Понятие, виды, признаки политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:35, доклад

Описание работы

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Работа содержит 1 файл

политический.docx

— 23.17 Кб (Скачать)

 Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным  антидемократизмом, расизмом и  шовинизмом. Фашизм основывался  на необходимости сильной, беспощадной  власти, которая держится на всеобщем  господстве авторитарной партии, на культе вождя.

 Авторитарный  режим. Авторитарный режим можно  рассматривать как своего рода  компромисс между тоталитарным  и демократическим политическими  режимами. Он (авторитарный режим), с  одной стороны, мягче, либеральнее,  чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

 Авторитарный  режим - государственно-политическое  устройство общества, в котором  политическая власть осуществляется  конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном  участии народа. Главную черту  данного режима составляет авторитаризм  как метод властвования и управления, как разновидность общественных  отношений (например, Испания периода  правления Франко, Чили во времена  власти Пиночета).

 Основные характеристики  авторитарного политического режима:

 в центре и  на местах происходит концентрация  власти в руках одного или  нескольких тесно взаимосвязанных  органов при одновременном отчуждении  народа от реальных рычагов  государственной власти;

 игнорируется  принцип разделения властей на  законодательную, исполнительную  и судебную (зачастую президент,  исполнительно-распорядительные органы  подчиняют себе все остальные  органы, наделяются законодательными  и судебными полномочиями);

 роль представительных  органов власти ограничена, хотя  они и могут существовать;

 суд выступает,  по сути, вспомогательным органом,  вместе с которым могут использоваться  и внесудебные органы;

 сужена или  сведена на нет сфера действия  принципов выборности государственных  органов и должностных лиц,  подотчетности и подконтрольности  их населению;

 в качестве  методов государственного управления  доминируют командные, административные, в то же время отсутствует  террор;

 сохраняется ограниченная  цензура, "полугласность";

 существует частичный  плюрализм;

 права и свободы  человека и гражданина главным  образом провозглашаются, но реально  не обеспечиваются во всей  своей полноте;

 силовые структуры  обществу практически неподконтрольны  и используются подчас и в  сугубо политических целях и  т.п.

 Авторитарный  режим неоднороден по своему  характеру. В литературе выделяют  деспотический, тиранический, военный  и иные разновидности авторитарного  режима.

 Деспотический  режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная  на самоуправстве.

 Тиранический  режим основан на единоличном  правлении, узурпации власти тираном  и жестоких методах ее осуществления.  Однако в отличие от деспотии  власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем,  часто смещением законной власти  с помощью государственного переворота.

 Военный режим  основан на власти военной  элиты, устанавливается, как правило,  в результате военного переворота  против правления гражданских  лиц. Военные режимы осуществляют  власть либо коллегиально (как  хунта), либо во главе государства  находится один из высших военных  чинов. Армия превращается в  господствующую социально-политическую  силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.  В условиях военного режима  создается разветвленный военно-политический  аппарат, который включает помимо  армии и полиции большое количество  других органов, в том числе  и неконституционного характера,  для политического контроля за  населением, общественными объединениями,  для идеологической обработки  граждан, борьбы с антиправительственными  движениями и т.п. Отменяются  конституция и другие законодательные  акты, которые заменяются актами  военных властей.

 Авторитарные  режимы отличаются от тоталитарных  по следующим параметрам: 1) если  при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм  предполагает наличие сфер социальной  жизни, недоступных государственному  контролю; 2) если при тоталитаризме  осуществляется систематический  террор по отношению к противникам,  то в авторитарном обществе  проводится тактика "выборочного"  террора, направленного на предотвращение  возникновения оппозиции.

Исходя из названных  признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная  политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим  режимом, хотя и характеризующимся  определенными внешними, формальными  атрибутами демократии.

 Конечно, было  бы неправильно отрицать и  некоторые достижения проводимых  реформ, прежде всего связанные  с рядом таких демократических  завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы  и региональных законодательных  органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных  политических прав для граждан,  утверждение идей парламентаризма  и политического плюрализма, наличие  многопартийности, политической оппозиции,  специфического разделения властей,  института импичмента и т.п.

 Однако необходимо  помнить о том, что все названные  демократические институты и  нормы имеют во многом формальный  характер и сам факт их существования  еще не свидетельствует о настоящей  демократии. Важно, чтобы они работали  на общество, на интересы большинства  граждан, а не служили ширмой  демократии, ее красивой упаковкой.  С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но  это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы  Президента РФ 1996 г. - также весьма  показательная политическая акция,  когда были выборы, но выбора  не было.

Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей  и т.п.

 Весьма специфична  многопартийность. Многие партии  и движения находятся в большей  мере в виртуальном, а не  реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское  достоинство" и т.п.). Подчас  общественное объединение представляет  лишь самих лидеров да небольшую  группу лиц.

 В сегодняшней  России есть парламент - Федеральное  Собрание. Вместе с тем полномочия  его палат (Государственной Думы  РФ и Совета Федерации) весьма  ограничены и не позволяют  полноценно влиять на политическую  ситуацию. В частности, у нынешнего  парламента по Конституции контрольные  функции явно занижены.

 Точно так же  можно квалифицировать и ситуацию  по поводу установленного в  Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически  невозможно - слишком много на  его пути законодательных и  бюрократических препятствий.

 Что касается  гласности, то апогеем ее были  конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас  же средства массовой информации  оказались под контролем олигархов,  иными словами - "денежных мешков".

Литература

 Арон Р. Демократия  и тоталитаризм. М., 1993.

 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.

 Вебер М. Избранное.  Образ общества. М., 1994.

 Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994. Гл. 3.

 Малько А.В.  Политическая и правовая жизнь  России: актуальные проблемы. М., 2000. Гл. 5.

 Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. N 4.

 Общая теория  государства и права. Академический  курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н.  Марченко. М., 1998. Гл. 4, 7.

 Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 1999.

 Рожкова Л.П.  Принципы и методы типологии  государства и права. Саратов, 1984.

 Современный буржуазный  федерализм. М., 1978.

 Сорокин П.А.  Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 3, 5.

 Тойнби А.Д.  Постижение истории. М., 1991.

 Чиркин В.Е.  Государствоведение. М., 1999. Гл. 6.

 Чиркин В.Е.  Современное федеративное государство.  М., 1997.

 Шпенглер О.  Закат Европы. М., 1993.

 Федерация в  зарубежных странах. М., 1993.

Информация о работе Понятие, виды, признаки политических режимов