Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира. Я постаралась заострить внимание на самых, пожалуй, интересных и дискуссионных составляющих современного конституционно-правового регулирования самого важного из всех прав человека.
Содержание:
Введение…………………………………………………………….….3
1: Право на жизнь……………………………………………….……..4
2: Смертная казнь………………………………………………….…..7
2.1:История смертной казни в России……………………………..7
2.2:Типология смертной казни………………………………….….9
2.2.1: Устаревшие виды смертной казни…………………..….9
2.2.2: Экзотические виды смертной казни………………….…10
2.2.3: Современные способы смертной казни…………….….12
2.3 Применение смертной казни в современных государствах…..13
3: Общественное мнение……………………………………………...16
3.1: Доводы «за»………………………………………………….…16
3.2: Доводы «против»……………………………………………….17
4: Смертная казнь в России…………………………………………....21
4.1: Смертная казнь в современной России…………………...……21
4.2: Перспективы смертной казни в современной России……..…23
4.3: «Суд приговорил: не убивать»…………………………………25
Заключение…………………………………………………………..…29
Список литературы…………………………………………………….31
- В
мире смертная казнь как
Интересны составы преступлений, которые в качестве наказания предусматривают смертную казнь. Если назначение смертной казни за умышленное убийство, терроризм, шпионаж и т.п. понятно, то в ряде стран казнят также за следующие преступления:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Судан)
- подделка официальных документов (Ирак)
- проституция (Иран)
- недостойная жизнь на земле (Иран)
- несогласие с богом (Иран)
- употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в период поста рамазан (Иран)
- неоднократное
употребление алкогольных
- гомосексуализм (Иран, Мавритания)
- печатание
и показ порнографических
- сутенерство,
содержание публичных домов (
- хищение
государственного имущества (
- поджог (Марокко, Западная Сахара)
- изготовление фальшивых денег (Албания)
- торговля на черном рынке (Мозамбик)
- загрязнение
воздуха или воды при
- осквернение
имени пророка Мухаммеда (
- колдовство,
приведшее к смертельному
- изготовление,
распространение, продажа,
Глава 3
Общественное мнение.
3.1 За смертную казнь.
Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад. Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону. Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча.8 Существуют люди, которых невозможно исправить, при этом применение к ним смертной казни есть вынужденная мера. Еще один аргумент в том, что на содержание преступника требуются немалые средства бюджета, что негативно влияет на общественное мнение. Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни:
- соответствие наказания преступлению, принцип талиона;
- наказание
как искупление вины, преступник
должен страдать, чтобы искупить
свой грех;
- наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;
- наказание как защита интересов общества.9
Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:
- смертная
казнь служит более
- она
экономичнее тюремного
- она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника;
- смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;
- она
более надежна, чем
3.2.
ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.
Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные аргументы. Например, статья в бельгийском журнале: "Общество ответственно за своих членов, которые совершили преступление, и не имеет права выносить смертный приговор, так как в преступлении виновен не только убийца".10 В какой-то степени да, общество виновно - падение нравов, общая социальная обстановка, но почему тогда общество не освобождает преступников от какой бы то ни было ответственности - дескать во всем общество виновато. Почему в одной и той же социальной среде, у одних и тех же родителей вырастают совершенно разные дети? Я не согласна с теорией врожденной преступности. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, и этот выбор свободен. Общество лишь предоставляет разные условия жизни - нормальные и преступные, и эти условия, круг общения и цели в жизни каждый выбирает сам. Может быть правильна точка зрения А.В. Клигмана: "Отказ от смертной казни - та цена, которую общество должно заплатить за свою вину, в том, что его член преступил суровый запрет".11 Отрицает смертную казнь также школа социальной защиты, опираясь на то, что большую часть казненных составляют бедные, негры и другие социально-незащищенные группы населения, а также на то, что классическая школа уголовного права, с такими ее целями наказания, как искупление, устрашение и возмездие, не должна применятся в современном уголовном праве. Меж тем классическая школа уголовного права используется во многих странах, в том числе Германии и Франции, где смертная казнь отменена, то есть одно другому не мешает. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:
- смертная
казнь есть отрицание принципа
наказания, основное
- осуждение
к смертной казни и исполнение
приговоров оказывает
- присяжные
нередко не признают
- приведение
смертного приговора в
- ожидание
исполнения приговора - это психологическая
пытка, а совершение казни
Глава 4
Смертная казнь в России
4.1 Смертная казнь в современной России
Смертная казнь в Российской Федерации, согласно Конституции, установлена Уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Последний раз была применена в 1996 году. Смертная казнь назначается мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. Уголовный кодекс содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни:
19
ноября 2009 года Конституционный
суд России принял решение,
согласно которому никакие
16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Данным Указом предписывалось подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции «о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. Данный Протокол был подписан распоряжением Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп, но в данный момент не ратифицирован и юридической силы не имеет согласно законодательству РФ. В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола №6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст.2 Протокола №6). Изначально, в данном указе предполагалось объявить мораторий на исполнение смертных приговоров, однако включения в него соответствующего пункта не последовало. Тем не менее, с августа 1996 года, приговоры к смертной казни в исполнение не приводились, поскольку в соответствии с законом, смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения президентом ходатайства о помиловании, а Президент РФ Б. Н. Ельцин попросту перестал рассматривать такие ходатайства. Таким образом, де-факто до февраля 1999 года, в России действовал мораторий на смертную казнь при отсутствии такого моратория де-юре. На данный момент последние смертные приговоры были осуществлены в августе 1996 года, когда Президент РФ Борис Ельцин перед наложением неофициального моратория отклонил 60 ходатайств о помиловании. 2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П[9], в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имеет временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок её исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола N 6 либо его отклонении органами законодательной власти не рассматривается уже более 10 лет. В настоящий момент суды присяжных не созданы лишь в Чеченской республике. Они начинают работу 1 января 2010 года.
4.2 Перспективы смертной казни в современной России
Относительно
вопроса дальнейшего применения
либо замены смертной казни пожизненным
заключением среди российских законодателей
и сотрудников системы
В
данное время суды применяют в
качестве альтернативы смертной казни
пожизненное лишение свободы
или лишение свободы на срок 25
лет, основанием чему являются Указ Президента
РФ N 724 и Постановление