Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:30, реферат
Политичекий процесс, его формы и структура
1. Понятие "процесс" и его формы; 3 стр.
2. Структура политического процесса:
a) Общие и частные политические процессы; 4 стр.
b) Общий политический процесс и тенденции его развития; 4 стр.
c) Частные политические процессы: структура и характеристики; 6 стр.
d) Этапы развития частного политического процесса; 8 стр.
e) Типология частных политических процессов. 8 стр.
3. Общий политический процесс в современной России. 10 стр.
4. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов. 12 стр.
5. Заключение. 13 стр.
Цель частного политического процесса. Это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Точное знание цели позволяет оценить реальность ее достижения взвесив ресурсы, которыми для ее достижения располагают участники процесса.
Названные четыре основные составляющие частного политического процесса дают о нем самое общее представление. Для более полного и комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик о количестве и составе участников, о социально-политических условиях, в которых данный процесс протекает, о форме протекания. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Состав количество
участников частного процесса. От состава
участников политического процесса
(их политической ориентации, целей
которые они ставят, способов достижения
этих целей) зависит немало. Можно
назвать множество видов
По количеству участников частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран, например процессы, связанные с движением за запрещение производства ядерного оружия. Они также могут иметь сравнительно небольшое число участников в рамках региона, района и даже отдельной области (города).
Социально-политические условия, в которых протекает частный политический процесс. От этого обстоятельства во многом зависит конечный результат, то есть будет, достигнута поставленная цель или нет.
Форма протекания частного политического процесса. Это может быть сотрудничество осуществляющих политический процесс сил, но может быть и борьба. Политические процессы могут отражать противостояние политических лидеров. Частые политические процессы принимают и такие формы, как бойкот (отказ от отношений с организациями, государственными структурами, от выполнения каких-либо функций) и провокация ("вбрасывание компромата"). Провокации политическая оппозиция использует для дискредитации государственных структур, партий, политических лидеров.
Прежде чем перейти
к характеристике этапов частного политического
процесса, подчеркнем следующее: для
того чтобы глубоко понять тот
или иной частный политический процесс,
надо знать, какие силы владеют политической
властью и как они ее используют.
4. Этапы развития
частного политического
Все частные политические процессы, несмотря на их исключительное многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Как уже было отмечено, каждый частный политический процесс начинается с появления противоречия(проблемы) и реакции на нее заинтересованных политических сил, организаций, граждан. На этом первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей политической проблемы, уточняя их позиции, возможности, а также вырабатываются пути данной политической проблемы.
Второй этап - это
мобилизация сил, поддерживающих путь,
намеченный для решения возникшей
проблемы. Иногда ситуация не исчерпывается
одним вариантов решения. В таком
случае организуется мобилизация сил
в поддержку различных
Процесс считается
завершенным, если он проходит через
третий этап, то есть этап рассмотрения
политическими структурами
5. Типология частных политических процессов
В многообразии частных политических процессов выделяют различные группы и виды. Известно немало критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация политических процессов. Отметим наиболее известные из них.
Масштабность частного политического процесса. В соответствии с этим критерием частные политические процессы можно отнести к двум большим группам - базовые процессы и локальные. Первые предполагают включение широких слоев населения в отношения с государственной властью. Это широкомасштабные процессы, касающиеся принятия властными структурами политических решений, а так же связанные с законотворчеством. Локальные политические процессы отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование и функционирование политических партий, движений, блоков и т.д.
Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первый тип политических процессов хорошо изучен. Они развиваются в стабильной политической среде, для которой характерны устойчивые механизмы принятия политических решений и отработанные формы политической мобилизации граждан. Стабильностью характеризуются политические процессы, протекающие в обществе с высоким уровнем правовых норм и политической культуры. Такие процессы развиваются в политических режимах, имеющих высокий уровень легитимности политической власти, и их отличает ровное, бесконфликтное течение. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус.
Нестабильные политические
процессы возникают и развиваются
в условиях кризисного состояния
политической власти и политической
системы в целом. Они могут
появиться в условиях экономической,
в частности финансовой, нестабильности
общества. Неспособность властных структур
исправить положение придает
политическим процессам нестабильный
характер. Речь идет о том, что часть
политического процесса или все
его стадии деформируются. Возникают
и развиваются политические процессы,
инициируемые непримиримой оппозицией.
Такие процессы могут отражать конфликт
интересов различных групп или
даже слоев населения.
Общий политический
процесс в современной России
На политическом поле современной России развивается множество политических процессов. Конечно, наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.
Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.
Практически разделения
властей не было. Вторая особенность
республиканской формы
Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная России, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1), является республикой. Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностью характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.
Вместе с тем
российская республиканская форма
правления сохраняет ряд черт
советской государственности: государство
стремится остаться в роли главного
распределителя средств, продолжать контролировать
различные стороны жизни
То же самое можно
сказать о состоянии
Развитие общего
политического процесса в России
и части смены формы
Таким образуй можно сделать вывод: развитие общего политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.
Успешное дальнейшее развитие общего политического процесса России призвано обеспечить:
1) повышение уровня
политического руководства
2) достижение устойчивости общественных отношений;
3) интенсификацию
деятельности по созданию
4) новые взаимоотношения
государства с гражданским
5) совершенствование
федеративного устройства
6) эффективные мероприятия
по формированию среднего
7) дальнейшие демократические
преобразования в
8) развитие политического плюрализма;
9) проведение эффективной социальной политики;
10) создание и реализацию
четкой геополитической
Различные концепции
и подходы в оценке политических
процессов
Как уже было отмечено, научные исследования политических процессов сопровождаются многочисленными дискуссиями. Остановимся на двух проблемах.
1. Проблема определения
категории "политический
2. Проблема типологизации политических процессов. Главный объект дискуссий - общий политический процесс. Например, американский политолог Л Пай, сравнивая общие политические процессы разных стран, выделяет два их типа - западные и не западные политические процессы. В своей работе "Не западный политический процесс" Л. Пай назвал основные черты отличия политических процессов не западного типа от западных.
1) В не западных
странах политические процессы
развиваются в условиях, когда
сфера политики практически не
отделена от других
2) В данных странах
оппозиционные партии и