Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:40, контрольная работа
Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политической системы, ее прогрессом или регрессом.
В западной науке для характеристики общественного развития используется категория «модернизация». Этот термин собирательный и отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.
Введение 3
1. Сущность политической модернизации 4
2. Типология и модели политической модернизации 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17
В рамках парадигмы модернизации, было разработано множество теоретико-методологических моделей, применяемых в контексте модернизационной перспективы:
Основные положения модели: признание, что модернизация вызывает изменения практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождает следующие процессы: структурно-функциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия;
Основные положения модели: во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры, которые представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения, но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений.
Парциальная модель, как и линеарная, ориентировалась на изучение макромасштабных социальных явлений и процессов;
Основные положения модели: отказ от односторонней линеарной трактовки модернизации как движения в сторону западных институтов и ценностей; признание возможностей собственных оригинальных путей развития поворотных точек, в которых в процессе развития может происходить смена маршрута движения; признание конструктивной, положительной роли социокультурной традиции в ходе модернизационного перехода, придание ей статуса дополнительного фактора развития; большее, чем прежде, внимание внешним, международным факторам, глобальному контексту; корректировка эволюционистского телеологизма; историчность подхода; отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации, от жесткого детерминизма любого толка (экономического, культурного, политического, когнитивного и т.д.); осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса; акцент на комплементарный, взаимодополняющий характер взаимосвязей между различными социальными факторами и системами.
Основные положения модели: ориентирована
на исследование преимущественно
Основные положения модели: историческая (социальная) реальность рассматривается как следствие структурирования социальных отношений во времени и пространстве в процессе постоянной интеракции предшествующей структуры и индивидуальной воли; человек обладает достаточно большими возможностями эксплуатации непоследовательностей, несвязностей давящих на него структур, он может выбирать окружающие его контексты, и, таким образом, постоянно формировать и перестраивать свое окружение.
Мировой опыт показывает, что политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
В современных политических исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации:
Итак, под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Политическая модернизация представляет собой качественное обновление политики, которая является неотъемлемой составной частью политического процесса. Суть политической модернизации заключается в своевременном выявлении назревших проблем, использования инноваций для их успешного разрешения и поступательного развития общества
Наиболее часто используемый механизм политической модернизации - имитация образцов: имитация алгоритма; имитация результата или формы («симуляция»). Как показывает практика, наилучшие результаты, с точки зрения решения задач политической модернизации, дает имитация алгоритмов.
Выделяют универсальные составляющие политической модернизации: создание современного государства, обладающего суверенитетом, дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов; усиление роли государства, закона, связывающего государство и граждан, расширение сферы его действия; рост численности граждан, расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов; возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля; ослабление традиционных элит, их легитимности и усиление модернизаторских элит.
В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют следующие ее типы: органическая (первичная); неорганическая (вторичная).
Существуют и более
В рамках парадигмы модернизации, было разработано множество теоретико-методологических моделей, применяемых в контексте модернизационной перспективы: линеарная модель; модель парциальной (частичной) модернизации; многолинейная модель; акторная модель модернизации; структурационная модель.
Мировой опыт показывает, что политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
Таким образом, политическая модернизация - это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.
1 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 219.
2 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 220.
3 Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998. - С. 64.
4 Корниенко Т.А. Политическая модернизация в России: механизмы взаимодействия общеисторических императивов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - №4 (29). - С. 77.
5 Сергеев Е.Н. Проблема модернизации в современной отечественной политической мысли // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С.182.
6 Гаджиев К.С. Вестернизация или особый путь модернизации? // Полис. - 2008. - №4. - С. 150.
7 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 224 - 229.