Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, реферат
В связи с тем, что форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, повышенный интерес представляет и классификация политических режимов. Интерес к данной теме можно определить практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений правителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима.
Введение 2
Признаки политического режима 3
Характеристика политического режима 4
Политическая стабильность 4
Политическая оппозиция 5
Классификация политических режимов 6
Демократический режим 6
Авторитарные режимы 8
Тоталитаризм 9
Заключение 10
Список литературы 11
Универсальные
характеристики демократии.
Либерализм современной
демократии может быть пояснен с
помощью выявления
в) критерий, позволяющий
ограничить сферу действия конфликта.
В условиях демократии, подчеркивает
Пшеворский вслед за Л. Козером, конфликты
скорее ограничиваются, чем разрешаются.
Авторитарные режимы
Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств ?
Очень часто
авторитарные режимы определяют, как правление
силой. Смысл такого правления заключается
в концентрации власти в руках одного
или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного
внимания достижению общественного согласия
относительно легитимности их власти.
Поэтому в своем чистом виде авторитаризм
почти всегда может быть отождествлен
с использованием инструментов принуждения
и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные
лагеря выступают для режима повседневными
"аргументами" в доказательстве как
неколебимости его устоев, так и обоснованности
претензий на власть.
В
то же время было бы преувеличением
сказать, что все авторитарные режимы
отвечают этому определению. В реальной
действительности такие режимы сплошь
и рядом стремятся использовать
дополнительные средства стабилизации,
опираясь, по возможности, на традицию
и харизму лидера. Более того, исторический
опыт убеждает в том, что ценности традиций,
религиозных и культурно-региональных
оказываются в условиях авторитаризма
достаточно сильны. Испания при Франко,
Португалия при Салазаре, Аргентина при
Пероне могут служить убедительным тому
подтверждением. В этом смысле авторитаризм
следует отличать от тоталитаризма, который
является как бы продолжением тенденций,
имеющихся в условиях авторитарного режима,
— таким продолжением, которое порождает
совершенно новое качество, новую разновидность
политического режима со
своими специфическими характеристиками,
институтами, принципами стабилизации
и осуществления власти. По сравнению
с тоталитарным правлением, авторитаризм
не свободен в отправлении своей власти.
В обществе сохраняются институты, которые
представляют для режима реальную угрозу:
семья, род, церковь, социальный класс,
городская и деревенская культура, социальные
движения и ассоциации. Иными словами,
в обществе сохраняется довольно мощный
потенциал для формирования и деятельности
оппозиционных политических групп.
Можно
выделить следующие, универсальные
для авторитаризма
Тоталитаризм
Понятие
тоталитаризма не является в словаре
политической науки общепринятым в
том смысле, в каком общеприняты
термины "демократия и "авторитаризм".
Сама концепция тоталитарных режимов
как принципиально отличающихся от авторитарных,
продолжает подвергаться критике, и немалое
число авторитетов политической науки
предпочитает избегать оперирования термином
"тоталитаризм", рассматривая его
в лучшем случае как разновидность авторитаризма.
Отчасти это оправдано — нам уже приходилось
отмечать, что авторитаризм с известной
долей приблизительности и упрощения
можно определить как неудавшийся тоталитаризм,
как режим, предпринимавший все возможные
усилия для подчинения общества своему
контролю, но не достигший на этом пути
впечатляющих результатов. С другой стороны,
и тоталитаризм может быть определен как
развившийся до своей крайности авторитаризм.
Тем не менее, в выделении тоталитарных режимов в самостоятельную группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии. Кроме того, практический опыт, прежде всего, опыт XX века демонстрирует такие образцы политического устройства, которые не только обнаружили фундаментальные различия с демократическими и авторитарными режимами (в том смысле, в каком мы определили их выше), но и на протяжении среднесрочной исторической перспективы оказались достаточно жизнеспособными.
Термин "тоталитаризм"
стал употребляться журналистами и политиками
в конце 1920-х—начале 30-х годов и практически
всегда в его определениях имелись ссылки
либо на российский, либо на германский
опыт. Этот опыт не был обойден вниманием
и в Советском Союзе, свидетельством чего
стало включение термина "тоталитаризм"
в издававшиеся энциклопедии ( хотя, содержание
термина по идеологическим мотивам было,
конечно же, существенно искажено). Приведем
в качестве иллюстрации три наиболее известные,
вошедшие в энциклопедии и подчеркивающие
структурные особенности тоталитаризма
определения.
Большая Советская Энциклопедия, трактует: "Тоталитарное государство — разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия"
Таким
образом, первое, что следует отметить
— тоталитаризм отличается от других
форм политического устройства
масштабом централизации, унификации
и односторонней регламентации.
Универсальные
характеристики тоталитарных режимов
При
всем разнообразии тоталитарных режимов
для них, как правило, характерны
следующие общие черты, неоднократно
суммированные в различных
этот контроль,
как правило, распространяется также
на большинство других общественных организаций
и групп.
Признавая важность
этих характеристик для анализа
природы тоталитаризма, следует
отметить, что в определенной степени
они могут быть свойственны и
авторитарным режимам, которые, хотя и
с несравненно меньшим успехом, также
стремятся к установлению над обществом
максимально широкого контроля.
Подводя итоги можно сказать,
что в современной
Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость.
Через политические
режимы правящие субъекты оказывают
непосредственное воздействие на народ
в целом и каждого человека
в отдельности.
Демократия,
как свидетельствует
Обстановка в мировом сообществе свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что будущее за окончательной победой именно демократии, следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.
Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002.