Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Люди, субъекты политики по-разному вовлечены в социальные процессы общества. Американский политолог Г.Алмонд следующим образом различал субъектов политики по характеру их участия в политической жизни: 1) те, кто делает это полностью бессознательно, стихийно; 2) те, чье участие в ней полусознательно, т.е. с пониманием ролей как изначально заданных, неоспоримых, при безусловном подчинении им; 3) вполне сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

Содержание

1. Понятие политического лидерства. Лидерство как политический феномен. 2
1.1. Концепции политического лидерства. 2
1.2 Системы классификаций лидеров. Политический стиль. 4
2. Функции и типы политических лидеров. 8
3. Список используемой литературы. 9
4. Тест 10

Работа содержит 1 файл

Контрольная раб.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Понятие политического  лидерства. Лидерство как политический феномен.                2                                                                

1.1. Концепции политического лидерства.                                                                            2

1.2 Системы классификаций лидеров. Политический стиль.                                              4

2. Функции и типы политических лидеров.                                                                           8

3. Список используемой литературы.                                                                                    9

4. Тест                                                                                                                                        10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Понятие политического лидерства.
 

       Люди,  субъекты  политики  по-разному   вовлечены  в  социальные  процессы общества.  Американский  политолог  Г.Алмонд  следующим   образом   различал субъектов политики по характеру их участия в политической жизни: 1) те,  кто делает это полностью бессознательно, стихийно; 2)  те,  чье  участие  в  ней полусознательно,  т.е.  с  пониманием   ролей   как   изначально   заданных, неоспоримых,  при  безусловном  подчинении  им;   3)   вполне   сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

       Все  субъекты  преследуют  в  своей  деятельности  конкретные   интересы. Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений  участников политической жизни политический лидер – человек, способный определять  общие цели, способы их достижения, организовывать процесс  распределения  ролей  и функций внутри общества. Такая личность, наделенная управленческим  статусом и властной должностью, называется политическим лидером.

       В самом понятии лидерства  заключена тайна, как тысячи  людей  подчиняются одному человеку (креслу), поэтому понятие  лидерства  неразрывно  связано  с понятием власти. Ведь политическая власть представляет собой  способность  и волю  определенного  класса,  группы,  индивида  проводить  в   жизнь   свою политическую линию в соответствие со своими интересами. Но  какие  механизмы при этом действуют? 

    1. Концепции политического лидерства
 

          Итак, существует множество  концепций,  пытающихся  объяснить  феномен лидерства,  так,  например,  психологическое  объяснение  природы  лидерства акцентирует внимание на мотивации  поведения  лидера.  Проявлением  крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция  психоанализа, созданная  З.Фрейдом.  Политическое  лидерство  он   трактовал   как   сферу проявления подавленного либидо –  бессознательного,  сексуального  влечения. Неудовлетворенность  сексуальных  потребностей   формирует   психологическое

    напряжение  у индивида.  Нервное  напряжение  компенсируется  жаждой  власти, обладанием значительных  властных  полномочий,  которые  позволяют  индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с  физическими  недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности  подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании  испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.

           Эрих Фромм - известный западный  психолог, основоположник неофрейдизма - в своей работе “Бегство от свободы” определяет  лидерство как проявление садо-мазохистских  инстинктов.  Лидер,  по  Фромму,  человек  с  садистскими наклонностями, т.к. он стремится к власти, а власть  –  это  господство  над кем-либо, следовательно,  жажда  власти  является  существенным  проявлением садизма. Миллионы людей  считают  власть  признаком  силы.  Но,  по  Фромму, власть  над  людьми  является  проявлением  превосходящей  силы   в   сугубо

    материальном  смысле: если  в  моей  власти  убить  другого  человека,  то  я сильнее его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе,  а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в  одиночку  и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести  заменитель  силы,  когда подлинной силы не хватает. Итак, лидеры – это садисты,  а  мазохисты  –  те, кто  за  этим  лидером  идет   (немецкая   нация,   идущая   за   Гитлером).

    Существуют  многочисленные интерпретации понятия  лидерства,  каждая  проводит нить  своего  понимания,  но  также  оставляет  несовершенное  и   в   целом неадекватное объяснение природы  лидерства.  Многообразие  теорий  лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то  одном его аспекте. Мы можем выделить три основных концепции лидерства,  основанных не только на теоретических представлениях, но и подкрепленных  эмпирическими исследованиями. Западные социологи предлагают от  общетеоретических  понятий политического лидерства перейти к исследованию лидерства в малых группах  и, накопив на низком уровне знания, перейти на другой, более  высокий  уровень. Т.е.  для  того,  чтобы  ответить,  что  такое  лидерство,   надо   провести исследование в малых эмпирических группах – лидерство в классе,  в  армии  и т.д.

          1-ая  эмпирическая  концепция   лидерства  –  это  “теория   черт”.  Она возникла в начале XX века под влиянием исследований английского  антрополога Ф.Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная  идея такого  подхода  заключалась  в  том,   что   лидер   обладает   качествами, отличающими его от своих  сторонников,  и  эти  качества  можно  выделить  и изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается  как  совокупность определенных психологических качеств, наличие  которых  помогает выдвижению индивида на лидирующие  позиции,  позволяет  принимать  властные  решения  в

    отношении других. Как отмечал один  из  авторов  теории  черт,  американский социолог Э.Богардус, “превосходящие  интеллектуальные  дарования  доставляют личности выдающееся положение, рано  или  поздно  приводящие  к  лидерству”. Лидерами рождаются, и становятся,  следуя  своему  призванию.  Роль  великой личности в истории также базируется на этой  концепции:  властью  наделяется очень ограниченное количество достойных людей, которые считаются  избранными и призваны вести за собой, а все остальные  должны  следовать  за  ними.  Но проблема “теории черт” состоит в том, что нет ни  одной  черты,  которая  бы

    строго  коррелировала с лидерством. Среди  достоинств лидера Богардус  выделил такие  черты,  как  чувство  юмора,  такт,  способность  привлекать  к  себе внимание, энергию, ум и характер.  Определенные  личностные  качества  могут иметь важное значение,  но,  как  показывают  социологические  исследования, индивидуальные  черты  лидера  почти   ничем   не   отличаются   от   набора психологических и социальных качеств личности вообще.

           Тогда  появляется   другая   концепция   лидерства,   противоположная предыдущей: ситуационная теория лидерства. Авторы  “ситуацианизма”  считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания  ряда  моментов  – места,  времени  и  обстоятельств.  В  различных   жизненных   ситуациях   в социальных  группах  выделяются  отдельные  индивиды,  которые   превосходят других по крайней  мере  в  каком-то  одном  качестве.  И  поскольку  данное качество  востребовано  сложившимися  условиями,  постольку   этот   индивид становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера  как

    функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные события,  сложившиеся  именно таким образом вынуждают человека проявить себя,  великие  события  формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство зависит не от личности, а  от стечения обстоятельств.  Они  также  подчеркивают  относительность  качеств, присущих лидеру, и  полагают,  что  разные  обстоятельства  могут  требовать принципиально разных лидеров.

          3-я  концепция  отдает  определяющую  роль  последователям  лидера  по методике  изучения  самих   последователей   при   выявлении   лидера,   его конституентов  –  приверженцев,  избирателей  и,  шире,  всех   политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером. Вот что пишет  Т.  Одорман  в своей книге “Авторитарная личность”: “Гитлер не случайно оказался у  власти, сама нация авторитарна, –  стремится  к  порядку,  режиму,  беспрекословному подчинению”.

          Но каждая из представленных  концепций имеет  определенные  недостатки. Все больший  вес  в  политической  науке  приобретают  концепции  лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние  всех  факторов.   Поэтому  в  эпоху постмодернизма,  для  которой  характерны  решения   проблем   синтетическим подходом  -  плюрализм  мнений,  синтез  противоречивых   теорий   и   т.п., появляется интегративная теория лидерства.

          Современный американский политолог  М.Херманн полагает, что  “лидерство-многогранное понятие. Рассматривая  его  проявления,  следует  принять  во внимание: 1) характер самого  лидера;  2)  свойства  его  конституентов;  3)

    взаимосвязь между лидером и его конституентами;  а  также  4)  контекст  или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется”. Итак, лидерство  – феномен,  определяемый  чертами  личности   самого   лидера,   ситуацией   и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

           Следовательно,  политическое  лидерство   представляет  собой  процесс взаимодействия,  в  ходе  которого  одни  люди  (лидеры)  знают  и  выражают потребности  и  интересы  своих  последователей  и  в  силу  этого  обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают  им  часть своих    властных    полномочий    для    осуществления    целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. 

1.2 Системы классификаций лидеров. Политический стиль. 

    Формы  проявления  лидерства  достаточно  разнообразны.   Попытки   их классификации,   предпринимавшиеся   в   науке,   обусловлены    стремлением прогнозировать  вероятное  поведение  лидеров,  обладающих  теми  или  иными качествами.

    Общепризнанной  и сохраняющей свою актуальность является типология  М.Вебера.

    Он  понимал под лидерством вид авторитетного,  властного  руководства,  смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать  повиновение. В качестве основания типологии лидеров  он  использовал  понятие  авторитет, т.е. “вероятность того, что приказания встретят повиновение  у  определенной группы  людей”.  М.Вебер   выделил   три   типа   лидерства:   традиционное, харизматическое   и   рационально-легальное,   которым   соответствуют   три идеальных типа легитимности политической власти. Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов,  силу привычки. Привычка подчиняться  основана  на  вере  в  святость  традиции  и передачи власти по наследству. Право  же  на  господство  лидер  приобретает благодаря  своему  происхождению.  Такой  тип   лидерства   характерен   для традиционного  общества,  в   основе   которого   лежит   авторитет   “вечно

    вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной  значимостью  и  привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться  власти,  вере  в  ее божественный  характер  и   священность   права   престолонаследия   основан авторитет  вождей,   старейшин,   монархов   и   царей.   Традиционный   тип легитимности и, соответственно, традиционный  тип  лидерства  сохранился  до настоящего времени, хотя  и  заметно  трансформировался.  К  нему  относятся

    режимы  королевской власти в таких странах,  как  Непал,  Саудовская  Аравия, Оман, Иордания, Кувейт. По мере того,  как  религия  утрачивала  свое  значение,  а  всеобщее

    избирательное право все более укреплялось  и  распространялось,  божественное право единоличного правления заменялось  достаточно  разветвленной  системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации  общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер.Харизматическое лидерство основано на вере  в  богоизбранность  или  висключительные качества  конкретной  личности.  Харизма  –  это  способностьувлекать  за  собой  массы  без  помощи  инструментов  власти.   Особенность

    харизматической власти состоит в том, что она  лишена каких-либо  объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а  существует благодаря исключительным личным качествам харизматического  лидера,  веры  в него. Харизматический тип власти характеризуется  абсолютной  легитимностью, поскольку  он  зиждется  на  вере  населения   в   исключительные   качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно  формируется  в обществе на основе желаний и представлений, которые  преобладают  у  большей части населения.

    Рационально-легальное  лидерство   опирается   на   представление   о разумности, законности порядка избрания лидера,  передачи  ему  определенных властных  полномочий.  Его  власть  основывается  на  своде  правовых  норм, признанных  всем  обществом.  Компетенция  каждого  носителя  власти   четко очерчивается конституцией  и  нормативно-правовыми  актами.  В  рационально- легальном обществе  легитимность  власти  основывается  на  вере  участников

    политической  жизни  в  справедливость  существующих   правил   формирования власти. Институты власти в своей деятельности  подчиняются  закону.  Мотивом подчинения  населения  власти  является   рационально   осознанный   интерес избирателя, который высказывает его на  выборах,  голосуя  за  ту  или  иную партию, лидера. В качестве особенности  данного  типа  легитимности  М.Вебер называл “господство в силу  “легальности”,  в  силу  веры  в  обязательность легального   установления   и   деловой    “компетентности”,    обоснованной рационально созданными правилами”.

Информация о работе Политическое лидерство