Преимущественное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:25, доклад

Описание работы

Преимущественное право – явление давно известное отечественному гражданскому законодательству. Сегодня роль указанной правовой категории настолько велика, что обнаружить её присутствие можно в целом ряде гражданско-правовых институтов: от собственности до отдельных видов обязательств. Такая широта в использовании, как следствие, влечёт за собой огромное количество практических и теоретических проблем, связанных с осуществлением и защитой преимущественных прав.

Работа содержит 1 файл

Доклад к диплому.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Доклад

    Преимущественное  право – явление давно известное  отечественному гражданскому законодательству. Сегодня роль указанной правовой категории настолько велика, что обнаружить её присутствие можно в целом ряде гражданско-правовых институтов: от собственности до отдельных видов обязательств. Такая широта в использовании, как следствие, влечёт за собой огромное количество практических и теоретических проблем, связанных с осуществлением и защитой преимущественных прав.

    Преимущественное  право является весьма распространённой категорией в нормативном материале всего действующего российского законодательства. Использование её свойственно не только гражданскому, но и, например, трудовому (ст. 179 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ)) или семейному праву (ст. 127 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ)). Однако при всём многообразии и частоте применения рассматриваемой правовой категории именно для гражданского законодательства преимущественное право выступает как целостный правовой институт.

    Несмотря  на это, по-настоящему привычными и понятными для практики являются сейчас только преимущественное право покупки доли в праве общей собственности (ст. 250 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ)) и преимущественное право аренды (ст. 621 ГК РФ). Именно названные правовые возможности более или менее подробно изучены и регламентированы законодательством.

    Вместе  с тем требования изменившихся экономических  отношений диктуют сегодня появление новых правовых институтов и значительное усложнение уже существующих. За последние несколько лет российское гражданское законодательство и фактическая практика его применения столкнулись с возникновением целого ряда новых преимущественных прав, совершенно неизвестных ранее. Некоторые из них приобретают в настоящее время особенную актуальность. Речь идёт, например, о преимущественном праве собственника здания,

строения, сооружения, находящихся на чужом  земельном участке, на покупку или  аренду данного земельного участка (п.3 ст. 35 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ)), о праве акционеров на преимущественное приобретение дополнительно выпускаемых акционерным обществом акций, иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (ст.ст. 40-41 ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»), о преимущественном праве на получение определённого имущества при разделе наследства (ст.ст. 1168-1170 ГК РФ).

    С сожалением необходимо констатировать, что при невероятной практической значимости и теоретической актуальности правовой институт преимущественного права почти полностью лишён внимания со стороны науки гражданского права. Пределами нескольких десятков работ ограничиваются сегодня научные исследования, прямо посвящённые рассматриваемому правовому институту. По большей части это статьи, затрагивающие лишь отдельные аспекты проблем, связанных с осуществлением и защитой преимущественных прав, главным образом преимущественного права покупки.

    Вопрос  же о правовой природе преимущественных прав в целом, об их значении и месте в системе субъективных гражданских прав наукой почти не затрагивается. В результате преимущественное право почти полностью выпало из ряда объектов научного анализа и интереса. Оценивать такую ситуацию следует, безусловно, как негативную.

    Именно  поэтому актуальность данной дипломной работы, равно как и её значение, очевидна.

     Целью данной дипломной работы является выявление пробелов и недостатков правового регулирования преимущественных прав и формулирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать нормативно правовые акты, регулирующие преимущественные права РФ;
  • исследовать акты их официального и доктринального толкования;
  • рассмотреть соответствующую правоприменительную практику.

     Дипломная работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

     В первой главе «Преимущественное  право: понятие и правовая природа» исследуется понятие «преимущественное  право» и теоретические основы преимущественных прав.

     Во  второй главе «Преимущественные права, установленные законом: отдельные виды и проблемы осуществления» рассматривается преимущественное право покупки доли в праве общей собственности, а также другие случаи установления преимущественного права покупки в российском гражданском праве.

     Третья  глава «Преимущественные права, установленные соглашением сторон» посвящена анализу, в том числе и сущности предварительного договора.

     В четвертой главе «Защита преимущественного права: проблемы теории и практики правоприменения» анализируются такие способы как возмещение убытков, присуждение к исполнению обязанности в натуре, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т.д.

     При исследовании темы использованы мнения таких авторов как Белов В.А., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Грибанов В.П., Суханов. Е.А., Гаджиев Г.А., Денисов С.А., Ем В.С., Козловой Н.В. Иоффе О.С., Субботин М., Скловский К.И., Смирнова М., Украинский Р.В., Шершеневич Г.Ф. и др.

     Предложения по предотвращению нарушения преимущественных прав:

    1. Нотариальное удостоверение сделки, совершение которой может быть сопряжено с нарушением преимущественного права. В соответствии со ст. 53 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма. При этом нотариусу вменяется в обязанность разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона (ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате). Проверяя это, нотариусу среди прочего необходимо будет выяснить и то обстоятельство, не нарушены ли при совершении сделки установленные законом преимущественные права других лиц.

    2. Предотвращению нарушений преимущественного права установление требования о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Действующее в этой сфере законодательство прямо устанавливает, что в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявителю о государственной регистрации должны прилагаться документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продаёт её. Кроме того, заявитель должен представить документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные. В этом случае государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности. В случае, если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истёк (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    Приведённые правила позволяют в полной мере обеспечить соблюдение преимущественного права покупки доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, а значит, предотвратить возможные злоупотребления со стороны продавца и избежать нарушений прав и законных интересов всех сособственников.

    3. Эффективным способом предупреждения  нарушения преимущественного права покупки в сфере корпоративных (акционерных) правоотношений могло бы стать нормативное возложение обязанности по осуществлению контроля за его соблюдением на регистратора (профессионального участника с эмитентом деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг) или самого эмитента, осуществляющего самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг). Дело в том, что верно отмечается в литературе, «отчуждение акций по договору купли-продажи с теоретической точки зрения реализуется посредством совершения трёх сделок. Первая сделка представляет собой соглашение продавца и покупателя о продаже акций… Вторая сделка выражается в передаче акций. Третья – в передаче денег, являющихся покупной ценой. В силу бездокументарного характера акций передача прав на них фиксируется лицом, которое официально совершает записи прав (ч. 2 ст. 149 ГК РФ)». При этом следует признать, что нарушение преимущественного права осуществляется не во время совершения сделки по купле-продаже акций, а в момент внесения в реестр акционеров соответствующих изменений о состоявшемся переходе права собственности на ценные бумаги. «Эти действия являются не чем иным, как вторичной сделкой по исполнению договора купли-продажи акций продавцом. Именно вторичные сделки… приводят к нарушению преимущественного права акционера. Обязательственный договор купли-продажи сам по себе может и не нарушать прав акционера, ибо он может быть впоследствии расторгнут, не исполнен, продавец может уже после заключения этого договора соблюсти процедуру, установленную п. 3 ст. 7 Закона «Об акционерных обществах», этот договор может быть заключён под условием, наступление которого связано с появлением соответствующих обстоятельств, указанных в упомянутой норме закона».

    Учитывая  сказанное, возможные нарушения  преимущественного права покупки в сфере корпоративных отношений можно было бы эффективно предотвратить на этапе совершения регистратором действий по внесению изменений в реестр акционеров. Однако, к сожалению, в нормативно установленном перечне документов, предъявление которых является необходимым для внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на ценные бумаги (п.7.3. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг), отсутствует указание на необходимость представления регистратору документов, подтверждающих соблюдение при совершении сделки с ценными бумагами преимущественных прав акционеров (акционерного общества). На наш взгляд, внесение соответствующих изменений в анализируемое Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг сегодня совершенно необходимо.

    Возложение  на регистратора обязанности по контролю за соблюдением преимущественного права акционеров на покупку акций, эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, позволит поставить и вопрос о предоставлении акционеру, преимущество которого нарушено, такого инструмента защиты, как возмещение убытков за счёт средств регистратора. Ведь доступное сегодня требование о возмещении таких убытков, обращённое к акционеру, нарушившему преимущественное право, не всегда обеспечивается реальной возможностью его реализации (в силу, например, отсутствия у акционера достаточного для этого имущества), а адресованное к эмитенту – попутно и косвенно влечёт нарушение прав других акционеров. Что же касается возмещения убытков регистратором, то отсутствие у последнего необходимых средств, как верно отмечает В.И. Добровольский, может и должно компенсироваться установлением обязательного страхования деятельности регистраторов.

    4. Наконец, важным способом предотвращения  нарушений преимущественного права могло бы стать установление обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять контроль за соблюдением преимущественного права, в частности, преимущественного права покупки доли в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, пая в имуществе производственного кооператива. Реализация такого контроля может эффективно осуществляться в ходе государственной регистрации изменений, вносимых в связи с этим в учредительные документы указанных организаций и включении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    Сегодня Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прямо не устанавливает обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять контроль за соблюдением законности в ходе возникновения обстоятельств, являющихся основанием для внесения тех или иных изменений в единый государственный реестр. Более того, указанный закон предельно чётко и исчёрпывающим образом формулирует основания отказа в государственной регистрации (ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). К ним относятся, непредставление полного пакета необходимых документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган и специальные основания, связанные с тем, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Информация о работе Преимущественное право