Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:25, доклад
Преимущественное право – явление давно известное отечественному гражданскому законодательству. Сегодня роль указанной правовой категории настолько велика, что обнаружить её присутствие можно в целом ряде гражданско-правовых институтов: от собственности до отдельных видов обязательств. Такая широта в использовании, как следствие, влечёт за собой огромное количество практических и теоретических проблем, связанных с осуществлением и защитой преимущественных прав.
Вместе с тем судебная практика сегодня определённо стоит на позициях признания необходимым проведения со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, проверки законности вносимых в единый реестр изменений. Так, по одному из дел уполномоченный государственный орган зарегистрировал внесение изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, связанные с исключением одного из участников данного юридического лица. В подтверждение изменения состава учредителей ООО заявителем было представлено решение общего собрания участников общества. Регистрируя указанные изменения, уполномоченный государственный орган основывался на том, что к заявлению о регистрации изменений в учредительные документы общества был положен полный пакет необходимых документов. Отменяя решение уполномоченного государственного органа о регистрации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа особо указал на необходимость проверки законности вносимых в учредительные документы изменений при их государственной регистрации. Исключение участника общества с ограниченной ответственностью осуществляется только на основании судебного решения (ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а не решение общего собрания участников общества. Именно такое судебное решение и должен был потребовать от заявителя регистрирующий орган, а при его отсутствии – отказать в государственной регистрации со ссылкой на ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С этих позиций было бы правильным возложить на уполномоченный государственный орган обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законности, в том числе при совершении сделок по отчуждению долей (паёв) в той их части, которая касается соблюдения преимущественного права покупки других участников данного юридического лица. С этой целью необходимо и принципиально важно нормативно предусмотреть, что при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель обязан предоставить в регистрирующий орган среди прочего документы, подтверждающие извещение всех управомоченных лиц о предстоящей продаже и их отказ от реализации принадлежащего им преимущественного права покупки или истечение сроков, установленных законом для осуществления соответствующего права.