Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 04:04, реферат
Описание работы
Как часть политической науки политология международных отношений имеют свою специфику. В качестве субъектов в сфере международных отношений выступают государства, взаимоотношения между которыми строятся на основе либо суверенитета, либо зависимости, подчинения и т.д. Важным составляющим предмета политологии международных отношений выступает международная политика, ее социальная природа, закономерности функционирования и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу - обеспечение и упрочение существующей в данной стране системы общественных отношений, но в ее решении каждое из направлений политики получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Содержание
· · Введение · 1. Мировой политический процесс. · 2. Геополитика. Геополитический статус России и модели мирового порядка. · 3. Внешняя политика, её функции, цели, средства реализации. · Заключение · Задания
·
2. Геополитика. Геополитический статус
России и модели мирового порядка.
·
3. Внешняя политика, её функции, цели, средства
реализации.
·
Заключение
·
Задания
·
Список литературы
Введение
Как часть
политической науки политология
международных отношений имеют
свою специфику. В качестве субъектов
в сфере международных отношений
выступают государства, взаимоотношения
между которыми строятся на основе
либо суверенитета, либо зависимости,
подчинения и т.д. Важным составляющим
предмета политологии международных отношений
выступает международная политика, ее
социальная природа, закономерности функционирования
и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя
и внешняя политика решают одну задачу
- обеспечение и упрочение существующей
в данной стране системы общественных
отношений, но в ее решении каждое из направлений
политики получает определенную специфику.
Если внутри страны государство имеет
монополию на политическую власть, на
всю политику в данном обществе, то на
международной арене единого центра мировой
политики нет, там действуют в принципе
равноправные государства, отношения
между которыми строятся различно.
Под международными
отношениями может пониматься совокупность
политических, экономических, дипломатических,
военных, культурных, научно-технических
связей и взаимоотношений между народами,
между государствами и объединениями
государств. Политология международных
отношений исследует не только сущность
международных политических отношений,
но и исторические этапы их развития, а
также их социальные типы и динамику в
различных условиях. В том числе и перспективы
развития международных политических
отношений на рубеже II-III тысячелетий.
В политологию
международных отношений входит
и исследование влияния наднациональных
институтов на элементы политической
системы отдельных стран, а также роль
государственных институтов в организации
международной жизни.
Политология
международных отношений изучает
исторические типы международных объединений
и их различные политические роли, а также
место политических и неполитических
(экономических, религиозных и других
государственных и негосударственных
(неправительственных) организаций (например,
ООН как международный политический механизм
особого типа, Европейский парламент и
т.д.). В задачу политологии международных
отношений входит исследование роли основных
государственных группировок: военно-политических
блоков, Движения неприсоединения и т.д.,
а также политических функций возникающих
специфических объединений, таких как
"Общий рынок", АСЕАН, транснациональные
корпорации и т.д.
Важное
место в политологии международных
отношений занимает исследование негосударственных
международных организаций, например,
организационно-координирующей роли трех
Интернационалов, а также идейно-политического
статуса Социнтерна. Сюда же включаются
различные виды международных профсоюзных,
молодежных, экологических, женских и
других организаций, а также взаимосвязь
и соотношение политических статусов
и функций "внутренних" и международных
"наднациональных" институтов.
Политология
международных отношений исследует
политическую идеологию и совокупность
теоретических идей, взглядов и представлений,
отражающих механизмы властных отношений
и социально-классовые интересы
их агентов.
Особое место
в политике международных отношений
занимает специфика внешнеполитической
деятельности национально-государственных
и других институтов, а также отношения
внешней политики и международного
права, внешнеполитической стратегии
партий, особенности политики международных
организаций. Большое место в политологии
международных отношений должно быть
отведено исследованию характерных черт
исторической эпохи, сущности и современного
состояния мирового политического процесса,
а также глобальных проблем и их роли в
развитии международных отношений. В структуру
политологии международных отношений
входят анализ нового политического мышления
и борьба за новый международный политический
порядок, а также диалектика общечеловеческих
и классовых интересов и целей в мировой
политике.
Цель: Попытаться
выделить особенности процессов
в политике, характеризуемых участием
различных социальных и возрастных
групп населения, показать возможные
способы и виды участия российских
граждан в политике.
1.
Мировой политический
процесс
Мировой политический
процесс- процесс выработки, принятия
и реализации решений, затрагивающих
жизнь мирового сообщества.
Политический
процесс - одна из основных, базовых
категорий политологии. Он протекает
как в отдельных странах, так
и на региональном и глобальном уровнях.
Мировым политическим процессом называется
совокупная деятельность народов, государств,
общественных движений и организаций.
Мировой политический
процесс составляют следующие структурные
элементы:
а) политически
значимая деятельность Организации Объединенных
Наций (ООН) и других легитимных международных
органов, организаций и учреждений;
б) политические
акции институтов регионального
и субрегионального характера, носящих
межгосударственный, наднациональный
характер, а также соответствующих
общественных группировок и организаций;
в) внешнеполитическая
деятельность суверенных, независимых
государств, располагающих для этого
необходимыми атрибутами, материальными
и иными средствами.
Последние годы
характеризуются тем, что мир
и в целом, и во всех своих составных
частях непрерывно меняется. С одной стороны,
как в мирохозяйственных, так и в мирополитических
отношениях и связях сохраняются дезинтеграционные
процессы, заметно увеличился разрыв в
экономическом развитии многих стран.
С другой стороны, на глобальный политический
процесс оказывают возрастающее воздействие
мощные интеграционные процессы в экономике:
динамичное формирование единого мирового
рынка, развитие мировых производительных
сил, успехи научно-технической революции.
В мировом политическом
процессе выражены реалии, которые структурно
выглядят так:
- политически
значимая деятельность ООН и
других легитимных международных
органов, организаций и учреждений;
- политические
акции институтов регионального
и субрегионального, т.е. межгосударственного,
национального характера, а также соответствующих
общественных группировок, объединений
и союзов;
- внешнеполитическая
деятельность суверенных государств,
составляющая живую ткань мировой
политики, международных отношений
и связей.Весь мир расчленен сегодня
на зоны политического влияния тех или
иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии
которых и формируется мировой политический
процесс.
Доминантой
международного политического процесса
1980--1990 годов является проблема укрепления
международной безопасности, устранения
феномена из жизни человечества.
Важным
направлением международной безопасности
является нераспространение ядерного
оружия. Возникновение идеи нераспространения
относится к концу 50-х -- началу 60-х
годов, когда международное сообщество
стало сознавать бесперспективность ядерного
противостояния, опасность угрозы неконтролируемого
расползания смертоносного оружия. Договор
о нераспространении ядерного оружия
был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне
и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141
государство). Ядро договора составили
встречные обязательства государств,
в соответствии с которыми государства,
обладающие ядерным оружием, взяли на
себя обязательства не передавать кому
бы то ни было ядерное оружие и другие
ядерные устройства, а государства, не
обладающие таким оружием, -- не производить
и не приобретать его или другие ядерные
устройства.
Контроль
за выполнением обязательств государств
был возложен на Международное агентство
по атомной энергии (МАГАТЭ).
Несмотря
на эффективность договора, за его пределами
находятся две ядерные державы -- КНР и
Франция, группа «околоядерных» стран
-- ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина,
Бразилия. Проблема безопасности не сводится
к чисто военной, военно-технической стороне.
Она выступает в гораздо больших масштабах
-- безопасности всех сфер человеческой
жизнедеятельности. Речь идет в первую
очередь о создании условий для нормального:,
эффективного функционирования человека
как ценностного начала, ядра отношений
Все человечество
оказалось в одной лодке, раскачивание
которой одним из субъектов международных
отношении к неминуемой катастрофе всех
в ней находящихся. Уходят в прошлое в
этих условиях политические амбиции, реализация
которых проходила под девизом завоевания
«жизненного пространства» («места под
солнцем»), мир расстанется с существованием
последних империй, военного противоречия
и соперничества. И дело не столько в сути
конкретных перемен, сколько в логике
общечеловеческой эволюции, обозначившей
новое качество и новый этап в истории
нашей планеты.
Все большее
значение приобретает разрешение такого
противоречия мирового I развития, как
растущее разнообразие мира и функционирующих
в нем социально-экономических
и политических систем и одновременно
всего существующего разнообразия
в интересах человечества как единого
целого. Основу такого единения составляет
цивилизаторский подход к этапам и содержанию
общественного развития, пришедший на
смену противопоставлению капитализма
и социализма. Единение человечества означает
вместе с тем углубление свободы человеческой
практики, свободы выбора и ориентации
в направлении прогресса.1
Необходимо
подчеркнуть тот факт, имеющий
особое звучание при рассмотрении его
в экономическом аспекте, что
современная мировая политика представляет
собой не что инoe, как процесс управления
международными отношениями, что делает
ее особенно близкой по инструментарному
приложению к мировой экономике.
Сложность
и специфичность международных
отношений как объекта социально-экономического
управления обусловили включение рассмотрения
данной проблемы в курсе политологии для
экономистов.
Глобальные
вызовы современной эпохи.
Мощные
геополитические разломы конца XX
века наложились на целый комплекс
давно ждущих своего решения глобальных
проблем человечества, которые можно
подразделять на четыре основные группы:
- проблемы
преимущественно социально-политического
характера: предотвращение ядерной
войны; прекращение гонки вооружений,
разрешение региональных, межгосударственных
конфликтов; строительство ненасильственного
мира на основе утверждения доверия между
народами, упрочения системы всеобщей
безопасности;
- проблемы
преимущественно социально-экономического
характера: преодоление слаборазвитое™
и связанных с нею нищеты
и культурной отсталости; обеспечение
эффективного производства и воспроизводства
мирового валового продукта; поиск путей
разрешения энергетического, сырьевого
и продовольственного кризисов; оптимизация
демографической ситуации, особенно в
развивающихся странах; освоение в мирных
целях околоземного пространства и Мирового
океана;
- социально-экологические
проблемы, обусловленные дальнейшим
ухудшением природной среды обитания
людей. С особой остротой встала
необходимость проведения мероприятий
по улучшению газовой оболочки
атмосферы; по гармоничному развитию
живой и неживой природы; по рациональному
использованию естественного потенциала
планет; по предотвращению вредного воздействия
на природу военной деятельности;
- проблемы
человека, включая человеческое
измерение общественного прогресса:
соблюдение социальных, экономических
и индивидуальных прав и свобод; ликвидация
голода, эпидемических заболеваний, невежества;
духовное развитие личности; преодоление
отчуждения человека от природы, общества,
государства, других людей и результатов
собственной жизнедеятельности. По подсчетам
ученых, для того чтобы граждане всех государств
начали использовать столько энергоресурсов,
как США, необходимо увеличить годовую
добычу железа в 75 раз, свинца и меди --
в 100, олова -- в 250 раз. В недрах Земли таких
запасов просто нет. Разведанные запасы
угля сожгли бы всего через 18 лет. Вот почему
индустриально развитые страны Запада
приберегают на потом свои минеральные
ресурсы, стремятся как можно больше и
дешевле скупить их у других. В этом состоят
их геополитические интересы.
Сценарий
будущего развития зависит от того, сумеют
ли страны и народы найти баланс планетарных
интересов или же тяжесть решения глобальных
проблем человечества ляжет на плечи стран-аутсайдеров,
в том числе, возможно, и России. Выявление
экономических аспектов политологии обуславливает
необходимость различения существующей
концептуальной базы политологии, фиксируемой
как политические доктрины.