Политическая модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политической системы, ее прогрессом или регрессом.
В западной науке для характеристики общественного развития используется категория «модернизация». Этот термин собирательный и отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Содержание

Введение 3
1. Сущность политической модернизации 4
2. Типология и модели политической модернизации 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Политология- Контр.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

В рамках парадигмы модернизации, было разработано множество теоретико-методологических моделей, применяемых в контексте модернизационной перспективы:

  • линеарная модель (У. Ростоу, А. Органский, М. Леви, Д. Лернер, Н. Смелзер, С. Блэк, Ш. Эйзенштадт и др.) основана на постулатах необратимости и прогрессивности процесса модернизации, рассмотрения его как революционного, связанного с радикальными и всеобъемлющими трансформациями моделей человеческого существования и деятельности при переходе от традиционности к современности.

Основные положения модели: признание, что модернизация вызывает изменения  практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождает следующие процессы: структурно-функциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия;

  • модель парциальной (частичной) модернизации (М. Леви) основана на структурно-системном подходе и представлении модернизации как длительном переходе от «относительно немодернизированных» к «относительно модернизизированным» обществам.

Основные положения модели: во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры, которые представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения, но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений.

Парциальная модель, как и линеарная, ориентировалась на изучение макромасштабных  социальных явлений и процессов;

  • многолинейная модель (Э. Тириакьян, П. Штомпки, Р. Робертсон, У. Бек, К. Мюллер, В. Цапф, А. Турен, С. Хантингтона и др.) разработана на базе классических моделей, структуралистских мироцелостных и деятельностного подходов и ориентирована на анализ макросоциальных явлений.

Основные положения модели: отказ  от односторонней линеарной трактовки модернизации как движения в сторону западных институтов и ценностей; признание возможностей собственных оригинальных путей развития поворотных точек, в которых в процессе развития может происходить смена маршрута движения; признание конструктивной, положительной роли социокультурной традиции в ходе модернизационного перехода, придание ей статуса дополнительного фактора развития; большее, чем прежде, внимание внешним, международным факторам, глобальному контексту; корректировка эволюционистского телеологизма; историчность подхода; отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации, от жесткого детерминизма любого толка (экономического, культурного, политического, когнитивного и т.д.); осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса; акцент на комплементарный, взаимодополняющий характер взаимосвязей между различными социальными факторами и системами.

  • акторная модель модернизации (Т. Пиирайнен) основана на концепции о фундаментальном сходстве двух революций: французской конца XVIII в. и российской конца XX в. (приведшей к распаду СССР и ликвидации советского социализма), совместном использовании модернизационной перспективы и деятельностного (акторного) подхода в целях объяснения перехода от плановой к рыночной экономике в постсоветской России.

Основные положения модели: ориентирована  на исследование преимущественно микросоциальных  ситуаций и деятельностных практик; не учитывает структурные конструкции, рассматривая их лишь в качестве некоторых условий или импликаций социальных действий.

  • структурационная модель (Г. Терборн) основана на стурктурационном подходе, который представляет собой попытку синтеза структуралистской и деятельностной перспектив.

Основные положения модели: историческая (социальная) реальность рассматривается как следствие структурирования социальных отношений во времени и пространстве в процессе постоянной интеракции предшествующей структуры и индивидуальной воли; человек обладает достаточно большими возможностями эксплуатации непоследовательностей, несвязностей давящих на него структур, он может выбирать окружающие его контексты, и, таким образом, постоянно формировать и перестраивать свое окружение.

Мировой опыт показывает, что политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

В современных политических исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации:

  • кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя);
  • кризис легитимности обуславливается тем, что, во-первых, не все основные субъекты политики получают доступ к сфере принятия политических решений и, во-вторых, тем, что статус основных традиционных институтов в процессе политической модернизации подвергается угрозе;
  • кризис участия обусловлен увеличением числа субъектов политики, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе, что неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за политическую власть;
  • кризис проникновения проявляется в снижении способности органов государственного управления реализовывать свои решения в различных областях общественной жизни;
  • кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющие избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующие доступность основных социальных благ7.

 

Заключение

Итак, под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Политическая модернизация представляет собой качественное обновление политики, которая является неотъемлемой составной частью политического процесса. Суть политической модернизации заключается в своевременном выявлении назревших проблем, использования инноваций для их успешного разрешения и поступательного развития общества

Наиболее часто используемый механизм политической модернизации - имитация образцов: имитация алгоритма; имитация результата или формы («симуляция»). Как показывает практика, наилучшие результаты, с точки зрения решения задач политической модернизации, дает имитация алгоритмов.

Выделяют универсальные составляющие политической модернизации: создание современного государства, обладающего суверенитетом, дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов; усиление роли государства, закона, связывающего государство и граждан, расширение сферы его действия; рост численности граждан, расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов; возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля; ослабление традиционных элит, их легитимности и усиление модернизаторских элит.

В зависимости от используемого  механизма модернизации выделяют следующие ее типы: органическая (первичная); неорганическая (вторичная).

Существуют и более расширенные  типологии: эндогенная; экзогенная; эндогенно-экзогенная.

В рамках парадигмы модернизации, было разработано множество теоретико-методологических моделей, применяемых в контексте модернизационной перспективы: линеарная модель; модель парциальной (частичной) модернизации; многолинейная модель; акторная модель модернизации; структурационная модель.

Мировой опыт показывает, что политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Таким образом, политическая модернизация - это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.

Список использованной литературы

  1. Вартумян А.А. Современные теории модернизации: российские реалии и западные стандарты // Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конференции: в 3 т. - Армавир, 2010. - Т. 1. - С. 121 - 216.
  2. Гаджиев К.С. Вестернизация или особый путь модернизации? // Полис. - 2008. - №4. - С. 148 - 162.
  3. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
  4. Корниенко Т.А. Политическая модернизация в России: механизмы взаимодействия общеисторических императивов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - №4 (29). - С. 77 - 83.
  5. Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998. - 69 с.
  6. Сергеев Е.Н. Проблема модернизации в современной отечественной политической мысли // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С. 179 - 182.
  7. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. - СПб.: Питер. 2008. - 464 с.

1 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 219.

2 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 220.

3 Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998. - С. 64.

4 Корниенко Т.А. Политическая модернизация в России: механизмы взаимодействия общеисторических императивов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - №4 (29). - С. 77.

5 Сергеев Е.Н. Проблема модернизации в современной отечественной политической мысли // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С.182.

6 Гаджиев К.С. Вестернизация или особый путь модернизации? // Полис. - 2008. - №4. - С. 150.

7 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - С. 224 - 229.


Информация о работе Политическая модернизация