Политический (государственный)
режим - это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. Всякие изменения, происходящие
в сущности государства данного
типа, прежде всего отражаются на его
режиме, а он влияет на форму правления
и форму государственного устройства.
Согласно одной
точке зрения, понятия "политический
режим" и "государственный
режим" можно расценивать как
тождественные.
По мнению других
авторов, понятие "политический
режим" более широкое, чем
понятие "государственный режим",
поскольку включает в себя
методы и приемы осуществления
политической власти не только
со стороны государства, но
и со стороны политических
партий и движений, общественных
объединений, организаций и т.п.
Политический
режим - это динамическая, функциональная
характеристика политической системы.
Категории "политический режим"
и "политическая система"
тесно связаны между собой.
Если первая показывает весь
комплекс институтов, участвующих
в политической жизни общества
и в осуществлении политической
власти, то вторая - как эта власть
реализуется, как действуют данные
институты: демократично либо
недемократично.
Понятие политического
режима является ключевым для формирования
представлений об основных системах
власти. Именно исходя из политического
режима судят о подлинной картине
принципов организации политического
устройства общества. Политический режим
создает определенный политический
климат, существующий в той или
иной стране в конкретный период ее
исторического развития.
Политический
режим представляет собой совокупность
способов, средств и методов практического
осуществления правящими кругами,
главным образом высшими должностными
лицами, государственной властной
воли. В известном смысле политический
режим близок к понятию "стиль
государственного управления", но
если последний раскрывает технологию
управления с точки зрения
ее рациональности и эффективности,
то политический режим фиксирует
политическую сторону государственного
управления - реальную принадлежность
власти определенным субъектам
политических действий, способы
владения и удержания ее и,
соответственно, механизмы воздействия
на людей. В политическом режиме
скрыты многие секреты властеотношений,
которые к тому же специально камуфлируются,
маскируются, прикрываются благообразным
антуражем (Г.В. Атаманчук).
Политический
режим обеспечивает стабильность
и определенную упорядоченность
политической власти; управляемость
субъектов политики, приемлемую
для власти динамику и направленность
политических отношений; достижение
целей государственной власти, реализацию
интересов властвующей элиты.
Политический
режим определяется уровнем развития
и интенсивностью социально-политических
процессов; структурированностью
правящей элиты; состоянием отношений
с бюрократией; развитостью социально-политических
традиций, господствующими в обществе
политическим сознанием, поведением,
типом легитимности.
Понятие "политический
режим" включает в себя следующие
параметры (признаки):
степень участия
народа в механизмах формирования
политической власти, а также
сами способы такого формирования;
соотношение прав
и свобод человека и гражданина
с правами государства; гарантированность
прав и свобод личности;
характеристику
реальных механизмов осуществления
власти в обществе; степень реализации
политической власти непосредственно
народом;
положение средств
массовой информации, степень гласности
в обществе и прозрачности
государственного аппарата;
место и роль
негосударственных структур в
политической системе общества;
соотношение между законодательной
и исполнительной ветвями власти;
тип политического
поведения; характер политического
лидерства;
доминирование
определенных методов (убеждения,
принуждения и т.п.) при осуществлении
политической власти;
политическое и
юридическое положение и роль
в обществе "силовых" структур
государства (армия, полиция, органы государственной
безопасности и т.д.);
меру политического
плюрализма, в том числе многопартийности.
В зависимости
от особенностей набора методов
и средств государственного властвования
различают два полярных режима
- демократический и антидемократический.
Демократический
режим. Понятие "демократия"
означает, как известно, народовластие,
власть народа. Однако ситуация,
при которой весь народ осуществлял
бы политическое властвование, пока
нигде не реализована. Это,
скорее, идеал, то, к чему нужно
всем стремиться. Между тем есть
ряд государств, которые продвинулись
в этом направлении дальше
других (Германия, Франция, Швеция, США,
Швейцария, Великобритания) и на
которые зачастую ориентируются
иные государства.
Основными характеристиками
демократического режима являются
следующие:
провозглашаются
и реально обеспечиваются права
и свободы человека и гражданина;
решения принимаются
большинством с учетом интересов
меньшинства;
предполагается
существование правового государства
и гражданского общества;
выборность и
сменяемость центральных и местных
органов государственной власти,
их подотчетность избирателям;
силовые структуры
(вооруженные силы, полиция, органы
безопасности и т. п.) находятся под
демократическим контролем общества;
доминируют методы
убеждения, компромисса;
политический плюрализм,
в том числе многопартийность,
соревнование политических партий, существование
на законных основаниях политической
оппозиции;
гласность; средства
массовой информации свободны
от цензуры;
реальное осуществление
принципа разделения властей
на законодательную (призванную
принимать законы, формировать стратегию
развития общества), исполнительную
(призванную осуществлять принятые
законы, претворять их в жизнь,
проводить повседневную политику
государства) и судебную (призванную
выступать арбитром в случаях
конфликтов, различного рода правонарушений).
Демократия (народовластие)
может осуществляться посредством
двух форм: прямой (непосредственной) и
представительной.
Прямая демократия
позволяет осуществлять власть
самим народом без политических
посредников. Отсюда и ее название
- непосредственная, т.е. та, которая
проводится в жизнь через следующие
институты прямого народовластия:
выборы на основе всеобщего
избирательного права, референдумы,
сходы и собрания граждан, петиции граждан,
митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них
- выборы, референдумы - четко регламентированы
соответствующими нормативными
актами (Конституцией, специальными
законами), носят императивный (обязательный)
характер и не нуждаются в
санкции государственных структур,
другие имеют консультативный
характер. Однако независимо от
юридической природы различных
институтов прямой формы демократии
их влияние на механизм принятия
политических решений трудно
переоценить, так как в них
находит выражение воля народа.
К положительным
моментам прямой демократии можно
отнести то, что она: дает больше
возможностей (по сравнению с
представительными институтами)
для выражения интересов граждан
и их участия в политическом
процессе; в большей мере обеспечивает
полную легитимизацию власти; обеспечивает
контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой
демократии - это отсутствие стойкого
желания у большинства населения
заниматься данной управленческой
деятельностью, сложность и дороговизна
проводимых демократических мероприятий,
низкая эффективность принимаемых
решений вследствие непрофессионализма
большинства "правителей" и
т.д.
Представительная
демократия позволяет осуществлять
власть представителям народа - депутатам,
другим выборным органам исполнительной
и судебной власти, которые призваны
выражать интересы различных
классов, социальных групп, слоев,
политических партий и общественных
организаций.
Сильная сторона
представительной демократии заключается
в том, что она дает больше
возможностей (по сравнению с
институтами прямой демократии)
для принятия эффективных решений,
поскольку в этом процессе
участвуют, как правило, профессионалы,
компетентные лица, специально занимающиеся
данной деятельностью; более рационально
организует политическую систему
и т.п.
К недостаткам
представительной демократии часто
относят следующие черты: возможно
неограниченное развитие бюрократии
и коррупции; отрыв представителей
власти от своих избирателей;
принятие решений в интересах
не большинства граждан, а номенклатуры,
крупного капитала, различного рода
лоббистов и т.д.
Таковы существенные
черты демократического политического
режима, отличающие его от авторитарного
и тоталитарного режимов. Знание
вышеперечисленных признаков имеет
важное значение, помогает четче
ориентироваться в квалификации
системы методов, приемов и
средств осуществления политической
власти.
Однако сами
демократические режимы тоже
могут быть неоднородными. В
частности, особыми их разновидностями
выступают либерально-демократические
и консервативно-демократические
режимы. Если либерально-демократические
режимы характеризуются тем, что
приоритет отдается личности, ее
правам и свободам, а роль государства
сводится к защите этих прав
и свобод, собственности граждан,
то консервативно-демократические
режимы опираются не столько
на Конституцию, сколько на
политические традиции, которые
являются основой данных режимов.
К антидемократическим
режимам относят тоталитарные
и авторитарные режимы.
Тоталитарный
режим. Термин "тоталитаризм" (от
латинского totus - весь, целый, полный)
был введен в политический оборот идеологом
итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале
XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало
в итальянском парламенте.
Его использовал
лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.
С этого времени начинается становление
тоталитарного строя в Италии.
В каждой из
стран, в которых возникал и
развивался политический тоталитарный
режим, он имел свою специфику.
Вместе с тем есть общие
черты, которые присущи всем
формам тоталитаризма и отражают
его суть. Тоталитарный режим
характеризуется абсолютным контролем
государства над всеми областями
общественной жизни, полным подчинением
человека политической власти
и господствующей идеологии.
Основными характеристиками
тоталитарного политического режима
являются следующие:
государство стремится
к глобальному господству над
всеми сферами общественной жизни,
к всеохватывающей власти;
общество практически
полностью отчуждено от политической
власти, но оно не осознает
этого, ибо в политическом сознании
формируется представление о
"единстве", "слиянии" власти
и народа;
монопольный государственный
контроль над экономикой, средствами
массовой информации, культурой,
религией и т.д., вплоть до личной
жизни, до мотивов поступков
людей;
государственная
власть формируется бюрократическим
способом, по закрытым от общества
каналам, окружена "ореолом тайны"
и недоступна для контроля
со стороны народа;
доминирующим
методом управления становится
насилие, принуждение, террор;
господство одной
партии, фактическое сращивание
ее профессионального аппарата
с государством, запрет оппозиционно
настроенных сил; права и свободы
человека и гражданина носят
декларативный, формальный характер,
отсутствуют четкие гарантии
их реализации;
фактически устраняется
плюрализм; централизация государственной
власти во главе с диктатором
и его окружением; бесконтрольность
репрессивных государственных органов
со стороны общества и т.д.
Особой разновидностью
тоталитарного режима выступает
фашистский режим, который можно
рассматривать как своего рода
радикальный тоталитаризм. Странами,
где впервые возникли фашистские
организации, были Италия и
Германия. Фашизм в Италии был
установлен в 1922 г. Для итальянского
фашизма характерным было стремление
к возрождению великой Римской
империи. Фашизм в Германии
утвердился в 1933 г., целью которого
было господство арийской расы,
высшей нацией провозглашалась
германская.