Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:02, контрольная работа
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её».. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.
Введение
1. Происхождение политики
2. Функции политики в обществе
3. Сущность политики
4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
Заключение
Библиография
Свойство проникновения.
Политика, как уже говорилось, способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Ведь как писал Ф. Брауд, «ничто по своей природе не является политическим и все им может стать». По этой причине, полагает Н. Фразер, «политизация социального» -- неотъемлемый процесс в сложноорганизованных обществах. Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия государства в регулировании социальных процессов (обеспечение безопасности общества, поддержание международных связей и др.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят от исторического контекста, а также умения государства увидеть те групповые конфликты, которые требует его непременного вмешательства.
Данное свойство политики
превращает искусство руководителей
государства в главный источник
формирования политического пространства.
От характера осознания
Пространственные свойства политики.
Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. Иными словами, с этой точки зрения политика представляет собой разновидность физического пространства, в одних частях которого складываются, предположим, интенсивные политические отношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. Например, в Москве могут приниматься важные политические решения, сталкиваться позиции правящей и оппозиционной партий, и в то же время где-нибудь в сельских районах Сибири, являющихся неотъемлемой частью российского государства, политическая активность населения проявляется спорадически, от случая к случаю и по сути никак не влияет на расстановку сил, конкурирующих между собой за влияние на Кремль. Или, предположим, в одном месте столицы могут идти митинги оппозиции, а в других -- люди будут лишь смотреть телерепортажи об этих событиях.
В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения.
В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и центров политического влияния. Вот почему при всех прочих условиях государства с большой территорией, для того чтобы снизить возможности сепаратизма и развала страны, должны уделять особое внимание проблемам (способам, путям) компенсации территориальной разорванности политики.
Темпоральные свойства политики.
Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций.
С одной стороны, политическое
время качественно отличается от
физического, астрономического времени.
Ведь люди существуют в политике не
только в более жестком, регламентированном
режиме жизнедеятельности (например, лицам,
избранным в парламент или
выдвинутым в правительство, полномочия
даются на строго определенный срок; граждане
исполняют электоральные
С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:
1) в рамках реального времени (в них политические события восприни-маются непосредственно с точки зрения их актуальной завершенности);
2) в рамках исторического
времени (предполагающего
3) в рамках эпохального
времени (оперирующего
Таким образом, одно и то
же политическое событие может иметь
различные временные
Каждый временной диапазон
имеет свои точки отсчета, обладает
своими возможностями «сжатия» и
«переноса» событий. Так, в кризисных
процессах, в истории тех или
иных государств (организаций) можно
выделять различные этапы их формирования
и развития. «Судьбоносные» события
в масштабе повседневности, будучи
помещены в иное измерение, меняют свое
значение. Например, большевистскую революцию
1917 г. в России современники называли
«октябрьским переворотом», рассматривая
его как эпизод в борьбе за власть.
Впоследствии приверженцы марксизма,
героизировав это событие, стали
рассматривать его как «
Дать точную оценку происходящему (и произошедшему), прибавив достоверности собственным ощущениям, можно, лишь корректно соединяя масштабы представлений. Только осваивая научную логику, человек способен отделить основное от наносного, рационально и непредвзято представить череду важнейших событий и тем самым прозреть будущее.
Морфологические свойства политики.
Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни.
Каждая из указанных групп
населения выполняет
В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как плод соучастия управляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов. Причем на разных стадиях и фазах политического процесса (например, при принятии решений или смене политического режима посредством выборов) может меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.
Многие представители различных школ и теоретических направлений в политической мысли нередко абсолютизируют значение одного из двух субъектов политики. Элитисты, к примеру, настаивают на том, что массовые слои населения не нужны для производства политики. Эгалитаристы же, напротив, полагают, что массы способны самостоятельно формировать поле политики, не прибегая к услугам групп, осуществляющих специальные функции управления обществом. Однако практика дает более убедительные аргументы в пользу необходимости и элитарных, и неэлитарных слоев для осуществления политики.
Одним из таких подтверждений является тот факт, что элитарные и неэлитарные слои соединяет система представительства социальных интересов, наличие которых также характеризует базовые свойства политики. Последняя, представляя собой слой специализированных ассоциаций (партий, групп давления и т.п.) и их отношений, показывает, что реализация политических целей не осуществляется непосредственно широкими социальными слоями, а предполагает наличие особых объединений и лиц, призванных профессионально выражать и защищать интересы населения.
Таким образом, необходимость
и неизбежность постоянного выявления
и реализации интересов населения
превращает политику в глобальный механизм
представления социальных запросов
и потребностей групп. При этом реально
сложившиеся технологические
Процессуальные свойства политики.
Данная группа свойств
характеризует политику как особый
тип человеческой деятельности. Сложность,
а временами и неясность
Можно привести немало примеров того, как в одночасье рушились казавшиеся вечными империи и режимы, как круто менялись судьбы отдельных стран и политиков. Даже в новейшей политической истории России можно увидеть, как внезапно и непредсказуемо для населения страны, росчерком пера трех руководителей прекратил свое существование СССР; как летом 1991 г. в столице внезапно появились танки ГКЧП и как через короткое время на обломках советской империи возник новый, ориентированный на демократические ценности режим и т.д.
В то же время важно отметить,
что все, даже самые стремительные,
политические изменения, как правило,
являются следствием реализации определенных
целей и ценностей, программ и
концептов, учений и настроений действующих
в политике сил. Иными словами, политика
органически связана с
Таким образом, с процессуальной
точки зрения политика представляет
собой совокупность идейно ориентированных
действий разнообразных субъектов.
Наиболее отчетливо это свойство
проявляется в столкновениях
целей и программ правящих и оппозиционных
партий; курса властей, не пользующегося
поддержкой населения, и народных ожиданий;
противоположности
4. Взаимоотношения политики с другими сферами общества
Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни.
Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.
Политика и экономика.
Политика, как уже сказано,
формируется на пересечении ряда
исторических тенденций, и потому сущностные
причины ее возникновения не могут
быть объяснены исключительно