Политичекий режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

В связи с тем, что форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, повышенный интерес представляет и классификация политических режимов. Интерес к данной теме можно определить практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений правителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима.

Содержание

Введение 2
Признаки политического режима 3
Характеристика политического режима 4
Политическая стабильность 4
Политическая оппозиция 5
Классификация политических режимов 6
Демократический режим 6
Авторитарные режимы 8
Тоталитаризм 9
Заключение 10
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Политический режим.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Универсальные характеристики демократии. 

Либерализм современной  демократии может быть пояснен с  помощью выявления универсальных характеристик демократического устройства, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и волеизъявления оппозиции. А. Пшеворский выделил шесть таких , характеристик. 

  1. Существование и организация конфликтующих  интересов, означающие, в частности, что: а) для защиты своих интересов могут формироваться самые различные группы; б) эти группы имеют гарантированный доступ к политическим институтам; в) соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение участники игры не лишаются права на ее продолжение.
 
  1. Развитие и разрешение конфликтов осуществляется в согласии с правилами, которые определены заранее, являются ясными и доступными для всех участников. В этих правилах определяются: а) особенности допуска к процедуре политического участия; б) возможные направления деятельности, совокупность которых представляет собой признаваемые стратегии поведения;
 

    в) критерий, позволяющий  ограничить сферу действия конфликта. В условиях демократии, подчеркивает Пшеворский вслед за Л. Козером, конфликты  скорее ограничиваются, чем разрешаются. 

  1. Некоторые направления действий исключены  в качестве возможных стратегий, как например, постоянное обращение  к использованию физической силы.   Использование   силы   регулируется   правилами,   специально предусматривающими те случаи, в которых это может допускаться. Тем не менее физическая сила все же может быть использована, поэтому демократии могут испытывать чувство страха перед лицом возможности приобретения этой силой статуса независимости.
 
  1. Как и любая  иная система, демократия стремится к стабилизации отношений, возникающих между действиями различных групп и результатами этих действий. Итогом этого стремления оказывается переплетение защищаемых различными факторами стратегий. Но специфика демократии заключается в том, что здесь каждая группа обладает возможностью самостоятельного выбора стратегии, каждая из которых имеет индивидуальные и вполне осязаемые последствия.
 
  1. Поскольку каждый индивидуальный и коллективный участник имеет право выбора стратегий, ведущих к различающимся последствиям, результаты конфликта в условиях демократии до известной степени разнонаправлены. Нельзя сказать заранее, какой будет позиция участников в различных типах социальных отношений, включая и производственные. В условиях демократии капиталисты далеко не всегда одерживают победу в конфликтах, им приходится вести постоянную борьбу для защиты собственных интересов. Одержать победу раз и навсегда оказывается невозможным. Даже занимаемое в политической системе положение не является гарантией преуспевания в будущем. Такое положение может обеспечить определенные преимущества в электоральной конкуренции, но не является достаточным, чтобы обеспечить перевыборы в будущем.
 
  1. Результаты  демократических конфликтов не просто разнонаправлены. Они непредсказуемы, поскольку демократия предоставляет возможность реализации интересов каждой политической группе.

Авторитарные  режимы

 

     Важность  анализа авторитарных режимов обусловлена  уже тем обстоятельством, что  большая часть человечества до сих  пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств ?

Очень часто  авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными "аргументами" в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. 

     В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся  использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность   политического   режима   со   своими   специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. 

     Можно выделить следующие, универсальные  для авторитаризма характеристики. Все авторитарные режимы отличают:

  1. стремление исключить политическую оппозицию (если таковая :существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;
  2. стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;
  3. стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты — семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;
  4. относительно слабая ускоренность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;
  5. перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;
  6. относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутренних разногласий и борющихся за власть группировок

Тоталитаризм

 

     Понятие тоталитаризма не является в словаре  политической науки общепринятым в  том смысле, в каком общеприняты  термины "демократия и "авторитаризм". Сама концепция тоталитарных режимов как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма. Отчасти это оправдано — нам уже приходилось отмечать, что авторитаризм с известной долей приблизительности и упрощения можно определить как неудавшийся тоталитаризм, как режим, предпринимавший все возможные усилия для подчинения общества своему контролю, но не достигший на этом пути впечатляющих результатов. С другой стороны, и тоталитаризм может быть определен как развившийся до своей крайности авторитаризм. 

     Тем не менее, в выделении тоталитарных режимов в самостоятельную группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии. Кроме того, практический опыт, прежде всего, опыт XX века демонстрирует такие образцы политического устройства, которые не только обнаружили фундаментальные различия с демократическими и авторитарными режимами (в том смысле, в каком мы определили их выше), но и на протяжении среднесрочной исторической перспективы оказались достаточно жизнеспособными.

  Термин "тоталитаризм" стал употребляться журналистами и политиками в конце 1920-х—начале 30-х годов и практически всегда в его определениях имелись ссылки либо на российский, либо на германский опыт. Этот опыт не был обойден вниманием и в Советском Союзе, свидетельством чего стало включение термина "тоталитаризм" в издававшиеся энциклопедии ( хотя, содержание термина по идеологическим мотивам было, конечно же, существенно искажено). Приведем в качестве иллюстрации три наиболее известные, вошедшие в энциклопедии и подчеркивающие структурные особенности тоталитаризма определения. 

Большая Советская  Энциклопедия, трактует: "Тоталитарное государство — разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой   наиболее   реакционных   империалистических   элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия"

     Таким образом, первое, что следует отметить — тоталитаризм отличается от других  форм  политического  устройства  масштабом  централизации, унификации и односторонней регламентации.  

Универсальные характеристики тоталитарных режимов 

     При всем разнообразии тоталитарных режимов  для них, как правило, характерны следующие общие черты, неоднократно суммированные в различных работах 

  1. Наличие развернутой  идеологической доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.
 
  1. Единственная  массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %); партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.
 
  1. Система террористического  полицейского контроля, поддерживающего  партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей. Такая система может быть направлена не только против "врагов" режима, но и против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку, в особенности, психологию.
 
  1. Технологически  обусловленный и почти всеобъемлющий  контроль партии и ее преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации — прессой, радио, кино.
 
  1. Аналогичный, технологически обусловленный и почти полный контроль над всеми вооруженными силами.
  2. Централизованный контроль над всей экономикой и руководство ею посредством бюрократической координации ее ранее независимых составных частей;

    этот контроль, как правило, распространяется также  на большинство других общественных организаций и групп. 

Признавая важность этих характеристик для анализа  природы тоталитаризма, следует  отметить, что в определенной степени  они могут быть свойственны и  авторитарным режимам, которые, хотя и  с несравненно меньшим успехом, также стремятся к установлению над обществом максимально широкого контроля. 

Заключение

       Подводя итоги можно сказать,  что в современной  политологии  выделяют два наиболее общих  политических режима: демократический  и антидемократический. 

     Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают  непосредственное воздействие на народ  в целом и каждого человека в отдельности.  

     Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий  выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. 

     Обстановка  в мировом сообществе свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что будущее за окончательной победой именно демократии, следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

Список  литературы

 

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Ирхин Ю.В., Зотов  В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002.

Информация о работе Политичекий режим