Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа
В наши дни понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.
Введение
В
наши дни понятие «политическая
система» является одним из базовых
в современной политической науке.
Оно позволяет представить
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Белорусской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.” Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.
Политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Политическая система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции.
Политическая система неоднородна по своему составу. В состав политической системы входят различные структурные элементы. В юридической литературе встречается множество точек зрения по вопросу о структуре и составляющих политической системы.
Политическая система, как и всякий социальный феномен, как часть общества в целом, динамична. Перечисление ее структурных элементов позволяет создать лишь безжизненную модель политической системы, да и то не полную, ибо в данном случае перед нами будет только совокупность, а не система элементов. Понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие определенных элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга. Любая социальная система, и политическая в том числе, - это прежде всего система отношений и взаимодействий между некими элементами; именно это не всегда учитывается при характеристике политической системы общества.
По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:
1) Институционный (или организационный) элемент. Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.
2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся:
- политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий);
- нормы права (например, Конституция РБ);
- политические обычаи и традиции.
3) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся:
- политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.);
-
политические процессы (процесс
формирования парламента, процесс
формирования общественного
-
акты реализации функций,
4) Идеологический элемент. Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.
5) Коммуникативный элемент в свою очередь представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации.
Считаю необходимым подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.
Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются:
-
совокупность политических
-
политические отношения,
-
политические нормы и традиции,
регулирующие политическую
-
политическое сознание, отражающее
идеологические и
- политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Функции политической системы разнообразны. Я хочу остановиться на важнейших их них.
Контроль
за сферой распределения ценностей
как ведущую функцию
Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.
Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе.
Функция вовлечения населения в политическую жизнь.
Данный
перечень функций политической системы
не является исчерпывающим, но здесь
важно подчеркнуть, что функции
политической системы необходимо отличать
от функций отдельных входящих в
нее институтов (партий, государства и
др.).
1.2. Типология политических
систем
Политические
системы можно
1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:
2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:
Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.
3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.
Соответственно выделяются системы:
Достаточно
распространено выделение традиционных (до
индустриальных) и модернизированных политическ
5.
Выделяют политические системы
6.
Существуют различные
В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.
Современные
системы являются еще более дифференцированными
в структурном плане, в них функционирует
культура участия, когда человек ориентирован
на активное участие в политике. Такие
системы могут быть демократическими,
в которых доминируют автономные подсистемы
и "культура участия", и авторитарными,
в которых имеют место управления подсистемами
и "культура подчинения участия".
В свою очередь авторитарные системы могут
быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными,
консервативно-авторитарными и авторитарно-
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.