Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:22, реферат
В середине 80-х годов XX века Беларусь вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.
Актуальность реферата связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Введение…………………………………………………………………3
1. Исторические предпосылки возникновения
теории разделения властей ………….……………..…………5
2. Теория разделения властей….…………………………..……7
1) Законодательная власть………………………….....…….9
2) Исполнительная власть…………………………………..
3) Судебная власть…………………………………………..
Заключение………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………..13
-
ограничение конституционных
-
право изменения закона о
-
право принимать нормы,
В
силу особой необходимости Президент
по своей собственной инициативе,
либо по предложению Правительства Республики
Беларусь может издавать временные декреты,
также имеющие силу законов. Однако эти
временные декреты в 3-дневный срок должны
быть представлены на рассмотрение в обе
палаты парламента. Временные декреты
могут быть отменены депутатами палат
не менее 2/3 голосов от полного состава
каждой из палат.
2.2.
Исполнительная власть.
Органы
исполнительной власти (органы государственного
управления) - это исполнительно-
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В
пределах своей компетенции органы
исполнительной власти наделяются необходимой
для их нормального функционирования
оперативной
Главой
исполнительной власти может быть монарх,
президент или глава
Правительственная
власть может составлять прерогативу
одного лица (в президентских республиках)
или коллегиального органа. В первом
случае правительство выступает
как группа ближайших советников
главы государства –
Согласно гл. 8 Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать «постановления о предписаниях» по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, ввоза и вывоза товара, валюты, охраны природы и окружающей среды и др.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
«Исполнительная
власть в Республике Беларусь осуществляет
Правительство – Совет
Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Структуру Правительства
Президент назначает на
-Премьер-министра;
-заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
Президент
вправе по собственной инициативе принять
решение об отставке Правительства.
Правительство слагает свои полномочия
перед вновь избранным
Правительства несет ответственность перед парламентом. Парламент дает:
-«
согласие на назначение
-
в течение 2 месяцев после своего
назначения Премьер-министр
-
Парламент в лице Палаты
Национальное собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющему право отменять постановления Правительства, а также в Конституционный Суд, который может принять заключение о частичном или полном несоответствии Конституции .»8
Исполнительная
власть на местах осуществляется посредством
либо назначаемых центром местных
органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов
местного самоуправления.
2.3.
Судебная власть
Важное
место в структуре
Подобно тому как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель».
Органы,
осуществляющие правосудие – третья
власть государственной власти, которая
играет особую роль и в механизме
государственной власти и в системе
сдержек и противовесов. Особая роль
органов судебной власти определяется
тем, что он – арбитр в спорах
о праве. Только судебная власть, но
никак не законодательная или
исполнительная, отправляет правосудие.
Роль судебной власти в механизме
разделения властей состоит в
сдерживании двух других властей
в рамках конституционной законности
и права прежде всего путем
осуществления конституционного надзора
и судебного контроля за ветвями
власти. Систему органов правосудия
могут составлять судебные органы,
действующие в сфере
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды».
В
США национальная судебная система
состоит из Верховного суда США, Верховных
судов штатов, окружных судов, апелляционных
судов, военных трибуналов и других
судов. Конституция США в связи
с этим устанавливает, что «судебная
власть Соединенных Штатов осуществляется
Верховным судом и теми низшими
судами, которые будут время от
времени учреждаться
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.
Так,
например, в конституционных актах
подавляющего большинства современных
государств в той или иной форме
провозглашается принцип
В
большинстве конституций
Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено.
Конституцией Республике Беларусь предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Хозяйственный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам .
Суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяются Конституцией, Законом о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (1994-1997 гг.).
Согласно
ст. 116 Конституции и разделу II
Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом
Республики Беларусь, 6 судей избираются
Советом Республики. Причем Председатель
Конституционного Суда назначается Президентом
с согласия Совета Республики. С уведомлением
Совета Республики Президент Республики
Беларусь в любое время может освободить
от должности Председателя Конституционного
Суда Республики Беларусь. Конституционный
Суд призван осуществлять контроль за
всеми государственными органами в Республике
бела и давать заключение о соответствии
Конституции издаваемых нормативных актах,
заключаемых международных договоров.
Заключение
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно,
одностороннее ослабление законодательной,
исполнительно-распорядительной или
правоохранительной деятельности с
неизбежностью ведет к
Непосредственно
организация и деятельность государственного
аппарата осуществляется на основе ряда
принципов, под которыми понимаются
руководящие идеи, начала, лежащие
в основе его создания и функционирования,
и проявляющиеся как в
Принцип
разделения властей существует не только
в теории государства и права,
он реально осуществляется на практике
в различных государствах мира, причём
имеет место в различных
Таким
образом, в заключении можно сказать,
что теория разделения властей осуществляется
прежде всего в плане общего принципа,
руководящего начала, которое следует
иметь в виду при создании структуры
государственных органов и определении
контуров их полномочий. И как идея
единства властей, теория разделения властей
не имеет и, видимо, не может иметь
абсолютно "чистых" форм своего осуществления.
Информация о работе Проблемы разделения полномочий и взаимоотношений ветвей власти в РБ