Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:26, курсовая работа
Спроектирована система управления продольным движением самолета. Управление осуществляется за счет обратной связи по состоянию, обеспечивающей желаемое расположение собственных чисел замкнутой системы. Для оценки вектора состояния используется наблюдатель Люенбергера полного порядка.
Разработанная система может использоваться для управления продольным движением самолета.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 6
2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЁТА 7
2.1 Исследование модели объекта без привода 9
2.2 Исследование модели объекта с приводом 13
2.3 Исследование моделей датчиков угловой скорости и перегрузки 16
2.4 Математическая модель датчика положения штурвала 18
3. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ ЧАСТОТНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ 19
4. РАСЧЁТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 23
5. СИНТЕЗ НАБЛЮДАТЕЛЯ 29
10. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЁТОМ НЕЛИНЕЙНОСТЕЙ РУЛЕВОГО ПРИВОДА И ДИНАМИКИ ДАТЧИКОВ 34
11. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИ РАЗБРОСЕ ПАРАМЕТРОВ 37
В результате расчета в пакете Matlab была получена матрица Калмана:
Для выяснения
степени влияния наблюдателя
на качество управления
Рисунок 20 - Переходные характеристики системы с наблюдателем и без него для нормальной перегрузки ny.
Рисунок 21 - Переходные характеристики системы с наблюдателем и без него для угловой скорости тангажа ωz
Переходные
характеристики с наблюдателем при
ненулевых начальных условиях
и без наблюдателя представлены
ниже. Сплошная линия на графике
соответствует системе без
Рисунок 22 - Система с Наблюдателем и без Наблюдателя при ненулевых начальных условиях по нормальной перегрузке ny
Рисунок 23 - Система с Наблюдателем и без Наблюдателя при ненулевых начальных условиях по угловой скорости тангажа ωz
Рисунок 24 - Ошибка вектора состояния при нулевых начальных условиях
Рисунок 25 - Ошибка вектора состояния по ny при ненулевых начальных условиях
Рисунок 26 - Ошибка вектора состояния по ωz при ненулевых начальных условиях
При нулевых начальных условиях объекта ошибка оценки вектора состояния равна нулю.
При ненулевых начальных условиях эта ошибка быстро убывает и стремится к нулю, причем переходные процессы наблюдателя заканчиваются значительно быстрее, чем переходные процессы объекта управления. Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдатель синтезирован правильно.
Рассчитанная система, «объект-привод» с обратной связью и наблюдателем полного порядка удовлетворяет заданным параметрам и показателям качества. Однако при расчете не учитывались нелинейности привода, которые могут оказать влияние на показатели качества. Таким образом, появляется необходимость введения в систему нелинейных звеньев, чтобы приблизить систему к реальной.
Для того чтобы рассмотреть систему с нелинейностями была построена модель системы, используя пакет моделирования динамических систем Simulink (Приложение 2).
Введение нелинейностей в
Рисунок 27 - Изменение во времени характеристики ny с учетом и без учета нелинейностей в приводе стабилизатора
Из характеристики
видно, что при введении нелинейностей
в привод характеристики системы
изменились незначительно, увеличилось
время регулирования и
Рисунок 28 - Изменение во времени характеристики wZ с учетом и без учета нелинейностей в приводе стабилизатора
Из характеристики видно, что при введении нелинейностей в привод характеристики системы изменились не сильно, уменьшилось перерегулирование по углу тангажа.
При единичной перегрузке отклонение штурвала составляет 50 мм, рассмотрим влияние этого параметра на систему, изменяя эту величину на ±40%.
Рисунок 29 - Отклонение штурвала по ny
Рисунок 30 - Отклонение штурвала по wZ
Исследования влияния
Параметры реального объекта могут отличаться от заданных. Кроме того, они могут изменяться с течением времени. Система управления не учитывает эти изменения. Динамические и статические характеристики системы управления должны удовлетворять сформулированным в техническом задании на разработку цифровых алгоритмов ручного управления продольным движением самолета требованиям при неопределенности стабилизатора в пределах .
Изучим поведение полной системы при варьировании параметра эффективности стабилизатора При этом будут меняться уравнения только собственно объекта без привода, привод и наблюдатель остаются неизменными.
Изменим - момент, возникающий вследствие отклонения стабилизатора, равный 6.22, на .
Требование о расходе штурвала летчика практически выполнено.
Таблица 3 - Динамические и статические характеристики при
варьировании Mzd
Mzd |
tрег |
σny(%) |
σωz(%) |
Отклонение штурвала (мм) | |
Mzd+20% |
7.464 |
1.69 |
1.77 |
127 |
43.1 |
Mzd |
6.22 |
1.48 |
0.356 |
135 |
50 |
Mzd-20% |
4.976 |
2.46 |
4.51 |
146 |
60.45 |
Из таблицы видно, что
система удовлетворяет
Рисунок
31 - Переходные характеристики по ny при
варьировании
Рисунок 32 - Переходные
характеристики по wz при варьировании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы был синтезирован алгоритм ручного управления продольным движением самолета с учетом требований к качеству системы управления, сформулированных в техническом задании со следующими характеристиками:
Во время выполнения курсовой
работы были получены уравнения продольного
движения самолета и составлена линейная
математическая модель объекта управления,
произведен модальный синтез управления
в соответствии с поставленными
в техническом задании
Матрица динамики регулятора:
Kv = -10.1295
В общем виде уравнения регулятора имеют вид:
В результате проделанной работы был разработан алгоритм управления продольным управлением самолета, который описывается системой уравнений:
где - сигнал по нормальной перегрузке, - сигнал угловой скорости тангажа, - управляющий сигнал, поступающий со штурвала,
% Ганин Никита
Вариант №2
%_____________________________
% Очистим все переменные памяти
clear;
% Очистим командное окно
clc;
close all;
% ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
g = 9.81; % Ускорение свободного падения.
H = 0; % Высота полета самолета.
a_zv = 340; % Скорость звука на данной высоте.
M = 0.3; % Относительная скорость.
Mz_wz = 0.838; % Момент вращния относительно центра масс.
Mz_a = 3.6; % Момент изменения угла атаки.
Mz_d = 6.22; % Момент отклонения стабилизатора.
Z_a = 0.58; % Коэффициент по углу атаки.
Mz_at = 0.146; % Момент вращения относительно угла атаки
Z_d = 0.079; % Коэффициент по по углу стабилизатора.
V = M*a_zv; % Скорость продольного движения самолета.
% ДЛЯ ДЕМПФИРЮЩЕГО ГИРОСКОПА
k_r = 1;
T_r = 0.005;
ksi_r = 0.4;
% ДЛЯ ОСЕВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА
T_a = 0.006;
ksi_a = 0.4;
k_a = 10;
%ДИНАМИКА САМОЛЁТА
%_____________________________
% Рассмотрим обьект управления без привода в пространстве состояний.|
%_____________________________
disp('Матрицы ОУ в пространстве состояний (динамика самолёта)');
A_s = [-Z_a 1; -(Mz_a-Mz_at*Z_a) -(Mz_wz+Mz_at)]
B_s = [-Z_d; -(Mz_d-Mz_at*Z_d)]
%_ по вектору состояния
C_x = eye(2)
D_x = [0;0]
%__ по вектору выхода
C_s = [V*Z_a/(g*57.3) 0; 0 1]
D_s = [V*Z_d/(g*57.3); 0]
samolet1 = ss(A_s,B_s,C_x,D_x)
samolet = ss(A_s,B_s,C_s,D_s);
set(samolet1,'InputName',{'
set(samolet,'InputName',{'
%_____________________________
% Передаточная функция объекта. |
%_____________________________
disp('ПФ обьекта без привода от входа к вектору состояния (динамика самолёта)');
W_s1 = tf(samolet1)
disp('ПФ обьекта без привода от входа к вектору выхода (динамика самолёта)');
W_s = tf(samolet)
%_____________________________
%нули и полюса
объекта
%_____________________________
disp('Нули и полюсы обьекта без привода от входа к вектору состояния (динамика самолёта)');
[zeros_d_ny,poles_d_ny,koef_d_
[zeros_d_wz,poles_d_wz,koef_d_
disp('Нули и полюсы обьекта без привода от входа к векторы выхода (динамика самолёта)');
[zeros_d_ny,poles_d_ny,koef_d_
[zeros_d_wz,poles_d_wz,koef_d_
%_____________________________
%коэффициент нормированиЯ передаточных функций.
%_____________________________
[num_s,den_s] = tfdata(samolet(1),'v');
K_s = den_s(length(den_s))/num_s(
%_____________________________
% Нормирование ПФ.
%_____________________________
samolet_norm = samolet*K_s;
%РУЛЕВОЙ ПРИВОД
%_____________________________
% Зададим привод
системы в пространстве
%_____________________________
A_p = [-50 -50; 30 0];
B_p = [50; 0];
C_p = [0 1];
D_p = [0];
privod = ss(A_p,B_p,C_p,D_p);
%_____________________________
% Передаточная функция привода.
%_____________________________
disp('ПФ привода');
W_p = tf(privod)
%_____________________________
%нули и полюса пф
%_____________________________
disp('Нули и полюсы передаточной функции привода');
[zeros_u_d,poles_u_d,koef_u_d] = zpkdata(zpk(W_p),'v')
%РУЛЕВОЙ ПРИВОД И ДИНАМИКА САМОЛЁТА - РАЗОМКНУТАЯ СИСТЕМА
%_____________________________
% Соединим последовательно ОУ и привод.
%_____________________________
razomk_systema = privod*samolet;
disp('Матрицы ОУ с приводом (рулевой привод и динамика самолёта - разомкнутая система)');
[A_rs,B_rs,C_rs,D_rs] = ssdata(razomk_systema)
set(razomk_systema, 'Inputname',{'u'},'outputname'
%_____________________________
% Передаточная функция объекта.
%_____________________________
disp('ПФ обьекта с приводом (разомкнутой системы)');
W_rs = tf(razomk_systema)
%_____________________________
% Нули и полюсы объекта.
%_____________________________
disp('Нули и полюсы обьекта c приводом (разомкнутой системы)');
[zeros_u_ny,poles_u_ny,koef_u_
[zeros_u_wz,poles_u_wz,koef_u_
Информация о работе Расчёт закона управления продольным движением самолёта