Понятие, виды, признаки политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:35, доклад

Описание работы

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Работа содержит 1 файл

политический.docx

— 23.17 Кб (Скачать)

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного  типа, прежде всего отражаются на его  режиме, а он влияет на форму правления  и форму государственного устройства.

 Согласно одной  точке зрения, понятия "политический  режим" и "государственный  режим" можно расценивать как  тождественные.

 По мнению других  авторов, понятие "политический  режим" более широкое, чем  понятие "государственный режим", поскольку включает в себя  методы и приемы осуществления  политической власти не только  со стороны государства, но  и со стороны политических  партий и движений, общественных  объединений, организаций и т.п.

 Политический  режим - это динамическая, функциональная  характеристика политической системы.  Категории "политический режим"  и "политическая система"  тесно связаны между собой.  Если первая показывает весь  комплекс институтов, участвующих  в политической жизни общества  и в осуществлении политической  власти, то вторая - как эта власть  реализуется, как действуют данные  институты: демократично либо  недемократично.

Понятие политического  режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима судят о подлинной картине  принципов организации политического  устройства общества. Политический режим  создает определенный политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 Политический  режим представляет собой совокупность  способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами,  главным образом высшими должностными  лицами, государственной властной  воли. В известном смысле политический  режим близок к понятию "стиль  государственного управления", но  если последний раскрывает технологию  управления с точки зрения  ее рациональности и эффективности,  то политический режим фиксирует  политическую сторону государственного  управления - реальную принадлежность  власти определенным субъектам  политических действий, способы  владения и удержания ее и,  соответственно, механизмы воздействия  на людей. В политическом режиме  скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).

 Политический  режим обеспечивает стабильность  и определенную упорядоченность  политической власти; управляемость  субъектов политики, приемлемую  для власти динамику и направленность  политических отношений; достижение  целей государственной власти, реализацию  интересов властвующей элиты.

 Политический  режим определяется уровнем развития  и интенсивностью социально-политических  процессов; структурированностью  правящей элиты; состоянием отношений  с бюрократией; развитостью социально-политических  традиций, господствующими в обществе  политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

 Понятие "политический  режим" включает в себя следующие  параметры (признаки):

 степень участия  народа в механизмах формирования  политической власти, а также  сами способы такого формирования;

 соотношение прав  и свобод человека и гражданина  с правами государства; гарантированность  прав и свобод личности;

 характеристику  реальных механизмов осуществления  власти в обществе; степень реализации  политической власти непосредственно  народом;

 положение средств  массовой информации, степень гласности  в обществе и прозрачности  государственного аппарата;

 место и роль  негосударственных структур в  политической системе общества; соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

 тип политического  поведения; характер политического  лидерства;

 доминирование  определенных методов (убеждения,  принуждения и т.п.) при осуществлении  политической власти;

политическое и  юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной  безопасности и т.д.);

 меру политического  плюрализма, в том числе многопартийности.

 В зависимости  от особенностей набора методов  и средств государственного властвования  различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

 Демократический  режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие,  власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял  бы политическое властвование, пока  нигде не реализована. Это,  скорее, идеал, то, к чему нужно  всем стремиться. Между тем есть  ряд государств, которые продвинулись  в этом направлении дальше  других (Германия, Франция, Швеция, США,  Швейцария, Великобритания) и на  которые зачастую ориентируются  иные государства.

 Основными характеристиками  демократического режима являются  следующие:

 провозглашаются  и реально обеспечиваются права  и свободы человека и гражданина;

 решения принимаются  большинством с учетом интересов  меньшинства;

 предполагается  существование правового государства  и гражданского общества;

 выборность и  сменяемость центральных и местных  органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

 силовые структуры  (вооруженные силы, полиция, органы  безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества;

 доминируют методы  убеждения, компромисса;

политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование  на законных основаниях политической оппозиции;

 гласность; средства  массовой информации свободны  от цензуры;

 реальное осуществление  принципа разделения властей  на законодательную (призванную  принимать законы, формировать стратегию  развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые  законы, претворять их в жизнь,  проводить повседневную политику  государства) и судебную (призванную  выступать арбитром в случаях  конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и  представительной.

 Прямая демократия  позволяет осуществлять власть  самим народом без политических  посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая  проводится в жизнь через следующие  институты прямого народовластия:  выборы на основе всеобщего  избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

 Одни из них  - выборы, референдумы - четко регламентированы  соответствующими нормативными  актами (Конституцией, специальными  законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в  санкции государственных структур, другие имеют консультативный  характер. Однако независимо от  юридической природы различных  институтов прямой формы демократии  их влияние на механизм принятия  политических решений трудно  переоценить, так как в них  находит выражение воля народа.

 К положительным  моментам прямой демократии можно  отнести то, что она: дает больше  возможностей (по сравнению с  представительными институтами)  для выражения интересов граждан  и их участия в политическом  процессе; в большей мере обеспечивает  полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

 Недостатки прямой  демократии - это отсутствие стойкого  желания у большинства населения  заниматься данной управленческой  деятельностью, сложность и дороговизна  проводимых демократических мероприятий,  низкая эффективность принимаемых  решений вследствие непрофессионализма  большинства "правителей" и  т.д.

 Представительная  демократия позволяет осуществлять  власть представителям народа - депутатам,  другим выборным органам исполнительной  и судебной власти, которые призваны  выражать интересы различных  классов, социальных групп, слоев,  политических партий и общественных  организаций.

 Сильная сторона  представительной демократии заключается  в том, что она дает больше  возможностей (по сравнению с  институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений,  поскольку в этом процессе  участвуют, как правило, профессионалы,  компетентные лица, специально занимающиеся  данной деятельностью; более рационально  организует политическую систему  и т.п.

 К недостаткам  представительной демократии часто  относят следующие черты: возможно  неограниченное развитие бюрократии  и коррупции; отрыв представителей  власти от своих избирателей;  принятие решений в интересах  не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода  лоббистов и т.д.

 Таковы существенные  черты демократического политического  режима, отличающие его от авторитарного  и тоталитарного режимов. Знание  вышеперечисленных признаков имеет  важное значение, помогает четче  ориентироваться в квалификации  системы методов, приемов и  средств осуществления политической  власти.

 Однако сами  демократические режимы тоже  могут быть неоднородными. В  частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Если либерально-демократические  режимы характеризуются тем, что  приоритет отдается личности, ее  правам и свободам, а роль государства  сводится к защите этих прав  и свобод, собственности граждан,  то консервативно-демократические  режимы опираются не столько  на Конституцию, сколько на  политические традиции, которые  являются основой данных режимов.

 К антидемократическим  режимам относят тоталитарные  и авторитарные режимы.

 Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от  латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Его использовал  лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление  тоталитарного строя в Италии.

 В каждой из  стран, в которых возникал и  развивался политический тоталитарный  режим, он имел свою специфику.  Вместе с тем есть общие  черты, которые присущи всем  формам тоталитаризма и отражают  его суть. Тоталитарный режим  характеризуется абсолютным контролем  государства над всеми областями  общественной жизни, полным подчинением  человека политической власти  и господствующей идеологии.

 Основными характеристиками  тоталитарного политического режима  являются следующие:

 государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни,  к всеохватывающей власти;

 общество практически  полностью отчуждено от политической  власти, но оно не осознает  этого, ибо в политическом сознании  формируется представление о  "единстве", "слиянии" власти  и народа;

 монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой,  религией и т.д., вплоть до личной  жизни, до мотивов поступков  людей;

 государственная  власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества  каналам, окружена "ореолом тайны"  и недоступна для контроля  со стороны народа;

 доминирующим  методом управления становится  насилие, принуждение, террор;

 господство одной  партии, фактическое сращивание  ее профессионального аппарата  с государством, запрет оппозиционно  настроенных сил; права и свободы  человека и гражданина носят  декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии  их реализации;

 фактически устраняется  плюрализм; централизация государственной  власти во главе с диктатором  и его окружением; бесконтрольность  репрессивных государственных органов  со стороны общества и т.д.

 Особой разновидностью  тоталитарного режима выступает  фашистский режим, который можно  рассматривать как своего рода  радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские  организации, были Италия и  Германия. Фашизм в Италии был  установлен в 1922 г. Для итальянского  фашизма характерным было стремление  к возрождению великой Римской  империи. Фашизм в Германии  утвердился в 1933 г., целью которого  было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась  германская.

Информация о работе Понятие, виды, признаки политических режимов