Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:15, реферат

Описание работы

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3


Исторический путь развития принципа разделения власти ….……………..4


Структура государственного аппарата ……………………………………….7


Законодательная власть и ее органы.………………………………………….9


Система и функции исполнительной власти………………………………....14


Судебная власть и её функции ………………………..……………………....18


Заключение………………………………………………………………….…..21


Список литературы…………………………………………………………..…23

Работа содержит 1 файл

правоведение реферат.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

Понятие парламента. Термин “парламент” происходит от французского 
“парле” – говорить (французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента). Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывает с событиями XIII 
– XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности.

Современный парламент  – это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения  главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов.

Структура парламента.

Под парламентом  обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента, хотя с юридической позиции  это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства 
(монарх Великобритании, президент Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В некоторых странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и палаты парламента. В Германии, Франции, а также некоторых других странах, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах, таких как 
Египет, глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но для обобщения их принято называть верхней и нижней. Верхняя палата в большинстве случаев имеет историческое значение и, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Верхняя палата может быть либо “слабой”, когда она в состоянии отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.

Глава государства  является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием “парламент”, поскольку утверждает принятый закон своей подписью. Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. Но таких стран гораздо меньше, чем первых и, как правило, законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже мы рассмотрим институт промульгации законов).

Полномочия парламента

В зависимости  от полномочий различают три вида парламентов:

  • . с неограниченными полномочиями;
  •   с ограниченными полномочиями;
  • . консультативные.

Считается, что  в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными  полномочиями существуют в большинстве стран. Такой парламент может принять решение по любому вопросу, однако и в таких случаях есть прерогатива главы государства. В тех странах, где принято жесткое разделение властей, а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.

Парламенты с  ограниченными полномочиями существуют во Франции и некоторых франкоязычных  странах. Конституции таких стран  перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование вправе осуществлять исполнительная власть), и “исчерпывающие законы”, т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют так называемую сферу регламентарной власти. По ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы. Функции их носят чисто консультативный характер, и выражает мнение народа данного государства по конкретному вопросу, хотя это мнение никакого решающего значения не имеет.

Главная задача парламента – принятие законов. Среди  них важнейшее значение имеют  основные законы – конституции (в  некоторых странах они принимаются  парламентом), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или  в части (другую часть может назначать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на их кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. Во многих странах парламент образует весь состав правительства путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент или одна из его палат формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, некоторых других должностных лиц.

В области внешней  политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить  поправки в договор, можно лишь утвердить  его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых других должностных лиц, выносит решение о предании министров суду и т.п. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса).

Особое значение имеют финансовые полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства 
(в частности, принимать решения о государственных займах, займах у других государств и международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год или в виде совокупности бюджетных 
(финансовых) законов. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

Как уже отмечалось выше, в связи с системой сдержек  и противовесов парламент вправе осуществлять контроль за деятельностью  исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля в государствах различны. Однако, парламент, будучи высшим органом народного представительства всегда обладает такими функциями. Этот контроль может носить как юридический характер (сюда можно отнести деятельность созданных парламентских комиссий), так и политический (например, выражение недоверия министру). Чаще всего используются формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов.

 

 

  Система и функции исполнительной власти

     
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.

   

Исполнительная  деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

  

Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных

требований. Всю  свою деятельность органы государственного управления должны

осуществлять  на основе законов и во исполнение законов.

 

В пределах своей  компетенции органы государственного управления наделяются

необходимой для их нормального функционирования оперативной

самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные  задачи по

правовому регулированию  и руководству различными сферами  жизнедеятельности

общества и  государства.

 

В подавляющем  большинстве стран глава государства  выступает носителем

высшей исполнительной власти.

 

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией

осуществления Конституции, прав и свобод, охраной  суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для  ограничения Президентского влияния на

Правительство введены ряд сдержек.

 

Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви

власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными

ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность

деятельности  всех органов власти. Президент действует  не как указующая

инстанция, а  совместно с другими ветвями  власти, принимая в той или иной

степени участие  в каждой из них.

 

Ведущую роль в  системе органов государственного управления выполняют

правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными

органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охра­не собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.» (Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. 1998)

 

Единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с

Конституцией  Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 
 

Система органов  исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она  закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая  система исполнительной власти состоит  из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

· Правительство  Российской Федерации.

· Федеральные  министерства.

· Государственные  комитеты Российской Федерации.

· Федеральные  комиссии России.

· Федеральные  службы России.

· Федеральные  надзоры России.

Информация о работе Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти