЛДП осуществляет на высшем уровне контакты с  финансовой монополистической верхушкой, в ходе которых согласовываются наиболее  важные вопросы   партийной   политики,   и   определяются   основные    направления национальной политики.

       Важнейшим  аспектом  деятельности  председателя  ЛДП  является  также руководство      парламентской      политики партии.

    В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо  ЛДП,  СПЯ  и КПЯ выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма ( ПДС )  и Партия Читой Политики ( Комэйто ).

       В середине  70-х годов от  правящей партии откололся и  вскоре  получил

статус  самостоятельной  партии  Новой  либеральный  клуб  (НЛК),  а  группа вышедших   из   СПЯ,   правореформистских    деятелей    основала    Социал-демократический союз (СДС).

Информация о работе Развитие политических процессов в Японии