Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, реферат
Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Правовое государство………………………………………………………......4
2. Гражданское общество и правовое государство…………………………....11
3. Государство правовое и социальное…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Содержание…………………………………………………………………..…..27
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.
Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.
Кроме того, следует учитывать, что
проведение государством социально
ориентированной политики представляет
собой трудный процесс, своего рода
политическую эквилибристику, обусловленную
необходимостью учитывать противоречивые,
почти исключающие друг друга
факторы. Социальное государство должно
постоянно налаживать труднодостижимый
баланс между свободой рыночной экономики
и необходимостью воздействовать на
распределительные процессы с целью
достижения социальной справедливости,
сглаживания социального
Становление социального государства
- это процесс не только экономический
и политический, но и процесс нравственный,
требующий «человеческого»
Признаки социального
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками[16] являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
3. Мощный экономический
4. Социально ориентированная
5. Правовое развитие государства,
6. Существование гражданского
7. Ярко выраженная социальная
направленность политики
8. Наличие у государства таких
целей, как установление
а) достойных условий
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального
законодательства (законодательства
о социальной защите населения,
10. Закрепление формулы «
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального
государства налагает отпечаток
его общее социальное назначение,
то есть традиционные функции как
бы преломляются через призму целей
и задач социального
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:
- поддержка социально
- охрана труда и здоровья людей;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание социального
- поощрение благотворительной
деятельности (в частности, путем
предоставления налоговых
- финансирование и поддержка
фундаментальных научных
- борьба с безработицей, обеспечение
трудовой занятости населения,
выплата пособий по
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- участие в реализации
забота о сохранении мира в обществе.
Заключение
XXI век ставит новые задачи
в информационном пространстве
человечества, учитывая трансграничные
возможности информационных
Иное положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.
И такой признак правового
Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.
На предыдущем этапе отечественная теория государства и права, описывая переплетения интересов, оперировала понятием «равнодействующей», которая якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.
На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.
Таким образом, правовое государство
может существовать только в паре,
в связке с гражданским обществом,
обеспечивая его
Правовое государство и
Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).
Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства.
Идеал правового и социального
государства получает закрепление
и в целом, и в конкретных сферах
жизнедеятельности общества. Государство
правовое и социальное - последнее
достижение научной юридической
мысли конца XX века, величественная
программа социально-
Именно человек в концепции
государства правового и
Список литературы
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2005. – 400 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2003. – 357 с.
Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 2006. – 245 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 2000. – 300 с.
Деев Н.Н. Государство и право. - М., 2007. – 367 с.
Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 2005. – 300 с.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2003. - 254 с.
Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2007. – 450 с.
Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 2005. - 350 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2009. - 266 с.
Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 2006. - 400 с.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 2008. - 350 с.