Автор: k****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:11, реферат
Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений в конце 18 века во Франции – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полититических идей и учений 18 века, направленных против феодально-абсолютистского строя Франции
Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.
Раздел 3. Политико-правовое учение Ж. Ж. Руссо
Жан Жак Руссо (1712-1778), его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: "Рассуждения по вопросу способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754), "О политической экономии" (1755), "Суждение о вечном мире" (1782), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.
В
естественном состоянии, по Руссо, нет
частной собственности, все свободны
и равны. Неравенство здесь вначале
лишь физическое, обусловленное природными
различиями людей. Однако с появлением
частной собственности и
Неравенство частной собственности, дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
В противовес такому порочному обществу Руссо развивает свою концепцию "создания политического организма как подлинного договора между народом и правителем". При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина, он видит в такой "ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".
Каждый,
передавая в общее достояние
и ставя под единое высшее руководство
общей воли, превращается в личность
и все свои силы превращает в нераздельную
часть целого. Последствия общественного
договора, по Руссо, таковы: "Немедленно
вместо отдельных лиц, вступающих в
договорные отношения, этот акт ассоциации
создает условное коллективное Целое,
состоящее из стольких членов, сколько
голосов насчитывает общее
Основываемая
Руссо концепция общественного
договора выражает в целом идеальные
его представления о
В трактовке Руссо современный ему феодальный строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого и законного характера - словом, права на существование: он держится не на праве, а на силе. Руссо оправдывает насильственный, революционный путь низвержения феодальных порядков. Но сила, согласно Руссо, не создает права - ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть результатом физической мощи. Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения.
Условия
перехода к государству Руссо
трактует следующим образом: то, что
отчуждается у каждого
Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву". Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, "ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один - быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых - умерение в скаредности и алчности".
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц.
Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывается, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций.
Проводимое Руссо различие воли всех и общей воли по-своему отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом (со своими гражданскими интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина - члена "публичной персоны", носителя общих интересов.
Данное
различие, которое в дальнейшем легло
в основу концепции прав человека
и гражданина, сыграло значительную
роль в конституционно-правовом закреплении
результатов французской
Обязательства,
связывающие людей с
В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью.
Соответствующие
гарантии, согласно Руссо, нужны против
подданных, чтобы обеспечить выполнение
ими своих обязательств перед
сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и
проистекает необходимость
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т. е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты).
С
пониманием суверенитета как общей
воли народа связаны и утверждения
Руссо о том, что суверенитет
неотчуждаем и неделим. Как отчуждение
суверенитета от народа в пользу тех
или иных лиц или органов, так
и его деление между различными
частями народа, по логике Руссо, означали
бы отрицание суверенитета как общей
воли всего народа. Законодательная
власть как собственно суверенная,
государственная власть может и
должна, по Руссо, осуществляться только
самим народом-сувереном
Исполнительская
власть создается не на основе общественного
договора, а по решению суверена
в качестве посредующего организма
для сношений между подданными и
сувереном. Поясняя соотношение
законодательной и
Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы "оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства".
В
зависимости о того, кому вручена
исполнительная власть (всем, некоторым,
одному), Руссо различает такие
формы правления, как демократия,
аристократия, монархия. Эти различия
в учении Руссо играют подчиненную
роль, поскольку предполагается, что
во всех формах правления суверенитет
и законодательная власть принадлежит
всему народу. В общем виде Руссо
отмечает, что "демократическое правление
наиболее пригодно для малых государств,
аристократическое - для средних, а
монархическое - для больших". При
этом всякое правление посредством
законов Руссо считает
Для
поддержания положений
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо
различает 4 рода законов: политические,
гражданские, уголовные и законы
четвертого рода, "наиболее важные из
всех", - "нравы, обычаи и особенно
мнение общественное". При этом он
подчеркивает, что к его теме общественного
договора относятся только политические
законы. Применительно к этим политическим
(основным) законам Руссо отмечает,
что в них всеобщих характер воли
сочетается со всеобщностью предмета,
поэтому такой закон
В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т. д. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это "порождает нужду в Законодателе", под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали. Великого законодателя Руссо сравнивает с механиком изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя - с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.