Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа
В наши дни понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.
Общество в процессе трансформации, т.е. перехода из частично модернизированного состояния в современное, находится в ситуации выбора пути общественного развития. Единство ценностей и интересов разрушено, есть плюрализм новых ориентации. Одна часть общества стремится назад, к прежнему единству, занимая консервативную позицию, другая - к большей плюрализации жизненных позиций. В условиях политической трансформации Беларуси встал вопрос: как осуществить трансформацию и сохранить стабильность в стране. Большая часть населения Беларуси, привыкшая к опеке и поддержке со стороны государства, всякого рода льготам и выплатам, неохотно принимает необходимость перехода к конкурентной социальной системе.
Рассматривая следующий компонент окружения политической системы - принципы конституционализма - мы сталкиваемся с множеством вопросов. Как развивалось конституционное устройство страны во времени? Обеспечивает ли оно возможность решать проблемы современного общества? Насколько оно эффективно в обеспечении прав человека? Часто можно встретить высказывания, что американская конституция "самая лучшая", поскольку "работает" с 1787 года. Но при этом не учитываются условия ее создания. Если современные страны Восточной Европы при создании конституций основной задачей имеют закрепление меняющихся политических и экономических отношений, то целью создателей американской конституции были не радикальные изменения в стране, а лишь закрепление сложившихся социальных и экономических отношений через установление конституционной демократии. В странах Восточной Европы процессы преобразования экономики, утверждения конституционной демократии, на которые другим странам понадобились века, осуществляются одновременно и в кратчайшие сроки.
В настоящее время основным легитимирующим признаком, который провозглашают практически все конституции, является признание народа единственным источником и носителем власти. Кроме того, конституция берет на себя задачу очертить в письменном тексте гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, а также набор правил, институтов, социальных практик как необходимых элементов современного общества, поскольку они недостаточно развиты в стране.
Как мною было отмечено раннее, согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна - это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья также закрепляет принцип государственного суверенитета.
Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти - доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы (по Д. Истону): политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом. Интересно, что в развитых демократиях доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему доходит до 15-20%, предельно критическим показателем в мировой практике считается уровень 40% - тогда легитимность власти ставится под сомнение.
«Легитимность» (от латинского legitimus - законный) в политологии означает признание обществом законности, правомерности официальной власти. В науку понятие «легитимность власти» впервые ввёл М.Вебер, который показал, что обретение властью законности может осуществляться по-разному в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический.
Достижение легитимности не одномоментный, а длительный процесс, называемый легитимацией власти. Легитимность - свидетельство эффективной работы механизмов обратной связи между центрами принятия политических решений и гражданским обществом, это принятие и одобрение власти. Таким образом, общественное мнение выступает социальным регулятором политических процессов. Для выявления динамики общественного мнения можно использовать различные методы: социологические опросы, анкетирование, расчет индикаторов социально-политической напряженности.
Вопросы
легитимности очень актуальны в
период становления рыночной демократической
системы после развала
Выделяют 2 способа смены политической системы:
- революция
- эволюция
В условиях революционного способа смены политической системы власть (политическая и экономическая) полностью переходит в руки победителей. При этом вопрос легитимности остается открытым.
После этого наступает фаза установления рамочной модели политического режима и создание конституции. Интересно заметить, что затягивание фазы торга или длительное отсутствие рамочной модели очень опасно -- оно может привести к утрате легитимности «временных властей» или «переговорного института» -- как это случилось, например, в России в октябре 1917 г. Но не менее опасно и установление рамочной модели, не отвечающей растущим требованиям гражданского общества или затягивание с проведением выборов, лишающих временные власти легитимности. В этом случае также возможна повторная утрата уже новой властью своей легитимности, как это случилось в августе 1792 г. во Франции или в сентябре 1993 г. в России.
Следовательно, легитимность новой власти, которая возникла в результате революции требует дополнительного подтверждения (установления). Считаю что особо следует отметить, что наличие демократических процедур при первичном установлении легитимности является основой будущего политического будущего данной власти.
При эволюционном способе смене политической власти (режиме) власть уже является легитимной, а переход легитимности к новой власти осуществляется посредством проведения демократических свободных выборов, легитимность рассматривается как уже существующий признак власти, а ее передача формальность при смене власти демократическим способом