Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 04:04, реферат
Описание работы
Как часть политической науки политология международных отношений имеют свою специфику. В качестве субъектов в сфере международных отношений выступают государства, взаимоотношения между которыми строятся на основе либо суверенитета, либо зависимости, подчинения и т.д. Важным составляющим предмета политологии международных отношений выступает международная политика, ее социальная природа, закономерности функционирования и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу - обеспечение и упрочение существующей в данной стране системы общественных отношений, но в ее решении каждое из направлений политики получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Содержание
· · Введение · 1. Мировой политический процесс. · 2. Геополитика. Геополитический статус России и модели мирового порядка. · 3. Внешняя политика, её функции, цели, средства реализации. · Заключение · Задания
ООН - универсальная международная
организация, созданная в целях поддержания
мира и международной безопасности и развития
сотрудничества между государствами.
Устав ООН обязателен для всех государств
и его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных
наций, преисполненные решимости избавить
грядущие поколения от бедствий войны,
вновь утвердить веру в основные права
человека, в достоинство и ценность человеческой
личности, в равноправие мужчин и женщин
и в равенство прав больших и малых наций
и создать условия, при которых могут соблюдаться
справедливость и уважение к обязательствам
и в этих целях проявлять терпимость и
жить вместе, в мире друг с другом, как
добрые соседи, объединить наши силы для
поддержания международного мира и безопасности,
обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись
не иначе, как в общих интересах, решили
объединить наши усилия для достижения
этих целей.
Ее
главными органами являются Генеральная
Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический
и Социальный Совет - Экосос, Совет по
опеке, Международный суд и Секретариат.
Кроме того имеется ряд специализированных
учреждений ООН, которые в соответствии
со сферой деятельности подразделяются
на три основные группы. В первую группу
входят учреждения экономического характера.
Это - Международный валютный фонд - МВФ,
Международный банк реконструкции и развития
- МБРР, Международная финансовая корпорация
- МФК, Международная ассоциация развития
- МАР, Продовольственная и сельскохозяйственная
организация объединенных наций - ФАО,
Всемирный почтовый союз - ВПС, Организация
объединенных наций по промышленному
развитию - ЮНИДО, Межправительственная
морская организация - ИМО, Международный
союз электросвязи - МСЭ, Всемирная метеорологическая
организация - ВМО. Вторую группу составляют
специализированные учреждения социального
характера. Это - Международная организация
труда - МОТ и Всемирная организация здравоохранения
- ВОЗ. Третью группу образуют специализированные
учреждения культурно-гуманитарного характера.
Это - Организация Объединенных Наций
по вопросам образования, науки и культуры
- ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной
собственности - ВОИС, Детский фонд ООН
- ЮНИСЕФ. В развитии международного сотрудничества
в области мирного использования атомной
энергии важную роль играет Международное
агентство по атомной энергии - МАГАТЭ.
Помимо
названных специализированных учреждений
ООН существуют различные международные
межправительственные организации, которые
занимаются узкими конкретными вопросами:
Международный институт холода, Международный
союз публикации таможенных тарифов, Дунайская
комиссия и др.
Поскольку
международные межправительственные
организации занимают значительное
место в современных международных
отношениях, то в их работе активно
участвуют представители России как
суверенного государства. Это позволяет
ей сохранять и укреплять позиции ведущей
державы мира, оказывая широкое воздействие
на рост и интенсификацию международных
связей по всем направлениям.
От
международных межправительственных
организаций следует отличать международные
неправительственные организации. Их
членами могут быть как национальные общественные
организации, так и отдельные лица, а также
города и научные учреждения. В то же время
всякого рода тайные общества и закрытые
клубы не считаются международными неправительственными
организациями.
В настоящее
время в мире насчитывается свыше
трех тысяч международных неправительственных
организаций. Наиболее известные из
них - это Всемирная федерация
профсоюзов - ВФП, Всемирная федерация
породненных городов - ВФПГ, Международный
совет научных союзов - МСНС, Международная
организация журналистов - МОЖ, Международная
ассоциация юристов-демократов - МАЮД
и др. В работе многих из них участвуют
организации и граждане России. И хотя
статус у международных неправительственных
организаций в основном консультативный,
они играют существенную роль в развитии
плодотворного сотрудничества народов,
в мобилизации мирового общественного
мнения против политики агрессии, расового
и национального угнетения, за мир и безопасность,
за всеобщее разоружение и дальнейший
социальный прогресс.
Заключение
Глобализация
человеческих проблем закономерно
предполагает гуманизацию международных
и межгосударственных отношений. Это
означает, что политика ведется ради
людей, что интересы человека, его права
выше прерогатив государства: не люди
живут ради государства, а государство
функционирует ради людей, призвано быть
их оружием, средством, а не самоценностью.
Главный критерий любых государственных
и общественных институтов - служение
людям. Однако идея верховенства человека
не должна превращаться в абсолют, отрываться
от реальностей бытия. Он должен рассматриваться
в неразрывной связи с другими людьми,
производством, обществом, природой, осознавать,
что смысл жизни - не в потреблении, а в
созидании, в служении другим людям.
Таким
образом, глобальные проблемы современности
являются комплексными и всеобъемлющими.
Они тесно переплетены между
собой, с региональными и национально-государственными
проблемами. В их основе - противоречия
глобального масштаба, затрагивающие
основы существования современной цивилизации.
Обострение
этих противоречий в одном звене
ведет к деструктивным процессам
в целом, порождает новые проблемы.
Разрешение глобальных проблем осложняется
также и тем, что пока еще низок
уровень управления глобальными процессами
со стороны международных организаций,
их осознания и финансирования со стороны
суверенных государств. Стратегия выживания
человека на основе решения глобальных
проблем современности должна вывести
народы на новые рубежи цивилизованного
развития.
При разработке
внешнеполитической стратегии нашей
страны важно сохранить органическое
единство принципов формирования внешней
и внутренней политики государства.
То есть, государство должно предусматривать
наличие единых стандартов, регулирующих
отношения со всеми этими группами стран.
Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями
Запада, Россия не должна сама допускать
такого рода действия по отношению к соседним
странам, осуждая проявления национализма
и фашизма в сфере международных отношений,
столь же решительно бороться с ними внутри
страны, требуя открытости от своих конкурентов,
должна столь же гласно освещать свои
действия в стране и на международной
арене.