Политическая власть и политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность — власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Это обстоятельство уже давно стало причиной пристального внимания мыслителей к загадкам природы власти, ее месту и роли в жизни человеческого общества, закономерностям ее функционирования.

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия  на объект, выделяют различные виды власти:

    1) экономическая власть;

    2) социальная власть;

    3) информационная власть;

    4) принудительная (силовая) власть;

    5) правовая власть.

    Помимо  этого, в качестве форм осуществления  власти, которые она принимает  в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

    Рассмотрим  подробнее конкретное содержание этих форм:

    1) Руководство - деятельность, состоящая  в определении общих направлений  деятельности подчиненных определенному  лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).

    2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих  проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

    3) Координация - деятельность специальных  учреждений и лиц по обеспечению  согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

    4) Организация предполагает поддержание  иерархического порядка и принуждение  властных учреждений следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим) правилам поведения.

    5) Контроль - осуществляемое либо самой  руководящей инстанцией (президент,  правительство), либо специальными  координирующими или контрольными  органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

    Вместе  с тем следует помнить, что  вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все  они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления. 

Особенности взаимодействия различных  ветвей власти в современной  России

    Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции  России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочии между ветвями единой неделимой государственной власти.

    Разделение  властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.

    Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная  власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.

    В президентской республике России при  “жестком” разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между  ними, ведет к конфронтации. Кроме  того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Казалось бы, в данных сложных, кризисных условиях при наличии очевидного отсутствия конкретных полномочий, прописанных законодательно, ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.

    В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о  законодательной (представительной) и  исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной  власти, ее месте и роли в системе  властей говорят и пишут мало. Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. В то же время заметно стремление ряда авторов описать власть средств массовой информации и криминалитета в качестве нарождающихся, реальных “четвертой” и “пятой” ветвей государственной власти. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

    В настоящее время процесс взаимозависимости  и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен  еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, политическая власть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальной способности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).

    Она основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых является принцип легитимности, предполагающий, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержке граждан.

    Политическая  власть не тождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную, но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.

    Политическая  власть имеет ряд специфических  черт: персонально-волевой характер политической власти; существует только в обществе, т.е. она всегда носит  общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для нее необходим особый аппарат принуждения; имея в виду структурные характеристики политической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающий внутреннюю градацию своих институтов, форм организации и сфер применения.

    К функциональному свойству политической власти следует отнести ее преобразовательное назначение. Это самое мощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность противостояния различным  видам сопротивления, противоположному влиянию объективных факторов, социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может не только объединять, но и дезинтегрировать общество 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

3. Мухаев Р.Т.  Политология: учебник для вузов. -М., -2005.

4. Основы политологии.  Курс лекций. / Под ред. В.П. Пугачева. -М., 1992.

5. Политология. / Под ред. Василика. -М., 2002 г.

1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Учебное  пособие. -М., 2003.

2. Куликов Л.М.  Основы социологии и политологии. -М., 2001.

3. Мухаев Р.Т.  Политология: учебник для вузов. -М., -2005.

4. Основы политологии.  Курс лекций. / Под ред. В.П. Пугачева. -М., 1992.

5. Политология. / Под ред. Василика. -М., 2002 г.

Информация о работе Политическая власть и политическая система