Политическая модернизация (переход к демократии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

Модернизационные процессы, представляющие собой переход от постсоветского общества к современному обществу, в значительной степени определяют ход исторического развития Казахстана, особенно в современный период XXI века. В силу того, что модернизации всех сторон жизни любого общественного строя способствовали изменению цивилизационного хода Республики Казахстан и всех стран СНГ, производя широкомасштабные и глубокие изменения в политике, экономике, социокультурной сфере, они вызывали порой неоднозначную реакцию населения, что нередко приводило к антимодернизационным откатам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Политическая модернизация: понятие, содержание и основные теории………4
2 Об особенностях политических реформ в Республике Казахстан……………..7
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Семестровая1.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

Опыт постсоветской трансформации  показал, что, во-первых, развернувшийся в 1990-е гг. во многом стихийный процесс либерализации вызвал серьезный по масштабам и последствиям кризис в экономике, создал социальную напряженность, привел к падению жизненного уровня значительной части населения. Прямое перенесение на почву посттрадиционных обществ западных либерально-демократических институтов без учета региональной и национальной специфики привели к искажению трансформационных процессов. Во-вторых, в ходе либерализации политическая элита большинства постсоветских государств проводила крупномасштабную либерализацию страны, не имея четко сбалансированной программы (прежде всего по ресурсам). В-третьих, реформы в трансформируемых обществах не были подкреплены четкими представлениями о принципах создания нового государства: процесс деинституционализации привел к дискредитации и делегитимацип старых государственных институтов, но не привел к своевременной легитимации и эффективности новых. Для политических систем характерны были функциональная слабость и структурная недостроенность их институтов. Отсутствие четких представлений о направленности развития и стихийное проведение многих реформ привело к ослаблению государства, разрегулированностиего деятельности. Поэтому в реформировании нуждалось само государство, все его структуры, а построенное на новых принципах государство должно было выступить одним из основных факторов эффективных экономических и социально-политических преобразований.

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной перестройкой всей хозяйственной системы, ведут к значительному снижению уровня производства, а следовательно и уровня жизни населения.

С обретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном  встала сложная задача определения  самостоятельного пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта.

В связи с этим надо отметить, что особенностью экономической  политики Республики Казахстан является то, что разработка стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия определялась очень широким кругом специалистов и ученых Казахстана. После провозглашения суверенитета эта работа выполнялась  во всех органах управления и научных  организациях. Общее же направление  реформ и непосредственное личное участие  в разработке программ осуществлял  Президент Республики Казахстан.

Исходные положения реформы  были сформулированы в Программе  стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета министров и областных  Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент  Н. А. Назарбаев изложил основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по углублению реформ и выводу из экономического кризиса» Программа действий Правительства по ускорению реформ и выходу из экономического кризиса.

Основная мысль во всех этих документах - переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере экономики были выделены следующие приоритеты:

- формирование рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, т. е. сочетании и взаимодействии государственной и частной форм собственности (при этом доля государственной собственности будет постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30-40%);

- создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

- насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казахстанской семьи и создания социальной стабильности;

- завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики;

- привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана;

- введение и обеспечение внешней конвертируемости национальной валюты (тенге).

Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана  были подведены некоторые  итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В частности, было отмечено, что достигнуты следующие положительные результаты:

- заложены основы независимого суверенного государства;

- начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная политическая и экономическая система»;

- происходит смена «государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое»;

- оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ.

Все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией -- от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономики возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, исходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низшая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефицита бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способствовало разделение финансов предприятия и государства, отказ от практики списания долгов и безвозвратного кредитования предприятий.

Опыт шести лет экономических  реформ дал неоднозначные результаты. С одной стороны, процесс трансформации  социально-экономической системы, перевода ее на рыночные принципы функционирования принял необратимый характер и на этом пути осуществлены важные системные  преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области  вывода экономики из кризиса и  оживления производства. Состояние  экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным, хотя и сделаны определенные шаги по приватизации и реструктуризации государственной собственности, повышению уровня рыночной экономики, снижению темпов инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т.д. В числе наиболее же важных проблем текущего этапа реформирования экономики можно выделить такие как: макроэкономическая стабилизация, реструктуризация предприятий и развитие предпринимательства, формирование и развитие национальных производительных сил, инвестиционная политика, развитие фондового рынка, проблемы регионального развития, а также социальная защищенность населения.

После обретения государственной  независимости Республика Казахстан  стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и  поддержку абсолютного большинства  государств мира.

2 марта 1992 г. Казахстан  стал членом ООН и был признан  113 государствами, со 105 из них  были установлены дипломатические  отношения. В республике функционируют  55 посольств и представительств  международных организаций. Расширилась  сеть миссий Казахстана за  рубежом: открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Иране, Италии, Германии и других государствах ближнего и дальнего зарубежья (всего более чем в 30 странах).

Обретение независимости позволило наладить экономические связи Казахстана со многими развитыми и развивающимися государствами, перестроить отношения с прежними партнерами, продвинуться по пути интеграции в мировой рынок. Либерализация внешнеэкономической деятельности устранила, монополию государства в этой сфере, позволила предприятиям, фирмам и частным лицам свободно устанавливать контакты с зарубежными партнерами, заложила конкурентные основы в этой сфере деятельности.

Историческая судьба президентской  власти, истоки и дальнейшее ее развитие теснейшим образом связаны с  Законом Казахской ССР «Об  учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию  Казахской ССР» от 24 апреля 1990 года. Учреждение поста Президента Казахской  ССР стало важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого государства, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР. Введение поста президента в Казахстане свидетельствует о стремлении к демократическому пути развития, становлению цивилизованной политической системы. Вместе с тем, институту президентства в Казахстане изначально были присущи специфические особенности, обусловленные особенностями развития страны, конкретной политической ситуацией, соотношением политических интересов.

Немаловажными факторами, определяющими  специфику положения президента, являются предшествующее политическое развитие страны, своеобразие существовавшей ранее организации государственной  власти, соотношение политических сил, уровень политической культуры.

Формирование института  президентства в Казахстане происходило  в условиях глубокого кризиса, в  котором находилась республика. Особо  остро он проявился в экономической  сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явно проявившиеся диспропорции советской экономической структуры привели к резкому падению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения. Межэтнические и межконфессиональные отношения требовали пристального внимания со стороны государства.

Прежняя система государственного управления в новых казахстанских  реалиях не справлялась с поставленными  перед ней задачами. Вакуум, образовавшийся в связи с уходом Коммунистической партии с политической сцены, требовал создания эффективной структуры  государственной власти.

Неэффективность деятельности представительных органов, их слабость в решении конкретных вопросов управления государством, неспособность создания действенных исполнительных структур становилась очевидной. Деятельность Верховного Совета во многом носила митинговый, конфронтационный характер. Именно слабость представительной власти во многом предопределила характер и направления реорганизации государственных органов. В этих конкретно-исторических условиях введение института президентства в Казахстане отражало, с одной стороны, общественную потребность в сильной, стабильной государственной власти, а с другой, демократические ожидания, связанные с всенародно избираемым президентом. Главный вопрос, возникающий при создании института президентства, определении его конституционного статуса - это выбор соответствующей формы правления. Именно форма правления предопределяет конкретную модель президентства.

Особенность консолидации политической системы Казахстана заключается в том, что не только государственная власть, но и элиты консолидировались вокруг президента страны и президентских структур. Несмотря на то, что президент первоначально был конституирован только как глава государства, Закон от 24 апреля 1990 года заложил основы для влияния президента на формирование и деятельность правительства - Совета Министров Об учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон). Закон Казахской ССР от 24 апреля 1990 г. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года повлекло за собой изменение статуса президента, определив его положение не только как главы республики, но и главы высшей исполнительной и распорядительной власти. Однако впервые исполнительная власть в качестве самостоятельной ветви государственной власти названа в Законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом в 1991 году. Наиважнейшим шагом на пути обретения исполнительной властью независимости от власти законодательной, становления института разделения властей стали всенародные выборы президента, состоявшиеся в конце 1991 года. Тенденция укрепления и усиления исполнительной власти начала набирать силу.

Новый этап в развитии политической системы независимого Казахстана связан с принятием Конституции Республики Казахстан 1993 года. Основной Закон Казахстана демонстрирует, прежде всего, усиление исполнительной власти, возглавляемой президентом, что нашло свое отражение, главным образом, в положении об ответственности правительства перед президентом. Вместе с тем, сохранена ответственность правительства перед Верховным Советом по вопросам исполнения законов.

В целом, система правления, установившаяся в условиях несформировавшейся демократии, имела ряд серьезных  недостатков, проявившихся, главным  образом, в конфликте между политическими ветвями власти, приведшему к двукратному роспуску парламента. Неэффективность парламентской системы в Казахстане в условиях модернизации имеет объективную основу. Парламентская система может эффективно функционировать лишь в условиях развитой многопартийности. В Казахстане процесс создания многопартийной политической системы развивается достаточно сложно и противоречиво. Он находится в первоначальной стадии, затронул небольшую часть общества, в котором социальные слои и группы со своими специфическими интересами не до конца сформировались. В результате парламент не смог в тот период эффективно, профессионально работать и обеспечить проведение последовательных экономических реформ.

В ходе реформ в Казахстане ярко проявился модернизаторский характер института президентства.

Во-первых, данный институт выступает мощным стимулом и ориентиром развития партийной системы страны. Именно в процессе выборов главы  государства в 1999 году произошло  углубленное структурирование политических интересов граждан, выраженное в  создании новых партий и движений.

Во-вторых, он обеспечил важнейший  для трансформации перелом в  ценностных ориентациях общественного  сознания, гарантировав последовательным курсом реформ уверенность в необратимости процессов демократизации.

Особое решение через  институт президентства получает проблема межэтнических отношений, ставшая  серьезной проблемой для многих развитых демократий, а в Казахстане нашедшая подлинно демократическое разрешение. Создание Ассамблеи народов Казахстана придало национальной политике государства высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические проблемы без излишней их политизации. Лично возглавив данный орган, президент тем самым обозначил свою роль гаранта эффективности политики межнационального согласия.

Краеугольным камнем внешней  политики Республики Казахстан являлся  вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, базировавшиеся на территории нашей страны, ядерное  оружие не позволяло успешно вести  переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолжением мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия.

Информация о работе Политическая модернизация (переход к демократии)