Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:58, контрольная работа
Политические теории нового времени были направлены на обоснование
возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и
гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся
буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов
естественного права, согласно которым каждый человек рождается с
неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в
делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать
противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных
политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи
больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших
социальных проблем.
Введение.................................................. ст. 3
Общая характеристика развития политической мысли
Нового времени................................. ст. 4
Политические идеи европейского социализма XVI – XVII
ст............................. ст. 7 Теории естественного
права и общественного договора.. ст.10
Заключение................................................ ст.21
Библиография.............................................. ст.22
по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он
отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение
Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".
Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права
получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа
и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677).
Его политико-правовые взгляды изложены в "Бого-словско-политическом трактате"
(1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом
трактате" (1677).
Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех
право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного
существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам
разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди
должны были договориться об этом. "Итак, — писал Спиноза, — этим способом
общество может
быть создано без всякого
всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если,
конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало
быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее
господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или
под страхом высшего наказания".
Отличительный признак гражданского состояния — наличие, верховной власти
(imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство
(civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это
сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет
государства.
Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все
должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все
приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую
нелепость".
Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза
вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он
превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина,
имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти
делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.
При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его
взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение
о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на
все, хотя отчасти
и согласуется с действи
остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою
мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет
существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как
хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить,
— подчеркивал он, — что каждый сохраняет при себе из своего права многое,
зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".
Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на
сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих
учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение
же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан
превращается в негодование против властей, "разрушается государство и
прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву
войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными
властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на
восстание.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) —
монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в
числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную
власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной
властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным
народом, а не ту,
которая приобретается над
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом
политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства
и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный
мыслитель-гуманист,
критик теологических политико-
творцов светской доктрины государства и права.
Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришла к выводу, что эти
теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой
мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического
мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в
современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей
можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического»
варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж.
Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и
разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную
(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти
законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы».
Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует
вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.
1. Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.
2. Демидов А.И.,
Федосеев А.А. Основы
3. Зорь В.Д.
“Политическое и правовое
государство и право”, 1989 г., №6.
4. История политических и правовых учений / Отв. ред. Нерсесянц В.С.-М., 1969.
5. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.
6. Мор Т. Утопия. Н., 1978.
7. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.
8. Хрестоматия по политологии / Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.