Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:00, реферат
Политический маркетинг — это вид маркетинга, который применяет свои методы к целям и задачам политического противостояния и активно используется партиями и политическими лидерами.
Эта область маркетинга характеризует деятельность, которая направлена на взаимодействие общественности и политических движений. Активно применяется в период проведения выборов.
Политический маркетинг
— это вид маркетинга, который
применяет свои методы к целям
и задачам политического
Эта область маркетинга характеризует деятельность, которая направлена на взаимодействие общественности и политических движений. Активно применяется в период проведения выборов.
В настоящее время
политика прочно связывается с рыночными
отношениями. Это вовсе не означает
её продажность, это даёт возможность
рыночному продвижению
Таким образом, если кандидат является товаром, то возникает необходимость «продать» его с максимальной прибылью. Весь механизм повторяет деятельность коммерческого маркетинга.
Проводятся электоральные исследования, с помощью которых выявляются проблемы округа, потребности избирателей и психология населения. Формируется облик политических ожиданий. Вся полученная информация тщательно обрабатывается и на основе результатов формируется имидж кандидата. Широко используется реклама для привлечения большего количества избирателей.
Объектами политического маркетинга можно назвать теории, приёмы и изучение политической обстановки.
Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.).
В качестве направления прикладной политологии политический маркетинг первоначально возник и утвердился после Второй мировой войны в США, затем получил широкое распространение и в других странах. На формирование его концепций и стратегических моделей оказали существенное влияние теория игр и экономического поведения Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, экономическая теория демократии Э. Даунса, теория рационального выбора Г. Беккера, теоретические представления школы общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу) и др.
Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей на арене политических сил, превращение этих потребностей в реальную политическую программу определенного политика.
Объект политического маркетинга – социально-политическая среда. Данная среда рассматривается как рынок возможностей, на котором имеют хождение свои особые товары – потенциальные выгоды, связанные с тем или иным политическим решением. «Продавцами» на этом рынке выступают как действительные, так и возможные носители политической власти, а «покупателями» – избиратели, учет мнения которых, а также возможностей его изменения кладется в основу стратегии продвижения того или иного «политического товара».
Методы политического маркетинга:
– сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах;
– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и позиций населения во времени;
– опросы, направленные как на выявление позиций, так и на придание определенной направленности настроениям различных групп населения по тем или иным проблемам как политического, так и неполитического характера.
В известном смысле политика представляет собой рынок, где происходит обмен политических идей и программ на политическую поддержку их авторов и проводников.
В роли «продавцов» выступают политические лидеры, элита, политические партии, движения; в роли «покупателя» – граждане (избиратели, рядовые члены партий, участники движений).
Элементами политического рынка являются:
- обмен;
- договорная свобода участников;
- политическая конкуренция;
- власть.
Политический рынок есть способ выявления потребностей его участников на основе информации о том, что может быть воспринято как ожидания и в какой степени эти ожидания реализуемы.
В отличие от экономического
рынка, на политическом рынке действия
участников обмена ценностно обусловлены,
идеологически окрашены и в целом
– социально значимы. Целью принятия
политических решений является общее
благо, персональная ответственность
не поддается точному учету: коллективные
решения принимаются под
Интеграция разнородных
интересов различных групп
Политическая технология – это система приемов и способов эффективного воздействия на население, рассчитанных на достижение как немедленного локального результата (тактика), так и глобальных целей (стратегия).
Одной из разновидностей политических технологий является политический маркетинг – основанная на изучение политического рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан. Впервые политический маркетинг был применен в США в 1952 г., в избирательной кампании президента Д. Эйзенхауэра.
Маркетинговая стратегия применяется при решении задач:
- проникновения на политический рынок;
- актуализации на
политическом рынке нового
- вывода с политического рынка непопулярного политика.
Наряду с заимствованием методов исследования рынка советники по маркетингу адаптировали и стали применять в политической сфере теорию позиционирования, рекламу, театрализованные представления (собрания), дизайн и др.
Политический маркетинг представляет собой технологии осуществления любой политической кампании.
По набору средств и методов политический маркетинг может быть конверсионным, стимулирующим, развивающим; по характеру воздействия – наступательным, оборонительным, выжидательным, поддерживающим, противодействующим.
Маркетинг любой политической кампании включает в себя ряд стадий.
На первой стадии изучается
конъюнктура политического
- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;
- определяются характер
и типы реакций на возможные
действия по решению
На второй стадии формируются
стратегия и тактика
- ожидания населения
трансформируются в конкретную
программу, в которой
- просчитываются вероятные результаты;
- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На третьей стадии происходит «продвижение товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок. Оно сопровождается пропагандой, формирующей у общества стойкий позитивный интерес к целям кампании.
Сущность маркетинга избирательной компании состоит в изучении конъюнктуры политического рынка в пределах своего избирательного округа: в выявлении наиболее актуальных проблем и соотношения различных социальных интересов.
Назначение избирательного маркетинга состоит в оказании помощи кандидатам и политическим партиям для разработки и проведения эффективной избирательной кампании.
Лучше всего избирательный
маркетинг разработан в США. Здесь
ему присущи подлинный торгово-
Маркетинговая стратегия избирательных компаний опирается на пошаговую технологию.
Первая (предварительная)
стадия начинается за 1 год до выборов
– на ней формируется «штаб» избирательной
кампании. Цель первого этапа –
получение информации, необходимой
для планирования стратегии и
тактики избирательной
Вторая (основная) стадия начинается за полгода до выборов и распадается на два этапа. На первом этапе определяются стратегия и стиль избирательной кампании (определение ценностной, проблемной, поведенческой и мотивационной типологии избирателей; выявление образа «идеального кандидата»; сегментация целевых групп избирателей для направленного целевого воздействия на каждую группу; определение позиций оппонентов). На втором этапе разрабатывается план рекламной кампании, выбираются наиболее эффективные средства политического воздействия на избирателей, организуются теледебаты, встречи с избирателями, распространение листовок, брошюр, писем, приглашений.
Кандидату следует провести «самоисследование» по следующим параметрам:
1) «продукт» (кто Вы, Ваши умения, квалификация, стиль отношений);
2) «цена» (Ваши возможности в решении конкретных проблем);
3) «место» (Ваши политические
и идеологические предпочтения)
4) «упаковка» (Ваша реклама);
5) «восприятие» (Ваш социальный имидж);
6) «продвижение» (оценка
Ваших перспектив на
Третья (заключительная) стадия осуществляется в день выборов. Её цель состоит в обеспечении постепенного выхода кандидата или политической партии из предвыборной кампании, в анализе и оценке эффективности её проведения.
Маркетинговые исследования предшествуют и другим политическим кампаниям – принятию законов, изменению структуры властных институтов, перераспределению властных полномочий, реформированию общественной системы и др.
В любом случае составляющими политического маркетинга являются:
- определение целей политической кампании;
- исследование политического
рынка: сбор политической
- сегментирование политического
рынка (выделение одинаково
- позиционирование (определение
тех сегментов политического
рынка, на которые будет
- формирование имиджа
(специально создаваемого
Р.-Ж. Шварценбергер выделяет 4 типа имиджей политического лидера: «Спаситель Отечества», «Отец нации», «Обаятельный лидер», «Свойский мужик»);
- осуществление комплекса
коммуникативных мероприятий (
1. Функции символа
в системе политического
Политическая деятельность
в силу своей специфики требует
применения определенных принципов
ее организации, учитывающих конъюнктуру
политического рынка и характер
изменений избирательных
В политической жизни за символами закреплены самые разнообразные функции. "Они могут быть средством идентификации, способствовать развитию группового сознания, солидарности и чувства принадлежности к единому социальному целому. Символика указывает на коллективную идентичность, являясь ее знаком. В некоторых ситуациях именно символы становятся важнейшим фактором, определяющим, конструирующим, создающим политические сообщества" (1, с. 10).
Различного рода символика активно используется в политическом процессе, где она призвана выполнять прежде всего демонстративные функции для обозначения и подтверждения самого факта политических изменений. Например, захват власти может сопровождаться созданием новых символов или присвоением старых, их адаптацией к изменившимся социально-политическим условиям и использованием для нужд новой государственной системы. Однако символы могут привлекаться и в противоположном случае, когда власти не стремятся к осуществлению радикальных реформ, но активно симулируют их, опираясь на компенсаторную функцию символов. Тогда символ выступает заместителем реальных преобразований, проведение которых потребует значительных затрат и не прибавит популярности действующей власти. В таком случае может быть инициировано, например, переименование улиц или городов, разрушение или восстановление зданий и монументов, проведение внеурочных праздников и т.п.