Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:15, реферат

Описание работы

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3


Исторический путь развития принципа разделения власти ….……………..4


Структура государственного аппарата ……………………………………….7


Законодательная власть и ее органы.………………………………………….9


Система и функции исполнительной власти………………………………....14


Судебная власть и её функции ………………………..……………………....18


Заключение………………………………………………………………….…..21


Список литературы…………………………………………………………..…23

Работа содержит 1 файл

правоведение реферат.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

· Иные федеральные  органы исполнительной власти.

 

В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему  органов

исполнительной  власти республики в составе Российской Федерации входят:

1. Глава исполнительной  власти (Президент) республики в  составе Российской

Федерации;

2.  Совет Министров  республики в составе Российской  Федерации;

3. Местные органы  управления республики, система  которых определяется

Конституцией  республики с учетом конкретных национальных особенностей,

исторических  и местных традиций.

 

Глава исполнительной власти республики в составе Российской Федерации

является высшим должностным лицом республики и  главной исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему

исполнительной  власти Российской Федерации и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституций  и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические  интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).

Согласно Конституции  РФ (ст.136.3) исполнительным органом  края, области,

автономной области, автономного округа, города федерального значения является

соответственно  краевая, областная администрации, администрация автономной

области, автономного  округа, городов федерального значения, которая

подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим

исполнительным  органам.

 

Полномочия, порядок  формирования, организации и деятельности краевой,

областной администрации, администрации автономной области, автономного округа и города федерального значения устанавливаются законом Российской Федерации. Акты краевой, областной  администрации, администраций автономной области, автономного округа, города федерального значения, противоречащие

законодательству, могут быть отменены соответствующим  Советом народных

депутатов, вышестоящим  исполнительным органом или судом  в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  
  Судебная власть и её функции

 

    

Важное место  в структуре государственного аппарата занимает система

судебных органов, основной социальной функцией которых  является

осуществление правосудия.

 

Подобно тому, как  представительные органы и органы управления являются

носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система

судебных органов  выступает в качестве носителя судебной власти. Это

положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.

В современных  демократических государствах правосудие функционирует

независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго

очерченную в  конституции и особых законах  компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления, как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

 

Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти:

они ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и

возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда

иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и

конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными

структурами в  силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

 

В целом же миссия правосудия в обществе заключается  в том, чтобы быть стражем

порядка и оплотом  справедливости.

Фемида в изображении  русского художника 1910 года. Журнал «Вестник знания»

 

Статья 118 Конституции  РФ гласит: "Судебная система Российской Федерации

устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным

конституционным законом". Именно эти законодательные  акты служат правовой

основой формирования системы правосудия как самостоятельной  ветви власти,

которая могла  бы стать мощным механизмом применения законодательства и его

неукоснительного  исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

 

Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Федерации" гласит: "В Российской федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".

 

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные  суды республик, краевые и областные  суды,  суды  городов  федерального  значения, суды автономной  области  и  автономных  округов,  районные  суды, военные  и специализированные   суды,    составляющие    систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные  суды  субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
 

К судам субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

   

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

 

Высший  Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом по

разрешению экономических  споров (ст. 127).

 

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми

государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

 

В связи с  принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

 

  Заключение

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание:

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. 
Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои  государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может  присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. 
Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение единой государственной  власти на три относительно самостоятельные  и независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. 
В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

 

  Список литературы

 
  • Конституция Российской Федерации
  • В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», «ДТД», 1996 г
  • Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридиче­ская литература, 1993
  • Марченко Н.М. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007г.
  • Государство, власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой, М., 2000
  • Князев С. Д. Административное право, В- 1997
  • Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало, 1998.

Информация о работе Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти