Национализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Национализм – система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая выраженную социально-политическую направленность.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НАЦИОНАЛИЗМА 4
2. ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛИЗМА 6
3. НЕДНОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛИЗМ» 9
4. БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ 11
4.1 Истоки национализма 11
4.2 Национализм в современном обществе 12
ВЫВОД 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Национализм.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

 

4.2 Национализм в современном обществе

       Белорусский национализм — под это название могут быть подведены две совершенно различные идеологии, которые зачастую путают.

       Носителем первой из них являются белорусы-русофилы, то есть жители Белой Руси, осознающие себя русскими. В данном случае их название — «белорусские националисты» — прямо образовано от термина «русские националисты» и носит лишь чисто географический оттенок. Их религией в основном является православие.

       Вторую  идеологию «исповедуют» белорусские  националисты-русофобы, осознающие себя не русскими, а именно отдельной нацией — белорусами. С политической точки зрения это чаще всего так называемые «демократы», по религиозной принадлежности — в основном, католики и протестанты. Именно носители такой идеологии причастны ко второй волне белорусизации.

       Первые  оценивают вторых как сепаратистов по отношению к Руси и России, забывших свою принадлежность к русской нации. Те, в свою очередь, оценивают русофилов как неких приспособленцев, якобы забывших свою истинную национальность и свой родной язык.

       Следует отметить, что некоторый налёт «сепаратизма» коснулся и части самих белорусов-русофилов (хотя они этого и не осознают). В основном, это произошло под влиянием «демократических» властей Российской Федерации, проводящих не разделяемую русскими националистами политику экономических санкций против Белоруссии.[6]

       Особенность Беларуси в том, что в ней используется в качестве государственной идеологии белорусская версия восточно-европейского национализма. Учитывая, что фактической идеологией современной Беларуси является эволюционирующий, в последнее время всё приближающийся к консерватизму, социал-демократизм, то ценностями остаются «экономика доступа», создание семейных подрядов и желание жить и отдыхать по-европейски.

       Следует заметить, что типичный белорусский  национализм многослоен. В основном в него входят тысячелетняя крестьянско-хуторская составляющая (истинно белорусская) и пропольско-шляхетская, сказывается длительное нахождение западной половины Беларуси в составе то ВКЛ, то Речи Посполитой и, наконец, католической Польши. Здесь имеет место некоторая искусственность такого, очень похожего на украинский, национализма, основанного прежде всего на средневековой мифологии.

       На  текущий момент в Беларуси не существует ни одной весомой группы (даже не партии) с явной националистической риторикой, как раз таки моноэтничность белорусского этноса (97% жителей РБ – славяне) и природная спокойная рассудительность, не способствует созданию таких форм, отсутствует соответствующая повестка дня.

 

ВЫВОД

       Благодаря национализму высокая культура охватила всё общество, стала определять его и получила политическую поддержку.

       Особое  внимание национализм уделяет трактовке  и преподаванию истории для воспитания чувства отождествления себя с нацией. Многие исследователи полагают, что  такое внимание носит идеологический характер и осуществляется с целью создания мифологической основы для своих требований — как сказал Ренан, «забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности».

       В большинстве стран мира национализм  стал частью самой структуры современного общества. Население воспринимает его  как привычное явление и даже не реагирует на националистическую риторику, если только она не угрожает общественному порядку или не связана с каким-то объективным кризисом. У людей возник ряд привычек идеологической окраски, которые обеспечивают непрерывное воспроизводство нации. 

 

Список  используемой литературы

    1. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 2002
    2. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2008. — 416 с.
    3. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2008. — 420 с.
    4. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2005.
    5. http://www.belhistory.com/history_1921
    6. Мартинович В. Трансформация героя // БелГазета. — 25 августа 2009. — № 32(399).

Информация о работе Национализм