Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:34, реферат
Модернизационные процессы, представляющие собой переход от постсоветского общества к современному обществу, в значительной степени определяют ход исторического развития Казахстана, особенно в современный период XXI века. В силу того, что модернизации всех сторон жизни любого общественного строя способствовали изменению цивилизационного хода Республики Казахстан и всех стран СНГ, производя широкомасштабные и глубокие изменения в политике, экономике, социокультурной сфере, они вызывали порой неоднозначную реакцию населения, что нередко приводило к антимодернизационным откатам.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Политическая модернизация: понятие, содержание и основные теории………4
2 Об особенностях политических реформ в Республике Казахстан……………..7
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15
Опыт постсоветской
Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной перестройкой всей хозяйственной системы, ведут к значительному снижению уровня производства, а следовательно и уровня жизни населения.
С обретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятельного пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта.
В связи с этим надо отметить, что особенностью экономической политики Республики Казахстан является то, что разработка стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия определялась очень широким кругом специалистов и ученых Казахстана. После провозглашения суверенитета эта работа выполнялась во всех органах управления и научных организациях. Общее же направление реформ и непосредственное личное участие в разработке программ осуществлял Президент Республики Казахстан.
Исходные положения реформы были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета министров и областных Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент Н. А. Назарбаев изложил основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по углублению реформ и выводу из экономического кризиса» Программа действий Правительства по ускорению реформ и выходу из экономического кризиса.
Основная мысль во всех этих документах - переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере экономики были выделены следующие приоритеты:
- формирование рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, т. е. сочетании и взаимодействии государственной и частной форм собственности (при этом доля государственной собственности будет постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30-40%);
- создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;
- насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казахстанской семьи и создания социальной стабильности;
- завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики;
- привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана;
- введение и обеспечение внешней конвертируемости национальной валюты (тенге).
Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана были подведены некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В частности, было отмечено, что достигнуты следующие положительные результаты:
- заложены основы независимого суверенного государства;
- начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная политическая и экономическая система»;
- происходит смена «государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое»;
- оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ.
Все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией -- от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономики возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, исходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низшая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефицита бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способствовало разделение финансов предприятия и государства, отказ от практики списания долгов и безвозвратного кредитования предприятий.
Опыт шести лет экономических
реформ дал неоднозначные результаты.
С одной стороны, процесс трансформации
социально-экономической
После обретения государственной
независимости Республика Казахстан
стала полноправным членом мирового
сообщества, получив признание и
поддержку абсолютного
2 марта 1992 г. Казахстан
стал членом ООН и был признан
113 государствами, со 105 из них
были установлены
Немаловажными факторами, определяющими
специфику положения
Формирование института президентства в Казахстане происходило в условиях глубокого кризиса, в котором находилась республика. Особо остро он проявился в экономической сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явно проявившиеся диспропорции советской экономической структуры привели к резкому падению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения. Межэтнические и межконфессиональные отношения требовали пристального внимания со стороны государства.
Прежняя система государственного управления в новых казахстанских реалиях не справлялась с поставленными перед ней задачами. Вакуум, образовавшийся в связи с уходом Коммунистической партии с политической сцены, требовал создания эффективной структуры государственной власти.
Неэффективность деятельности представительных органов, их слабость в решении конкретных вопросов управления государством, неспособность создания действенных исполнительных структур становилась очевидной. Деятельность Верховного Совета во многом носила митинговый, конфронтационный характер. Именно слабость представительной власти во многом предопределила характер и направления реорганизации государственных органов. В этих конкретно-исторических условиях введение института президентства в Казахстане отражало, с одной стороны, общественную потребность в сильной, стабильной государственной власти, а с другой, демократические ожидания, связанные с всенародно избираемым президентом. Главный вопрос, возникающий при создании института президентства, определении его конституционного статуса - это выбор соответствующей формы правления. Именно форма правления предопределяет конкретную модель президентства.
Особенность консолидации политической системы Казахстана заключается в том, что не только государственная власть, но и элиты консолидировались вокруг президента страны и президентских структур. Несмотря на то, что президент первоначально был конституирован только как глава государства, Закон от 24 апреля 1990 года заложил основы для влияния президента на формирование и деятельность правительства - Совета Министров Об учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон). Закон Казахской ССР от 24 апреля 1990 г. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года повлекло за собой изменение статуса президента, определив его положение не только как главы республики, но и главы высшей исполнительной и распорядительной власти. Однако впервые исполнительная власть в качестве самостоятельной ветви государственной власти названа в Законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом в 1991 году. Наиважнейшим шагом на пути обретения исполнительной властью независимости от власти законодательной, становления института разделения властей стали всенародные выборы президента, состоявшиеся в конце 1991 года. Тенденция укрепления и усиления исполнительной власти начала набирать силу.
Новый этап в развитии политической
системы независимого Казахстана связан
с принятием Конституции
В целом, система правления,
установившаяся в условиях несформировавшейся
демократии, имела ряд серьезных
недостатков, проявившихся, главным
образом, в конфликте между
В ходе реформ в Казахстане ярко проявился модернизаторский характер института президентства.
Во-первых, данный институт выступает мощным стимулом и ориентиром развития партийной системы страны. Именно в процессе выборов главы государства в 1999 году произошло углубленное структурирование политических интересов граждан, выраженное в создании новых партий и движений.
Во-вторых, он обеспечил важнейший для трансформации перелом в ценностных ориентациях общественного сознания, гарантировав последовательным курсом реформ уверенность в необратимости процессов демократизации.
Особое решение через институт президентства получает проблема межэтнических отношений, ставшая серьезной проблемой для многих развитых демократий, а в Казахстане нашедшая подлинно демократическое разрешение. Создание Ассамблеи народов Казахстана придало национальной политике государства высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические проблемы без излишней их политизации. Лично возглавив данный орган, президент тем самым обозначил свою роль гаранта эффективности политики межнационального согласия.
Краеугольным камнем внешней политики Республики Казахстан являлся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, базировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолжением мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия.
Информация о работе Политическая модернизация (переход к демократии)